О педофилах и правозащитниках
Предлагаю вашему вниманию мои размышления по поводу известного случая, когда против известного правозащитника выдвинули обвинения по поводу фотографий, якобы обнаруженных у него в компьютере.
Несмотря на глубочайшее уважение к британскому правоохранению (для которого у меня есть особые причины), мне кажется, что данный случай ставит больше вопросов как раз перед британским правоохранением, чем перед самим обвиняемым.
Дело в том, что:
1. Как мне кажется, каждый человек имеет право быть в душе своей кем угодно: педофилом, серийным убийцей, сексуальным маньяком или религиозным фанатиком, - до тех пор, пока все эти его особенности не оказывают никакого влияния на окружающих, т.е., пока от действий или бездействия данного человека не пострадал ни один ребенок, никто не был убит или подвергнут сексуальному насилию или иначе оскорблен, и его религиозный фанатизм никак себя не проявил.
Естественным продолжением этого будет принять тот факт, что никакие отвратительные для человечества фотографии, видеозаписи, документы или идеи никогда не смогут нанести этому самому человечеству ни малейшего вреда, пока они не окажутся каким-то образом переданы еще хотя-бы одному человеку.
Итак, суммируем вышесказанное:
- если обвинять кого-то - то не за то, что есть у него в голове, а за его действия;
- если обвинять кого-то за какие-то идеи, документы, информацию и т.п., то не с того момента, как данный человек стал обладателем этой мерзости, а с того только, как он предпринял сознательные усилия по его распространению, или не предпринял достаточных усилий по предотвращению такого распространения.
2. Так как нынешние технические возможности допускают размещение любых файлов в принадлежащих любому человеку устройствах силами третьих лиц без ведома данного человека, то сам по себе факт нахождения таких файлов в распоряжении данного человека не может быть основанием для предъявления ему обвинений.
Более того, даже и экспертное заключение, подтвердившее отсутствие посторонних манипуляций с данными устройствами, может оказаться несостоятельным, так как необходимые манипуляции могли быть произведены специалистом более высокого класса, нежели эксперт, этих манипуляций не обнаруживший.
3. Проверка данных на устройствах, принадлежащих некоторому человеку, с приданием гласности результатов такой проверки, ставит данного человека в неравноправные условия по отношению ко всему остальному человечеству, включая и его недоброжелателей. В самом деле, откуда нам знать, какие гадости могут храниться в головах и компьютерах тех, кто осуждает и обвиняет данного человека?
В настоящее время нет никакой возможности, не прибегая к спецсредствам или к физической проверке, установить, кем именно является, что именно думает и что конкретно хранит каждый из нас, включая и всех мировых лидеров, и всех судей и хранителей нравственности, и вас, и меня. А раз так, то обвинять кого-то одного в том, в чем, возможно, виноваты сотни миллионов человек, включая и самих обвинителей, - вряд ли правильно.
Подведу итог:
История с обнаружением чего-то у какого-то человека в компьютере, не может и не должна менять нашего отношения ни к этому человеку, ни к единомышленникам этого человека.
Тут есть один нюанс. Любые фотографии с участием реальных детей означают, что ради этих фотографий какой-то ребенок подвергся сексуальной эксплуатации. Поэтому, приобретение или даже скачивание подобного контента является формой соучастия в насилии над детьми. Пока же речь идет, скажем, о комиксах/мангах - никакого состава правонарушения нет, хоть бы там этих рисованных детей на части кроили. И да, естественно, должен быть установлен путь, который привел к появлению фотографий в компьютере. Провокация в данном случае не просто возможна, а вполне вероятна.
Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Владимир Генин, Елизавета Титанян, Татьяна Пастухова, Таня Ратклифф, Сергей Мурашов, Aurelia Gheorghieva, Наталия Щербина