Все записи
20:19  /  15.05.13

12183просмотра

Дьяволенок Леонардо

+T -
Поделиться:

Помню детское свое ошеломление, когда я впервые увидел в альбоме репродукцию этой картины Леонардо да Винчи.

Согласно названию на картине изображен Иоанн Креститель. Молодой полуобнаженный человек  глядит на меня глазами, переполненными соблазном и насмешкой, почти глумлением. Мне становится страшно. Этот человек первым признал Христа и призывает креститься в реке Иордан? А что за жест? Допустим, правый палец его назидательно поднят кверху, и, возможно, он что-то объясняет и проповедует, хотя это все же не жест проповедника: что-то в нем есть такое же издевательски-соблазнительное, что и в зловещем взгляде, сулящем недоброе. Можно предположить, что палец направлен на слегка проступающий из темноты крест, хотя в это верится с трудом: слишком чужероден крест всему настрою этой картины и, вероятно, ее смыслу. Мне, честно говоря, этот жест кажется сродни современному, имеющему смысл: «А вот на-ко-ся, выкуси». Да и в лице юноши скорее лукавство, чем прозелитство. А и можно ли назвать лукавством оскорбительность, издевательство и почти скабрезность? Здесь изображены сознающее себя предательство и измена, надувательство и коварство.

Разумеется, в детстве я не формулировал все это буквально этими словами, но я смутно ощущал все, что сейчас пишу. Когда много лет спустя я увидел эту картину Леонардо в Лувре, мои давние впечатления подтвердились с лихвой и еще усугубились, хотя все-таки оставались смутными. Я, конечно, понимал, что во времена Леонардо художники названия своим картинам не давали, что представление о том, что на картине изображен Иоанн Креститель, могло возникнуть много позже создания шедевра, что автор названия мог преследовать какие-то свои, посторонние портрету, цели, но ведь закрепилось же название и живет нераздельно с картиной. В искусствоведческих работах я увидел предположение, что крест и одеяния, возможно, были написаны не Леонардо, а кем-то другим, вероятно, одним из учеников мастера, но значительно позднее.

Не буду сейчас ссылаться на свои розыски в области искусствоведческой и символологической литературы, где толкуются и жесты, и мистические смыслы, и аллегории, связанные с портретом. Желающие смогут найти в интернете видео с интереснейшими лекциями Алексея Назарова, в которых прослеживаются аллюзии на Гермеса Трисмегиста, Еноха и Метатрона.  

http://tv.tainam.net/index.php?option=com_content&view=article&id=84&Itemid=26

Оставляю конспирологию в стороне. Я пишу не искусствоведческое исследование, хотя многие догадки ученых мне известны и интересны. Да ничего нового я, пожалуй, и не скажу. Хочу только рассказать историю своих локальных открытий, совершенных мною не как специалистом (каковым я не являюсь), а просто не лишенным внимательности любителем живописи. Несколько лет назад я впервые пожил несколько дней в Милане. Здесь, конечно, было на что посмотреть и помимо «Тайной вечери» Леонардо. И вот в одном из залов Pinacoteca Ambrosiana я застыл напротив картины Gian Giacomo Caprotti — San Giovanni Battista.

Мне не показалось, что это удачная копия работы Леонардо: она была попроще, в ней не было мощи учителя... но сохранялась некоторая глумливость. Художник Джан Джакомо Капротти вошел в историю скорее как факт биографии Леонардо, чем как мастер. И вошел-то он не под именем своим, а под прозвищем Салаино. А прозвище, между прочим, глумливое: Salai — значит «нечистый» (так называли дьявола, в том числе и в России), Салаино — уменьшительное от этого слова, то есть «чертенок», «дьяволенок». На памятнике Леонардо, установленному в Милане неподалеку от Ла Скала, у подножия стоят скульптурные изображения учеников Мастера. Одна из фигур — Салаино. Кличку свою художник получил в десятилетнем возрасте, когда определился к Леонардо в качестве ученика и при этом сразу же, в тот же день обворовал учителя. Он тут же был уличен, но потом неоднократно в различных ситуациях без зазрения совести прибегал к воровству, подчас даже рискуя жизнью и вызывая бешенство и ненависть других учеников Леонардо. Учитель же, аккуратно занося в свой дневник прегрешения дьяволенка, неизменно защищал и выгораживал миловидного мальчика, вызывая при этом сплетни и слухи о собственных несколько извращенных повадках. Слухи живут (и множатся) до сих пор, тем более что почти все свое наследство, включая и «Джоконду», Леонардо оставил именно Салаино, который через несколько лет после смерти учителя (и любовника?) погиб в пьяной драке. Известно, что Салаино был постоянным и любимым натурщиком Леонардо.

Недавно итальянский искусствовед Сильвано Винчети высказал гипотезу о том, что даже сама «Джоконда» писана Леонардо именно с женоподобного Капротти.

Но я и не об этом. Говорят, в коллекции английской королевы Виктории было несколько рисунков Леонардо, которые считались эротическими. В какой-то момент эти рисунки стали полагать утраченными, во всяком случае, из Великобритании исчезнувшими. В последние годы они таинственно всплыли, и уже в нескольких местах выставлялся рисунок с загадочным названием Angelo incarnate (Ангел во плоти).

Это до чрезвычайности странный ангел, имеющий по современным критериям признаки порнографического изображения — в силу напряженности своего гендерного состояния (прошу заметить мою законопослушность в выборе терминологии. — В. Б.)

Не знаю, ближе ли мы к разрешению загадки «Иоанна Крестителя» или дальше от нее. Но вот, наконец, мы видим совмещение изображений: это и портрет (карикатура?) Салаино (дьяволенка? ангела во плоти? похотливого развратника?), и набросок глумливого и обольстительного Иоанна с его уже знакомым нам жестом (проповедника?). Мучитель! Мучитель! Мучитель!

Комментировать Всего 22 комментария

Виктор, спасибо за Ваш "розыск"! Мне-верится!

Я сейчас в Италии, у меня здесь "вечная" игра-найти Св Себастьяна, потому что найдя, буду счастлива (все Св Себастьяны похожи на моего возлюбленного-)) и вот не нашла, ужО четверый день в веницеях-Себастьянва нет! Но есть Ваш дьяволенок, -утешает!-)

Милая Ирина, я желаю Вам найти свое счастье в Италии - но не сразу! НЕ СРАЗУ! Ищите долго. Искать что-либо в Италии - само по себе счастье.Найдя в конце концов свое, ну, то что искали, не расплещите добытое в процессе поисков. Удачи Вам и спасибо за реплику.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ирина Громова, Алия Гайса

Какой все таки странный человек был Леонардо... Какой то гениальный неудачник. Ньютон, живший через 150 лет позже него, перевернул историю человечества, а Леонардо, потенциал которого был, по видимому, ничуть не меньше, остался в истории художником среди других художников. 

Во Флоренции я видел выставку макетов, сделанных по образцу его проектов, записанных в "Атлантическом кодексе". Все на сотни лет впереди его времени. И ничего не сделано, ничего не доведено до конца.

я думаю, ему просто самому было ИНТЕРЕСНО открывать что бы то ни было. Открыв, он терял к этому интерес и брался за другое. А свои интересы он скорее склонен был скрывать и зашифровывать - очень потаенный человек.

Гениальный неудачник? Мне кажется, ему была предназначена иная роль - показать будущее во всех сферах развития общества. Сделать намек, приоткрыть занавес.

В ходе эксперимента с красками, он мог создать шедевр, который через какое-то время размывался или расплавлялся и исчезал. Но он оставлял открытие для других.

Кажется, Элиот сказал:"Кто такой человек, чтобы говорить о поэзии?"Я думаю, есть в истории искусства такие творцы, к которым это высказывание приложимо: Бах, Шекспир, Данте - и, конечно же, Леонардо. То есть, я имею в виду, что трудно говорить об их предназначении. Для меня загадка, осознавали ли они сами свое предназначение. В случае с Леонардо - он многие годы мог настойчиво исследоватьодну проблему, когда же доходил до проекта, окончательного чертежа, необходимости осуществления - резко обрывал вдруг свои усилия. Может быть, это сберегало его жизнь - кто знает? Даже и картины его - редко бывали законченными, и никто не знал, в какой момент их можно будет счесть законченными. Чем ближе был конец, тем вернее Леонардо обрывал свои усилия. Кажется, и "Джоконда" и "Иоанн" считаются незаконченными...

