Все записи
16:11  /  23.01.16

2875просмотров

«Женщины бури»

+T -
Поделиться:

 

 

Перед тем, как пойти на выставку, я некоторое время гадал, что бы могло значить ее название: «Sturm Frauen» (Женщины бури). Слово Sturm мне что-то смутно напоминало. Откуда-то всплывали имена Кандинского, Явленского, Клее, - вобщем авангард первой четверти двадцатого века. Имена женщин-авнгардистов того времени я, конечно, тоже помнил, но они никак не связывались в моем сознании со словом Sturm.

Кажется, мне попадалось это слово в качестве названия немецкого художественного журнала 10-х – 30-х годов, стоявшего у истоков экспрессионизма, - „Der Sturm“ Я посмотрел в гугле. Конечно, вот он:

 

 

Но это был не просто журнал. Рядом с ним создатель издания организовал галерею того же названия. И в этой галерее выставлял всех значительных художников своего времени – не только немцев и не только экспрессионистов: здесь поперебывали авангардисты всех направлений, как сказали бы прежде, революционного искусства – итальянцы, французы, скандинавы, русские. Дискриминации по половому признаку не было никакой: женщины составляли существенную часть выставляемых художников. И не удержусь от восклицания (в подобных случаях ничто не в силах меня удержать): что это были за женщины!

Но начнем по порядку. Прежде, чем мы обратимся непосредственно к дамам, следует рассказать о создателе галереи и вздохнуть над его судьбой.

В 1878 году в Берлине  в богатой (да, да, конечно же, еврейской) семье родился Георг Левин. Учился музыке в Берлине и Флоренции. Приобрел довольно широкую известность как концертирующий пианист. Но музыки ему мало: он дружен со многими писателями и художниками. Его именем подписаны многочисленные критические статьи, стихи и проза. В 1903 году его усилиями создается «Verein für Kunst», поддержанный братьями Манн, Ведекиндом, Дёблином, Рильке. Левин женится на известной поэтессе и художнице Эльзе Ласкер-Шюллер, которая придумала для мужа псевдоним, под коим он, собственно, и остался в истории: Герварт Вальден (на немецкий лад произнесенное английское имя Уолден, как звали героя книги Генри Торо: «Уолден, или Жизнь в лесу»)

 

 

В 1912 году Вальден затевает журнал, а затем и галерею «Штурм», в чем ему помогают Деблин и и Ласкер-Шюллер ( которая сотрудничает с Вальденом и после развода с ним и его новой женитьбы на шведской художнице Нелл Рослунд-Вальден). В конце 20-х годов Вальден вступает в коммунистическую партию. В 1927 посещает СССР и возвращается очарованный социалистическим строительством и революционным искусством. В начале 30-х напуганный наступлением нацистов переселяется в СССР, где пытается объяснить, что идеология фашизма -  не кредо художественного авангарда. Короче, еврей Вальден умирает в 1941 году в саратовской тюрьме, где он содержится как немецкий шпион.

Впрочем, к выставке это уже не имеет отношения, как не имеют к ней касательства и искореженные несчастные судьбы многих участников экспозиции. Потому что выставка создает ощущение праздника и сообщает посетителям через век после создания полотен энергию  действия и изобретательности. Я наблюдал, как расслабленные болезнью, апатией и возрастом зрители взбадривались, молодели на глазах, обретали стремительность в движениях, и сам я, позабыв о боли в пояснице, носился от картины к картине, возвращаясь к тому, что, как оказалось, несполна разглядел. Лишь немногое из размешенного в зале можно было увидеть раньше в различных музеях мира или разыскать в интернете. Значительная часть работ находится в частных собраниях и обычно недоступна для зрителя.

Сподвижница Вальдена, та, что после его матери дала ему имя (с которым он и отшел в мир иной в саратовской тюрьме), поэтесса-экспрессионистка Эльзе Ласкер-Шюллер представлена на выставке рядом выразительных рисунков, в которых присутствует вымышленный ею персонаж – alter ego автора – принц фиванский Юсуф.

