Московский Музей Современного искусства представляет первую ретроспективу лидера группы "Аквариум", поэта, музыканта и художника Бориса Гребенщикова. На выставке будут показаны живопись, рисунки и фотографии автора, афиши выставок, знаковые клипы и кино-работы. Борис Гребенщиков занялся живописью в 1978 году, дебютировал как художник на первой официальной выставке группы «Митьки» в 1985 году, был дружен с художниками «Новой Академии» и представителями «ленинградского экспрессионизма». Будучи ключевой фигурой культурного андеграунда, в  1980-е годы Гребенщиков нередко участвовал в неофициальных выставках-концертах и как художник, и как музыкант.

Выставка в Московском музее современного искусства исследует взаимосвязь визуального творчества Бориса Гребенщикова с явлениями ленинградской культурной революции 1980х гг. Его работы, созданные в разные периоды творчества, - части мозаики, из которой складывается история-мифология Петербурга. Городские пейзажи, китайские беседки, «девушка с веслом» и сценки из жизни вождей мирового пролетариата - популярные мифологемы петербургского андеграунда конца прошлого века. Ранние живописные опыты Гребенщикова, происходившие в одно время с «митьковским» периодом «Аквариума», близки городскому фольклору и благодаря своими длинным названиям соединяют живопись с литературой. Работы фотографической серии «Инфра-Петербург» по эстетике и сюжетам можно отнести к явлению, получившему название «бронзовый век» русского искусства, в этих миксах отчетливо присутствует аура ранних девяностых, которая носилась в воздухе, изменяя все вокруг. Живопись 2000-2010 годов представляет главным образом пейзажи, выполненные с нежностью и вниманием к детали. Пейзаж больше не является фоном для каких-либо историй, он существует сам по себе, вне законов техники и жанра. Городские ведуты Бориса Гребенщикова стремятся выйти за рамки традиционной визуальной изобразительности, транслируя некие «внутренние» свойства пейзажа, иными словами: «совершенно ненаучное положение в пространстве»*.

В живописных работах прослеживается близкое знакомство автора с русской иконописью и буддийским искусством. Сочетая в себе элементы сюрреализма, экспрессионизма и наивной живописи, работы Бориса Гребенщикова не укладываются в какое-то определенное направление. Это еще один мир БГ, существующий параллельно вербальному и мелодическому, родство которых обозначается подчас общими образами и героями. 

Движение зрителя по выставке «Внутренние свойства пейзажа» будет сопровождаться музыкой Бориса Гребенщикова, специально написанной для этого проекта. В рамках выставки состоятся показы фильмов  «Два капитана 2» Сергея Дебижева и «БГ. Лев Толстой» Виктора Тихомирова.

Выставка проходит при поддержке Небанковской кредитной организации «21 ВЕК». Информационные партнеры: Проект "Сноб", Lenta.ru,  Наше радио.

* Цитата из притчи-сказки Бориса Гребенщикова "Иван и Данило".