Россия - уникальная страна. Уникальная не только количеством лесов, полей и рек - но и ситуацией с бизнесом.

Дело в том, что большинство бизнесменов в России пришли к созданию собственной компании не из бизнес-школ, не с курсов MBA - а, что называется, «от сохи». Вернее, кто из цеха, кто из лаборатории НИИ, кто из спортзала, кто из военного городка... Дай бог один из предпринимателей на сотню получил хоть какое-то бизнес-образование.

Более того, из-за 70 лет советской власти в России отсутствует фоновая бизнес-культура, характерная для западных стран. Российских детей редко обучают дома тому, как обращаться с деньгами. Российские школьники не учатся делать продажи на благотворительных мероприятиях, как американские бойскауты. Они не помогают родным в бизнесе, как подростки в Турции или Греции. Российские студенты не учатся в ВУЗе делать презентации проектов и проводить переговоры.

  * Поэтому типичный российский предприниматель не имеет даже тех бизнес-навыков, которые его западный сверстник, ничему специально не обучаясь, впитывает с молоком матери.

Наконец, последнее по порядку, но не по важности - российские бизнесмены почти не учатся. Спросите у своих друзей-предпринимателей, когда они последний раз были на бизнес-семинаре. И если хоть один из них ответит «В этом месяце», мои поздравления - Вы дружите с наиболее активными из деловых людей. Потому что большинство отвечает: «Никогда. А зачем?»

Для западных бизнесменов это дико - так же дико, как не читать деловую литературу. Впрочем, и тут в России всё печально. Тиражи бизнес-книг на русском в десятки и сотни раз меньше, чем тиражи аналогичной литературы на английском.

Моя книга «Больше денег от Вашего бизнеса» несколько лет стабильно входила (и входит сейчас) в десятку самых продаваемых деловых книг на «Озоне», но общий тираж пока не дошёл до 30 тысяч экземпляров. Ещё один автор, который входит в рейтинг бестселлеров «Озона» все эти годы - Стивен Кови со своими «7 навыками высокоэффективных людей», и я очень удивлюсь, если тираж его книги на русском добрался до 100 тысяч (для сравнения, всего в мире продано около 25 миллионов экземпляров этой книги, большей частью на английском). С другими деловыми книгами, имеющими на Западе статус бестселлеров, дело обстоит ещё хуже - как правило, их тиражи в России не доходят и до 10 тысяч.

И знаете, что самое удивительное? Не имея бизнес-образования, не имея системных знаний - на голой интуиции и кураже - российские предприниматели умудряются создать и вести свой бизнес.

Это вызывает уважение и восхищение. Но восхищение сродни тому, что испытываешь в цирке, когда объявляют очередной «смертельный номер»:

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон - упадет, пропадет! 

Чуть левее наклон - все равно не спасти!

Дело в том, что вести бизнес, не понимая механизмов его работы, почти так же рискованно, как плыть через Атлантику без карты и компаса. Конечно, пока конкуренты точно так же работают «на интуиции», шансы выжить есть - и то 9 из 10 бизнесов закрываются, не прожив и года.

 Сегодня в большинстве сфер в России можно попасть в верхние 10% в своей отрасли, всего лишь выполняя работу:

* качественно 

* в срок 

* дружелюбно

 * и не создавая проблем

Но если на рынок выходит профессиональная компания - с отлаженными бизнес-процессами, с выстроенным производством, логистикой, с хорошим маркетингом - судьба её конкурентов, строящих свой бизнес «по наитию», будет незавидной. Поговорка «ковчег построил дилетант, "Титаник" построили профессионалы» тут не работает.

Впрочем, главная опасность даже не в банкротстве бизнеса. Это как раз полбеды: попробовали, не вышло, прекратили. Настоящая беда - это бизнес, который год за годом приносит небольшую прибыль (так что бросить жалко), однако не развивается, не растёт. И владелец оказывается в ловушке, тратя уйму времени и сил на бизнес, который приносит копейки. Зачастую даже меньше, чем этот человек получал бы, работая «на дядю».

И вот тут-то сказывается недостаток знаний. На самом деле прибыль почти каждого малого и даже среднего бизнеса, созданного дилетантом, можно увеличить на десятки процентов - нередко буквально за считанные дни, и прибыль каждого второго малого бизнеса можно удвоить в течение нескольких месяцев.

Более того, большинству предпринимателей известен всего один способ увеличения прибыли - дать больше рекламы. Но для этого нужны деньги, а денег нет, потому что бизнес приносит мало прибыли. Заколдованный круг, верно?

Вовсе нет! Существует множество способов увеличить чистую прибыль бизнеса, и реклама - всего лишь один из них. Более того, есть целое направление под названием «партизанский маркетинг», посвящённое именно тому, как поднимать продажи и увеличивать прибыль бизнеса - малобюджетными и бесплатными способами. Вот только большинство предпринимателей о нём даже не слышали.

Причём то, что владельцу бизнеса кажется волшебством - «Левитас научил нашего продавца восьми словам и наш оборот в тот же день вырос на 16%» - на самом деле является достаточно стандартным решением. Стандартным для профессионала, конечно. Но предпринимателя никто ему не научил. И это значит, что его незнание стоило ему тысяч рублей в день - каждый день. Десятков тысяч рублей в месяц. Сотен тысяч, а то и миллионов рублей в год...

 * А это был всего лишь один приём увеличения прибыли - один из сотен, которые мог бы использовать этот предприниматель, чтобы его бизнес приносил больше денег.

Если, читая этот текст, Вы примерили описание на себя и обнаружили, что я как будто лично о Вас пишу - наверняка Вам уже хочется спросить: «Что же делать?!»

Ответ один: учиться. Читать книги. Ходить на семинары. Общаться с экспертами. Завести наставника.

Собственно говоря, этот блог на «Снобе» я завёл для того, чтобы поделиться с вами своим опытом - а также научиться чему-то новому у вас, леди и джентльмены.

 Welcome!