 

 

 

Когда наци в Германии стали набирать силу, выбор персонажа (не-арийца) болезненно отразился на поэтессе, любительнице Палестины: ее страшно избили прямо на улице. Это, впрочем, не избавило ее от привязанности к библейским и вообще восточным мотивам, как в рисунках, так и в поэзии. Ее до сих пор называют «черным лебедем Израиля».

 

Вот еще сюжет: заклинатель змей на фиванском рынке

 

 

Теперь перейдем к помещению, в котором раположились работы второй жены Вальдена – Нелл Рослунд, известной по имени, которое придумала для ее мужа его первая жена. В 10-е годы говорили, что в Берлине нет более белокурой и белокожей женщины, чем эта шведская художница. Привлекала также ее творческая отвага и независимость, хотя техникой письма на стекле она, кажется, обязана была Кандинскому.

 

Композиция:

 

 

А это как раз на стекле:

 

 

 

Переходим в отсек, посвященный Габриеле Мюнтер. Художница долгие годы была связана с Кандинским, обручившись с ним еще в то время, когда он был женат. Вот портрет Кандинскго ее кисти:

 

 А вот ее автопортрет:

 

Плакат к выставке ее работ в Копенгагене:

 

 

 Пейзаж:

 

 

И наконец, чтобы перейти к следующему нашему персонажу – портрет этого персонажа, художницы Марианны Веревкиной, как здесь говорят, von Werefkin, жены Алексея Явленского (von Jawlensky):

 

Ученица Репина, который то провозглашал ее русским Рембрандтом, то сравнивал ее с Веласкесом. Переехав в Германию стала экспрессионисткой, примыкала к «Синему Всаднику», дружила с Кандинским и Мюнтер.

 

Литовский город:

 

 

Близнецы:

 

Старьевщик:

 

 

Очень выразителен портрет танцовщика Сахарова (Цукермана), которого супруги Явленские поддерживали в его работе балетмейстера. Видимо, это был очень эксцентрический человек.Если кто что заподозрит – был женат. Начинал как художник, заинтересовался искусством балета. Выучился танцевать. Часто принимал на себя маску игривой жеманности – сродни Северянину или Вертинскому. Да что я говорю – это все видно на портрете:

 

 

И еще – напоследок (трудно расстаться, впрочем, Явленский смог).

 

 

 

Посмотрим еще одну шведскую художницу – Сигрид Хьертен. Вместе со своим мужем Исааком Грюневальдом она училась живописи в Париже у Матисса. В 1915 году она познакмилась с Вальденом, когда уже была известна благодаря своим вернисажам. Вальден предложил ей выставиться в своей галерее.

 

Так она изобразила своего мужа:

 

 

Ниже две женщины в характерных позах и с узнаваемыми наклоном головы и подведенными губками.

 Эта: обнаженная

 

 И вот эта: женщина в мехах (рекомендую также прическу и шляпку)

 

 

 

 

Вот это автопортрет немецкой художницы Эми Клинкер, испытавшей в своем становлении влияние Алексея Явленского и группы «Синий Всадник».

 

 

«После рабочего дня»:

 

 

 

Мария Уден, высоко ценимая Вальденом и изготовлявшая гравюры для его журнала, умерла в 1918 году в возрасте 26 лет после рождения первого своего ребенка. Испытала влияние Марка Шагала.

 

Танец:

 

 

О Наталье Гончаровой я рассказывать ничего не стану, просто покажу две картины, из числа представленных на выставке.

 

Купание

 

 Цветочницы

 

 

Соня Делоне – французская художница русского происхождения, вместе со своим мужем Робером Делоне приверженная кубизму, тому его направлению, которое Аполлинер назвал орфизмом. Геометрические композиции, эксперименты с «чистым цветом», замена светотени сменой краски. Фигура чрезвычайно важная для искусства всего двадцатого века.