Спасибо Виктор. За то, что теперь, после импрессионистов и  Микеланджело, я начну заново открывать для себя Леонардо да Винчи. Благодаря Вам:-))

Эту реплику поддерживают: Victor Bejlis

Татьяна,

В том то и дело, что никому он ничего не показал, все было зашифровано и записи найдены и расшифрованы через несколько сот лет. Теперь люди удивляются тому, что Леонердо придумал то, что потом переоткрыли другие...

Интересно, читали ли вы Мережковского "Леонардо да Винчи".

Все это очень интересно, Алексей. Спасибо.

Мережковского читала. Но видимо тогда, я еще не готова была понять все до конца. Такие вещи надо перечитывать. Теперь, после посещения Флоренции, Рима эта книга, я думаю, будет читаться иначе. А вообще, в последнее время, выбираю маршруты поездок "по следам" великих людей.

Мне очень повезло: я два раза жил во Флоренции по месяцу. До некоторой степени впитал ее в себя. Вот в Риме был только наездами по нескольку дней. Мережковского перечитайте, кажется с Леонардо он попал в точку.

Вам действительно повезло. Потому что, я по своим ощущениям, за несколько дней чуть с ума не сошла. Но сейчас  понимаю, что буду там еще не раз:-))

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Прочитал - и вспомнилось. В 95-м году мы с братом бродили по Видзорскому замку, и в одной из комнат, маленькой и скромненькой - оказалась выставка "Шесть карандашных голов Леонардо" (в моем несколько неуклюжем переводе на русский): скромные наброски, свинцовый карандаш, пожелтевшая бумага. И это было грандиозно по силе, по энергетике, мы стояли как притянутые магнитом и не могли оторваться. Это так и осталось одним из самых сильных художественных впечатлений моей жизни.

Виктор! Великолепное эссе!

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Alexei Tsvelik, Ирина Столярова, Iouri Samonov

Вы правы, Андрей, бывают даже просто клочки и обрывки, обладающие неслыханной магнетической силой и таинственностью. Это какое-то сакральное чувство прикосновения к мистической сущности ... неизвестно чего. На меня когда-то произвели почти порабощающее впечатление рисунки Чекрыгина ( по возрасту -  мальчишки). Они, правда, напомнили мне скорее о Микельанджело.

Ваша оценка моего поста мне доставила много радости

Вы правы, первое впечатление от картины было ошеломляющее...

...но со временем все к счастью или нет успокаивается в человеке...теперь, когда смотрю на эту репродукцию вспоминается Бродский: "... не знаю я Бог твой или сын, но я твой..."

спасибо за интересное эссе

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Уверяю Вас, если Вы теперь подойдете к оригиналу, Вы вновь испытаете тот же трепет, что и попервоначалу. Действует сильно и наотмашь

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov

нет сомнения...

...оригинал и репродукция, как  реальная женщина и ее  фото...но я о другом, об интерпретации Леонардо заочного спора Иоанна и Иисуса о том, кто посланник божий...

Думаю, что даже Бродский более "партиен", чем Леонардо. Леонардо вряд ли принял какую-либо из сторон в споре

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Iouri Samonov

согласен...

...думаю, эту "беспартийность" он и изобразил здесь, да и в жизни в целом, потому и гений (не говоря про талант)! Бродский, к слову, тоже великий беспартийный... 

Эту реплику поддерживают: Victor Bejlis

Спасибо, Иосиф, спасибо всем, кто поддержал Иосифа

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

 И жизнь, и то, что оставил Леонардо после себя загадочны. И он, и Салаино любили красиво одеваться. Но их личная жизнь к счастью, осталась для потомков закрытой.

Спасибо Виктор, прочитала с большим удовольствием. Картина ошеломляет. И мне кажется, она не менее загадочна, чем Мона Лиза.

Салаино после смерти Леонардо женился, но погуливал и выпивал.

О Леонардо известно так много (или, наоборот, так мало), что хватило на исследование Фрейда. Или на книгу Мережковского. ВСЕ картины Леонардо содержат в себе неразгадываемую (по счастью) тайну. ("Разгадке жизни равносильно")

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алия Гайса