Все записи
01:46  /  15.05.19

439просмотров

Канн-2019: Джармуш жив!

+T -
Поделиться:

Мёртвые не умирают на открытии Каннского фестиваля: зомби-хоррор-комедия, в которой всё медленно, неправильно, смешно в деталях и неизбывно печально глобально.

«Мёртвые не умирают» – честный хоррор, только смешной и очень джармушевский. То есть, не очень «жанровый»: со странностями и меланхолией, прорехами в сюжете, заторможенный, смешивающий стёб с, скажем так, задумчивостью. С чудаческим совершенно финалом, когда герои, точь-в-точь как в искусствоведческом анекдоте про классику, модернизм и постмодерн, начнают конфликтовать с автором (в анекдоте третий этап конфликта в случае классики – героя с Богом, в случае модернизма – с отсутствием Бога, в случае постмодерна – с автором).

Но каноны фильма зомби-апокалипсисе более-менее соблюдены. Есть маленький городок с издевательским названием Центрвиль. Перекрестки здесь патрулируют комические копы – шериф Клифф Робертсон (Билл Мюррей) и его заместители Рональд «Ронни» Петерсон (Адам Драйвер) и Минерва «Минди» Моррисон  (Хлоя Севиньи). На церемонии открытия фестиваля ведущий Эдуар Баэр пошутил про poker face как отличительную черту Джармуша – Мюррей тогда его абсолютный доппельгангер. Герой Драйвера носит фамилию, однозначно отсылающую к предыдущему игровому фильму Джармуша «Патерсон»; не исключено, что этот служитель закона тоже пописывает стишата.

Джармуш следует формальностям жанра и пародирует их, не ограничивает себя в синефильских шутках – так повёрнутый на комиксах и хоррорах герой, конечно, припомнит Джорджа А. Ромеро, а первый оживший труп – Игги Поп – вылезет из могилы Сэмюэла М. Фуллера. Не ограничивает себя в кантри: песня Стёрджила Симпсона дала название фильму и звучит в нем с полдюжины раз, контрастируя с саундтреком группы самого Джармуша Sqürl. Обыгрывает инопланетную внешность Тильды Свинтон – в роли работницы службы ритуальных услуг с самурайским мечом в белоснежных руках, и и звёздно-воинскую ипостась Адама Драйвера. Но смех смехом, а Земле и правда конец, у которого есть экологическое объяснение – полярная нефтедобыча привела к сдвигу земной оси, медведи в человеческих шкурах тёрли-тёрли её и перетёрли. Бесстрастный свидетель финала – отшельник Боб; а прочие – живые мертвецы, цепляющиеся за трогательные привязанности.

Такого странного, эфемерного – как прах, в который рассыпаются зомби при декапитации – и пронзительного фильма-прощания с миром, в котором мы живём, никто ещё не снимал.