 

Португальский рынок:

 

 

 

Tango-magic city:

 

 

Бельгийская художница Marthe Donas, называвшая себя Тур Дона, чтбы по имени нельзя было угадать пол автора картин. Художник и скульптор Архипенко рекомендовал Вальдену Тур Дона как блестящего художника: «Он – мой самый лучший ученик».

Автопортрет этой прелестной дамы, по счастью, оставляющий не только художественное впечатление:

 

 

Сравним с ее же кубистическими холстами и рисунками.

Бюст женщины:

 

 

 

Женщина в шляпе:

 

 

 

Натюрморт с бутылкой и чашкой:

 

 

Об Александре Экстер известно, слава Богу, уже достаточно. Ее театральные рабты и костюмы видели многие. В России  о ней теперь пишут. Конечно же, на выставке все это есть:

 

 Есть также и такая картина маслом:

 

 

Интересны также театральные маски и костюмы Лавинии Шульц:

 

 Они стоят на подиуме и занимают целый зал. Чтбы показать их в их торжественной прелести, пришлось бы снимать видеопанораму, где были бы видны и восторженные зрители. Здесь звучит и аудио запись музыки из оперы того времени, для которой это все изготовлялось.

 

Ученица Фернана Леже – Марсель Кан.

Автопортрет:

 

 Художница долго жила 1895-1981.

 Картины на следующих фотографиях стали постерами выставки, о которой мы ведем речь.

 Женщина с теннисной ракеткой:

 

 

 

Женщина с парусом:

 

 

 

 

Я не сумел сказать обо всех, как ни пытался ужать до минимума и репродукции и подписи к ним. Завершить же разговор мне кажется уместным, назвав имя Хиллы фон Ребай.

 

 

Вот одна из ее работ:

 

 

Однако ключ к ее известности и славе вот здесь, на этой фотографии:

 

 

Она переехала в Америку для того, чтобы положить начало колоссальнейшей коллекции авангардного искусства. Она же стала основательницей и директором музея Гуггенхейма.

 

Слава женщинам бури (Sturmfrauen)!

Кстати, на выставке есть стенд, где перечислены имена ВСЕХ художниц, так или иначе связанных с деятельностью журнала и галереи „Sturm“. Вклад русских женщин, судя по списку, чрезвычайно велик. И я представил себе что кое- кто из них вполне мог бы участвовать в экспозиции. Например, уверен, что работы Любы (как она здесь названа) Козинцевой-Эренбург, где-то же в Москве хранящиеся, также могли бы вынырнуть на этой выставке из небытия.

Комментировать Всего 7 комментариев

Спасибо, отличный информативный и искусствоведчески корректный обзор! 

Спасибо, Елена, искусствовед для меня  - желанное, но незаслуженное титло. Корректный - принимаю с благодарностью

Эту реплику поддерживают: Андрей Шухов

Уважаемый Виктор,  в самом деле, очень хороший обзор. Не очень понятно ( или я пропустил) - где эта выставка? Во Франкфурте,  по месту Вашего жительства?:) Хочу сагитировать сына подъехать из Гёттингена.  И до какого числа она открыта? Сам бы полетел???? Может быть.

Эту реплику поддерживают: Андрей Шухов

Эдуард, выставка во Франкфурте в выставочном зале "Schirn", работает до 7 февраля. А на рождественские каникулы в Лондоне я был на выствке Гойи в National Gallery и на выставке "Голландское искусство эпохи Вермеера" в Qeen's Gallery-

 С  "Портретами Гойи" Вам, конечно, очень повезло. Национальная галерея умеет готовить  сюрпризы  к  подобным выставкам... Нужно мне Вам ответить визитом во Франкфурт:) Попробую до 7 февраля что-то предпринять. Спасибо, Виктор. 

Марианна фон Верефкин (как ее тут именуют) прекрасна. Ее работа есть в коллекции Батлинер - в Альбертине висит между Кандинским и Явленским и даже при таком соседстве притягивает к себе магнитом. С огромным удовольствием прочитал Ваш обзор, Виктор!

Спасибо, Андрей, выставка действительно хороша и прекрасно подготовлена

Эту реплику поддерживают: Андрей Шухов