Все записи
16:55  /  20.05.13

3758просмотров

ICONS. Она закончилась, и это грустно

+T -
Поделиться:

Когда мы решили провести в принадлежащем нам креативном пространстве «Ткачи» проект ICONS под кураторством Марата Гельмана, то, конечно, предполагали, что это станет  «громким» событием. В итоге реальность даже превзошла ожидания – таким количеством мифов была окружена выставка.  

Понятно, что прессу до сих пор волнует история пикетов вокруг мероприятия, тема Милонова и Народного Собора, но если честно, я не очень хочу на этом останавливаться. Вообще, ICONS стала чудесным поводом заявить о себе для всех тех, кого я про себя называю жирными троллями.  На самом деле, от людей, что приходили к нам в «Ткачи» именно на саму выставку, я не услышала ни одного отрицательного отзыва. Сейчас, когда ICONS закончилась, я могу сказать, что несмотря ни на что, все прошло мегаудачно. Во время работы проекта нас посетило огромное количество интеллигентнейшей, интереснейшей публики, и я считаю, что именно это – лучший результат. 

Фотографии - с сайта "Деловой Петербург", фотограф - Павел Волков

Однако, когда я решила посмотреть, какие отзывы о выставке в интернете, я была поражена количеством агрессии. Вымыслов. Бреда. Это натолкнуло меня на некоторые размышления (для меня – неожиданные), которыми я хочу поделиться.

Первое – это то, что наше государство демонизируется больше, чем это есть в реальности. Вот этот образ злобного демона, который душит все, что есть в стране хорошего, он, по-моему, создается не столько самим государством, сколько желающими пропиариться на этой благодатной почве. 

Например, огромное количество отзывов было посвящено проблеме запрета выставки городскими властями и ФСБ. Бойкоту собственника здания, который был инициирован опять-таки городскими властями. При том, что в реальности бойкота не было, ни о каких запретах и рекомендациях мы (собственники) не слышали, а ФСБ приходила к нам единожды с, прямо скажем, корректнейшей просьбой: усилить меры безопасности и охрану здания на период выставки, а также предлагала свою помощь. На фоне всего это легенда о том, что мы расстались с оператором пятого этажа под давлением Полтавченко, который был недоволен выставкой, выглядит очень забавно.

Фотографии - с сайта "Деловой Петербург", фотограф - Павел Волков

На самом деле выставке противились два типа питерцев – казаки и коммунисты. В последнее время коммунизм и православие становятся все ближе друг другу, что для меня является довольно курьезным феноменом. Первые расписали нам фасад словами «Блуд», «Бесы», «Долой», вторые пикетировали выставку. Но так как коммунисты пикетируют нас регулярно (летом мы поставим для них лавочки во дворе, все-таки пожилые люди), а казаки проявили сознательность и расписали фасад только на том квадратном метре, который не попадал в зону действия видеокамеры (предусмотрительные православные казаки:)), то мы восприняли эти происшествия скорее как комические.

Единственное, что было серьезным и действительно оставило неприятное послевкусие по завершении выставки – это позиция РПЦ по отношению к таким проектам, как ICONS. Меня эта тема волнует потому, что я сама – православная. Если говорить о неофициальной реакции РПЦ, то она нашу выставку, так или иначе, осудила.  При этом выставку не посетил ни один священник. Скажу больше – все, кого мы приглашали посмотреть содержание выставки (включая казаков и батюшек), отказались. То есть реакция была «не читал Пастернака, но осуждаю».

Не будучи человеком, глубоко знающим происходящее внутри православной церкви, я очень расстраиваюсь и не понимаю, с чем связано отрицание РПЦ любой попытки современного осмысления религии. Почему любая рефлексия и анализ, а не слепая вера, вызывают отторжение. Неужели то, что говорил Дмитрий Быков о «новом средневековье» - имеет отношение к реальности? Я воспринимала его слова как некую оценку новой нравственности, которая сейчас формируется в России… Но, похоже, их стоит воспринимать буквально. Это грустно.

 

Креативное пространство "Ткачи"