Это история о том, как можно прославиться в качестве поэта, не будучи таковым.
Еще в молодости, кропая вирши и потешая близких юмористическими стихообразными посланиями, я хорошо и в полной мере осознал, что, обладая поэтическим чувством (и чутьем) и даже овладев некоторыми стихотворческими навыками, я нисколько не пригоден, если я не самозванец, к поприщу поэта. Пусть эта вакансия останется незанятой, решил я, тем более, что «она опасна, если не пуста». Это осознание ничуть не охладило моей страсти к поэзии и интереса к тому, как делаются стихи. То есть стихотворная метафизика пребудет со мной в ощущениях (подобно материи у ленинистов), а стихотворную технику вполне можно освоить из стиховедческих работ (думал я).
Я и читаю всю жизнь и стихи, и литературоведческие труды. Разумеется, я не мог пройти мимо энциклопедических книг великолепного Михаила Леоновича Гаспарова, который, по-моему, как и я, решал в юности ту же проблему с призванием и, уже став знаменитым ученым, застенчиво публиковал свои стихи, которые все же не перестал писать. Однажды, читая книгу М. Л. Гаспарова «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях» (М. 1993), я наткнулся в на рассказ о «фоническом фокусе» связанном с «труднодостижимым бессмысленным звукосчетанием «жора». Изобретателем этого фокуса поэт В.Пяст называл Мандельштама, вспоминая, что Осип Эмильевич строго следил, чтобы новые «жоры» писались только с его разрешения. Смысл фокуса состоит в том, что звукосочетание «жора» возникает на стыке слов стихотворения, как например: «мираЖ ОРАнжевый» или «продаЖ ОРАкул» (из «Жоры Петербургской» В. Пяста и Б. Мосолова). Далее М.Л. Гаспаров пишет (с.64): «Пяст упоминает еще более сложные формы стихов типа «жоры», например «боранаут»; нам не удалось ни отыскать, ни сочинить ни одного «боранаута».- может быть, читателю повезет больше?»
Я принял это как прямой вызов и, чтобы не быть в одиночестве, призвал своих друзей-литераторов на вызов откликнуться. Пораздумав, друзья от конкурса отказались. Мне же ничего не оставалось, как засесть за создание того, что не далось самому Гаспарову.
Вот результат моих усилий:
Раз Боранаут на Франкфуртский берег проветриться вышел.
Страсти сказал он: туБО! РАНА УТраты болит.
После отправился в БОР, А НА УТро, страдая, усталый,
Бога моля, у соБОРА НА УТрене стал:
-Дай мне, прошу, утоления в горести сумрачной, иБО
РАНА У Тех, кто, придя на соБОР - АН! "АУТсайдер!"- услышит
Злые слова, гордецом в простоте возглашенные груБО,-
РАНА У ТЕХ, говорю, не заживает, мой Бог!-
Так говоря, от соБОРА НАУТек Боранаут вприпрыжку пустился,
Не на чело свой уБОР, А НА УТробу надев.
Вскоре мы с приятелями не смогли придти к согласию при решении вопроса о стихотворном размере одного понравившегося нам литературного текста, и мы решили обратиться к Михаилу Леоновичу в качестве арбитра в нашем споре. Я написал ему письмо, к которому приложил своего «боранаута». Письмо написал на компьютере. Ответ получил на почтовой открытке. Написано от руки. В конце приписка:
На этом история не кончается. М.Л. Гаспаров прославил меня в своей знаменитой книге «Записи и выписки» (М., 2000) , в которой на странице 341 рядом с глоссой «боранаут» сообщил: «Я написал в учебной книжке по стихосложению, что ни одного «боранаута» нам не удалось ни найти, ни сочинить. После этого мне прислали целых два, один – из Франкфурта» Далее следует мой текст.
Я мог бы почить на лаврах. Но...
Но моя слава продолжала распространяться.
Лингвисты придумали олимпиаду для старших школьников. Там было такое задание:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
11 КЛАСС
Задание №1. Решите лингвистические задачи:
1. Русский писатель XIX века Титов писал под псевдонимом Тит Космократов. А как было его настоящее имя?
(А) Александр, (Б) Владимир, (В) Кузьма, (Г) Демьян, (Д) Константин
2. В начале прошлого века поэты, собиравшиеся в одном петербургском кафе, придумали стихотворную форму «боранаут». Перед вами фрагмент «боранаута» современного автора В. Бейлиса:
Раз Боранаут на Франкфуртский берег проветриться вышел.
Страсти сказал он: тубо! рана утраты болит.
После отправился в (...), а наутро, страдая, усталый,
Бога моля, у собора на утрене стал.
Восстановите пропущенное слово.
(А) бар; (Б) бой; (В) бор; (Г) сад; (Д) путь.
Школьники, принимавшие участие в олимпиаде, стали интересоваться, кто есть «современный автор В. Бейлис»? В Интернете возник форум. Лучший ответ на заданный вопрос – привожу:
Господа, на этом моя слава не закончилась!
Когда Михаил Леонович ушел из жизни, появилась научная статья, в которой автор рассмотрел и подсчитал цитации великого ученого. Мое имя оказалось в весьма неплохой компании:
Юрий Орлицкий - ПОЭТ МИХАИЛ ГАСПАРОВ
По одному разу в книге процитированы Г. Смотрицкий, Е. Костров, М. Херасков, Г. Державин, В. Жуковский, Н. Карамзин, А. Бестужев-Марлинский, П. Жадовский, С. Дрожжин, К. Бальмонт, П. Потемкин, Н. Клюев, П. Орешин, Г. Шенгели, Г. Оболдуев, С. Городецкий, И. Сельвинский, Б. Лапин, М. Шкапская, С. Соболевский, А. Парпара, А. Ромм, В. Лазарев, А. Вознесенский, Д. Сураджевский, Е. Лозинская, Т. Бек, Вс. Некрасов; Гесиод, Пиррон, аноним из Палатинской антологии, А. Поуп, Э. Потье, К. Кавафис, Э. Фрид, Р. Киплинг, А. Боске, У. Оден, Х. Борхес, Ш. Ван Лерберг, Ц. Гринберг, Р. Альберти, Г. Грасс, Т. Ульрихс, анонимная латинская секвенция, китайское цю, В. Файер, В. Бейлис, искусственный верлибр из фольклорной книги П. Бессонова (интересно бы было составить такой же список упомянутых в книге поэтов, но оставим это до следующего раза). Наконец, еще три цитаты анонимны.
Таковы мои свершения на поэтическом поприще, и такова моя совершенно неадекватная им слава.
:-) Нам не дано предугадать...
Виктора Бейлиса я знаю! И с творчеством его знакома! А теперь буду еще больше гордиться, что я заочно знакома и общаюсь с этим прославленным поэтом! :-)
спасибо, Виктор!
Эту реплику поддерживают: