22 ноября в галерее Эритаж пройдет очередной аукцион русского искусства XIX-XXI вв. В составе лотов – целый ряд шедевров: от Константина Коровина и Дмитрия Чипаруса до Леонида Пурыгина и Александра Гронского. Субъективный топ:

Лот № 103. Николай Загреков. Фигура обнаженного мужчины со спины. 1920-е. Бумага, красный мел, уголь, масло. 74,5Х52 см. Эстимейт: USD 8 000 – 10 000

Обнаженная натура была одним из основных сюжетов творчества Николая Загрекова в двадцатые годы. Большое внимание штудиям обнаженного тела уделялось в берлинской студии профессора Гарольда Бергена, где Загреков занимался в первые годы эмиграции. На тот момент, уже пройдя обучение во ВХУТЕМАСе у Петра Кончаловского и Ильи Машкова, Загреков решает продолжить занятия студии Бергена, чтобы адаптироваться к новой языковой и художественной среде…

Лот № 37. Константин Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1915. Бумага, тушь, перо. 34,5 Х 29,5 см. Эстимейт: USD 18 000 – 20 000

Наверное всем выпускникам музыкальных школ Советского Союза знакома легенда про невероятные перевоплощения Федора Шаляпина в образ Бориса Годунова, когда половина зрительного зала привставала посмотреть, каких кровавых мальчиков видит актер за кулисами… Рисунок великого русского художника Константина Коровина выполнен с натуры и является редчайшим портретом Шаляпина в роли.

Лот № 55. Лев Бакст. Эстамп с эскиза костюмов к одноактному балету «Волшебная лавка» на музыку Д. Россини. Похищение. 1920–1930-е. Бумага с водяным знаком, фототипия, трафарет, акварель, белила. 32,2 × 25,2 см. Эстимейт: USD 3 000 – 4 000.

Бакста называли «Кораблем «Русских сезонов»», танцовщики считали, что костюмы по его эскизам оказывают влияние на танец и вхождение в образ. Балет «Волшебная лавка» на сюжет из жизни кукол был поставлен дягилевским хореографом Леонидом Мясиным в 1919 году. Взяв за основу балет Байера «Фея кукол», Мясин дополнил его сюжетом андерсеновского «Оловянного солдатика», в результате чего постановка обрела драматический характер и стала настоящим триумфом «Русских сезонов» в Лондоне.

Лот № 117. Юрий Нерода. Валентина. 1964. Пластмасса, оргстекло, алюминий. Высота 50 см. Эстимейт: USD 14 000 – 16 000

Пожалуй, один из самых редких лотов аукциона Эритаж – экспериментальный портрет «Валентина» советского скульптора Юрия Нероды, представителя известной художественной династии. Скульптура воспевает первый в мире полет в космос женщины-космонавта. Выполненная в единственном экземпляре, из весьма необычных для этого жанра материалов, работа относится к числу памятников в большом числе утраченных на рубеже XX-XXI вв. Лот происходит из семьи художника.

Лот № 131. Александр Гронский. Горы и воды №14. Диптих. Пигментная печать, 90 × 110 см. Эстимейт: USD 4 000–4 500

Диптих талантливого молодого автора Александра Гронского создан под впечатлением от техники традиционной китайской живописи. Разрыв между двумя частями панорамы противопоставляет начальное и конечное, единство и противоположность в рамках целого. Гронский – лауреат «Инновации», «Серебряной камеры» и еще дюжины престижных фотографических премий.

Лот № 136. Михаил Молочников. Без названия, 2012. Бумага, тушь, японский нож. Эстимейт: USD 2 500–3 000

Буддист и философ Михаил Молочников созерцает обратную сторону реальности. Примерно также как читатель может бесконечно блуждать по лабиринтам Борхеса, зритель может бесконечно открывать новые смыслы в работах Молочникова. Особенно прекрасно, что его композиции так совершенны с точки зрения владения рисунком и катагами - техникой работы японским ножом.

Аукцион №VII. Русское искусство XIX-XXI вв. состоится 22 ноября в 19.00 по адресу: Петровка 20/1. Для участия в торгах по телефону необходимо зарегистрироваться: (495) 625 02 28. Каталог лотов доступен по ссылке.