Все записи
16:31  /  24.05.19

216просмотров

Канн-2019: Болеть не за кого

+T -
Поделиться:

Впервые в каннском конкурсе нет не то, что очевидных лидеров, но и просто сильных фильмов. Нет, «Атлантика» Мати Диоп хороша; а «Паразиты» отлично сделаны; а «Отверженные» должны понравиться председателю жюри Иньярриту; а две зеркальные гей-лав-стори – «Портрет девушки в огне» Селин Шьямма и «Маттиас и Максим» Ксавье Долана – тематически выверены и сняты с душой. Но «Пальма»?!

В базисе чёрной комедии корейца Пон Чжун Хо «Паразиты» (Parasite) – классовые отношения; Маркс встречается с Клузо (и иногда с братьями Маркс). Семья безработных обманом проникает в жизнь и дом богатой семьи. Не самый оригинальный фильм мастера, но повод провести лишние аналогии с устройством фестиваля. И рассказчик из Пона лучше, чем из большинства его конкурентов по конкурсу.

Про «Тайную жизнь» (A Hidden Life) Терренса Малика надо бы подробнее, хотя бы из уважения к прошлым заслугам режиссера. Но не могу всерьёз относиться к фильму, где уже на третьей минуте из 173-х открыточные крестьяне сажают картофель, ласково приговаривая «Potato, potato»; востребованные немецкие артисты с хорошими агентами в энный раз отрабатывают типажи, а велеречивость стиля сводится к банальному абстрактному гуманизму.

«Портрет девушки в огне» (Portrait de la Jeune Fille en Feu) Селин Шьямма – слияние «двух лун», разума и чувства: холодноватый, детализированный репортаж о рождении эротического влечения из процесса рисования. Собственно, почти ничего, кроме живописи и томления в фильме и нет: условное прошлое (не раньше второй половины XVIII века), молодая строптивица Элоиза (Адель Энель) отказывается позировать для парадного портрета, мать (Валерия Голино) приглашает начинающую художницу (Ноэми Мерлан) инкогнито, представив её дочери как компаньонку для прогулок; когда секрет открывается, Элоиза соглашается позировать добровольно. Мазок за мазком, прогулка за прогулкой по крутым скалистым берегам – и девушки влюбляются друг в друга.

Понимаю Шьямма, чей фильм – абсолютное любование актрисой, взгляд глубоко влюблённого человека: на Адель Энель можно смотреть бесконечно. Не понимаю, как можно сегодня использовать музыкальной кодой «Времена года» Вивальди: разумеется, во времена «Девушки в огне» эта музыка пробирала до печёнок, но теперь-то безнадёжно ассоциируется с рекламой – шин, машин и прочего потребительства.

Тоньше и умнее «Матиас и Максим» (Matthias et Maxime) – фильм Ксавье Долана о грани между дружбой и любовью. Матиас (Габриэль Д’Альмейда Фрейтас) и Максим (сам режиссер, Ксавье Долан) дружны с детского сада – завидные многолетние отношения бех кризисов и неврозов. Однажды на вечеринке парни поддаются уговорам подружки, начинающей кинематографистки, сестры их приятеля Риветта, сыграть в её студенческой работе – и поцеловаться в кадре. Подумаешь, пустяк, чего только не сделаешь на камеру, но этот поцелуй становится Рубиконом, разделяющим жизнь друзей на «до» и «после»...

Новый фильм канадского вундеркинда Долана вновь пижонски снят на 35-миллимеровую пленку и отличается фирменной долановской легкостью в разговоре на серьёзные темы: семья, дружба, любовное притяжение.