Все записи
13:20  /  5.11.19

432просмотра

За пределом цивилизации

+T -
Поделиться:

"Остановите земной шар, я сойду."
Из подслушанного

Что, если горящие леса, аутоиммунные болезни, стрельба в школах, беспомощность лидеров и институтов - звенья цепи, сковавшей весь цивилизованный мир? Что, если сама цивилизация близка к закату?

 

Восход цивилизации.

Жила-была Земля и на Земле жила-была жизнь. Чтобы процветать и размножаться, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения после проб и ошибок нашли подходящие формы социальной организации: стаи, стада, рои, рощи, грибницы. Нашли себе подходящую форму и люди: они стали жить в племенах. 

Так продолжалось три или четыре миллиона лет, пока вдруг, десять тысяч лет назад, люди не решили попробовать новую форму сожительства - цивилизацию. Люди осели и обнеслись заборами, так начались города. Они поставили над собой царей, так началась иерархия. Цари забрали себе львиный кусок урожая, так началось неравенство. Чтобы их кусок не отобрали, они поставили охрану, так начались войны. Чтобы людские массы не волновались, они поставили священников, которые день и ночь объясняли массам, что бедным быть хорошо, ибо в загробной жизни их ждут райские кущи, так началась религия. Когда религия не работала, они дали массам надежду стать царями ещё в этой жизни, купив дом, машину, айфон. Так началось потребление.

Появилось еще много того, что назвали "достижениями цивилизации": образование, медицина, демократия, искусство, наука и технология. Чтобы на новый порядок никто не посягнул, саму цивилизацию назвали высшей и конечной формой социальной организации человека.

 

Закат цивилизации.

И действительно, даже когда эта "высшая форма" снова и снова демонстрировала неспособность справиться с собственными болезнями: неравенство, бедность, войны, геноцид, истребление природы, преступность, коррупция, рабство, корпоративная ненасытность, эпидемии, – редко, кто ставил систему под сомнение. Восстания, революции, выборы и лучшие умы человечества боролись лишь за то, чтобы отобрать власть и деньги у одних и отдать другим, не трогая иерархических основ цивилизации, таких, как власть и деньги.

Никому не пришло в голову, что цивилизация, как социальная форма не работает, ни при хорошем президенте, ни при искусственном интеллекте. Она достигла своего предела, устарела и отмирает. Пришло время начинать заново и по-другому.

Продолжать сказку? Думаю, достаточно. Тем более, что это не сказка, а краткое содержание вступления к книге Beyond Civilization (За пределом цивилизации) писателя, философа и антрополога Дэниел Куинн.

Куинн ставит под сомнение незыблемость цивилизации и предлагает читателю вообразить жизнь за её пределами.  Куинн называет нашу цивилизацию монокультурой, потому что она объединяет более девяноста процентов населения планеты одним качеством: еда под замком. Хочешь пить, есть – плати. Нечем платить – работай. И неважно, какого ты рода-племени и какого цвета кожи, ты давно принял главную идею цивилизации "еда под замком" и давно принял ее главный посыл: "Это лучший и единственно правильный способ жить."

Наша культура распространялась по миру со скоростью лесного пожара, пожирая другие “дикие”, “отсталые” культуры и уклады, неся впереди себя священный мем: “Мы живем правильно, а вы нет." А значит, наш святой долг научить вас, как жить, или свести вас со свету. Племенной уклад – угроза цивилизации, потому что он напоминает людям, что, оказывается, можно жить в мире и согласии, не теряя связи с предками и природой, не теряя человеческого облика. Поэтому последние оставшиеся в живых в труднодоступных закоулках планеты индейцы упорно вытесняются, а их мировозрение демонизируется или высмеивается, как примитивное и отсталое.

Но я хочу спросить: какая социальная форма более примитивная: та, что просуществовала сотни тысяч лет в балансе или та, что за две-три сотни лет довела себя до вымирания? Та, что оставила нам планету в целости, или та, что уничтожила больше половины животных за последние полвека? И ещё задам запретный вопрос: как сравнить достижения цивилизации с её ужасами? Сколько Нобелевских лауреатов стоит колонизация Африки с последующим вывозом рабов? Что важнее: полотна Рембрандта или 416 дельфинов, которые выбросились на берег Новой Зеландии из-за невыносимой экологии? Кто посчитает? Несравнимые вещи? Ну-ну…

 

А разве можно по-другому?

В истории есть примеры, когда люди отказывались от цивилизации. Куинн пишет, что величайшие цивилизации майа, ольмеки, теотиуакан строили пирамиды, рубили на них головы своим верноподданным, а потом ни с того ни с сего пожгли и оставили свои города. Автор не согласен с историками, которые словно стесняются назвать причину такого поворота. Он утверждает, что индейцы вернулись в леса к племенному строю, признав, что эксперимент цивилизации не удался. Счастливчики, а мы вот уже десять тысяч лет строим свои пирамиды, ставим все новых идолов и бубним, что нет жизни после цивилизации. "Вот только найду получше работу, вот только выберем нового президента, вот только перейдем на солнечную энергию…”

 

Так что же там, за пределом цивилизации?

Никто не знает. Никто там не был, и готовых лекарств не наварил. Речь не идет, конечно, о возвращении к этническим племенам, как встарь, мир уже не там. Речь также не идет об отказе от удобств цивилизации, к которым мы привыкли. И все же речь идет о чем-то принципиально новом, но работающем, как работали когда-то племена.

 

А есть конкретные предложения?

Куинн предлагает для начала не бороться с системой, а взять парашют и "выпрыгнуть" из падающего самолета. Цивилизация не работает, значит скоро перестанет существовать, попытки залатать на ней дырки лишь продлевают мучения. Оставьте её в покое, начните новую историю.

Об этом пишет мыслитель и писатель Чарльз Ейзенштейн. Перестать вкладываться в старую историю разобщения и одиночества. Мы всё уже про неё знаем. Ей предстоит отмереть, а нам пора написать новую историю, историю единения друг с другом и всем живым.

Я вовсе не смотрю на это, как на утопию. Я уже пишу свою новую историю, вижу, как её пишут люди рядом. Люди, живущие на земле, строящие бизнес вместе, не как наемные сотрудники, а как семья. Люди, которые отстаивают права природы, нативных племен, униженных групп общества. Поэты, мистики, инженеры, матери. Эйзенштейн называет это движение sacred activism (сакральный активизм). 

В моем любимом фильме Прекрасная Зеленая показан образ возможного рая людей на другой планете. Когда земляне спросили их, как они к этому пришли, они сказали, что начали с мирного неповиновения системе – перестали покупать то, что она предлагает. На этих словах в кадре показали тихую улочку, которая могла быть испанской или французской, сплошь белую, от выставленных на мостовую стиральных машин, микроворлновок и холодильников. Так начиналась новая история человечества за пределом цивилизации.

---

Книги по теме:

Daniel Quinn, Ishmael

Daniel Quinn, The Story of B

Daniel Quinn, Beyond Civilization: Humanity’s Next Great Adventure

Charles Eisenstein, The More Beautiful World Our Hearts Know Is Possible (Sacred Activism)

Charles Eisenstein, 

Sacred Economics: Money, Gift, and Society in the Age of Transition