Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:54  /  8.06.12

7125просмотров

Что мешает нам зарабатывать вдвое больше?

+T -
Поделиться:

Россия - уникальная страна. Уникальная не только количеством лесов, полей и рек - но и ситуацией с бизнесом.

Дело в том, что большинство бизнесменов в России пришли к созданию собственной компании не из бизнес-школ, не с курсов MBA - а, что называется, «от сохи». Вернее, кто из цеха, кто из лаборатории НИИ, кто из спортзала, кто из военного городка... Дай бог один из предпринимателей на сотню получил хоть какое-то бизнес-образование.

Более того, из-за 70 лет советской власти в России отсутствует фоновая бизнес-культура, характерная для западных стран. Российских детей редко обучают дома тому, как обращаться с деньгами. Российские школьники не учатся делать продажи на благотворительных мероприятиях, как американские бойскауты. Они не помогают родным в бизнесе, как подростки в Турции или Греции. Российские студенты не учатся в ВУЗе делать презентации проектов и проводить переговоры.

  * Поэтому типичный российский предприниматель не имеет даже тех бизнес-навыков, которые его западный сверстник, ничему специально не обучаясь, впитывает с молоком матери.

Наконец, последнее по порядку, но не по важности - российские бизнесмены почти не учатся. Спросите у своих друзей-предпринимателей, когда они последний раз были на бизнес-семинаре. И если хоть один из них ответит «В этом месяце», мои поздравления - Вы дружите с наиболее активными из деловых людей. Потому что большинство отвечает: «Никогда. А зачем?»

Для западных бизнесменов это дико - так же дико, как не читать деловую литературу. Впрочем, и тут в России всё печально. Тиражи бизнес-книг на русском в десятки и сотни раз меньше, чем тиражи аналогичной литературы на английском.

Моя книга «Больше денег от Вашего бизнеса» несколько лет стабильно входила (и входит сейчас) в десятку самых продаваемых деловых книг на «Озоне», но общий тираж пока не дошёл до 30 тысяч экземпляров. Ещё один автор, который входит в рейтинг бестселлеров «Озона» все эти годы - Стивен Кови со своими «7 навыками высокоэффективных людей», и я очень удивлюсь, если тираж его книги на русском добрался до 100 тысяч (для сравнения, всего в мире продано около 25 миллионов экземпляров этой книги, большей частью на английском). С другими деловыми книгами, имеющими на Западе статус бестселлеров, дело обстоит ещё хуже - как правило, их тиражи в России не доходят и до 10 тысяч.

И знаете, что самое удивительное? Не имея бизнес-образования, не имея системных знаний - на голой интуиции и кураже - российские предприниматели умудряются создать и вести свой бизнес.

Это вызывает уважение и восхищение. Но восхищение сродни тому, что испытываешь в цирке, когда объявляют очередной «смертельный номер»:

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон - упадет, пропадет! 

Чуть левее наклон - все равно не спасти!

Дело в том, что вести бизнес, не понимая механизмов его работы, почти так же рискованно, как плыть через Атлантику без карты и компаса. Конечно, пока конкуренты точно так же работают «на интуиции», шансы выжить есть - и то 9 из 10 бизнесов закрываются, не прожив и года.

 Сегодня в большинстве сфер в России можно попасть в верхние 10% в своей отрасли, всего лишь выполняя работу:

* качественно 

* в срок 

* дружелюбно

 * и не создавая проблем

Но если на рынок выходит профессиональная компания - с отлаженными бизнес-процессами, с выстроенным производством, логистикой, с хорошим маркетингом - судьба её конкурентов, строящих свой бизнес «по наитию», будет незавидной. Поговорка «ковчег построил дилетант, "Титаник" построили профессионалы» тут не работает.

Впрочем, главная опасность даже не в банкротстве бизнеса. Это как раз полбеды: попробовали, не вышло, прекратили. Настоящая беда - это бизнес, который год за годом приносит небольшую прибыль (так что бросить жалко), однако не развивается, не растёт. И владелец оказывается в ловушке, тратя уйму времени и сил на бизнес, который приносит копейки. Зачастую даже меньше, чем этот человек получал бы, работая «на дядю».

И вот тут-то сказывается недостаток знаний. На самом деле прибыль почти каждого малого и даже среднего бизнеса, созданного дилетантом, можно увеличить на десятки процентов - нередко буквально за считанные дни, и прибыль каждого второго малого бизнеса можно удвоить в течение нескольких месяцев.

Более того, большинству предпринимателей известен всего один способ увеличения прибыли - дать больше рекламы. Но для этого нужны деньги, а денег нет, потому что бизнес приносит мало прибыли. Заколдованный круг, верно?

Вовсе нет! Существует множество способов увеличить чистую прибыль бизнеса, и реклама - всего лишь один из них. Более того, есть целое направление под названием «партизанский маркетинг», посвящённое именно тому, как поднимать продажи и увеличивать прибыль бизнеса - малобюджетными и бесплатными способами. Вот только большинство предпринимателей о нём даже не слышали.

Причём то, что владельцу бизнеса кажется волшебством - «Левитас научил нашего продавца восьми словам и наш оборот в тот же день вырос на 16%» - на самом деле является достаточно стандартным решением. Стандартным для профессионала, конечно. Но предпринимателя никто ему не научил. И это значит, что его незнание стоило ему тысяч рублей в день - каждый день. Десятков тысяч рублей в месяц. Сотен тысяч, а то и миллионов рублей в год...

 * А это был всего лишь один приём увеличения прибыли - один из сотен, которые мог бы использовать этот предприниматель, чтобы его бизнес приносил больше денег.

Если, читая этот текст, Вы примерили описание на себя и обнаружили, что я как будто лично о Вас пишу - наверняка Вам уже хочется спросить: «Что же делать?!»

Ответ один: учиться. Читать книги. Ходить на семинары. Общаться с экспертами. Завести наставника.

Собственно говоря, этот блог на «Снобе» я завёл для того, чтобы поделиться с вами своим опытом - а также научиться чему-то новому у вас, леди и джентльмены.

 Welcome!

Комментировать Всего 79 комментариев

А какая у вас специализация?  А то у меня сейчас два проекта.  Один касательно Complexity Management, а второй - Differentiated Service Levels. C удовольствием бы обсудила эти темы здесь, но не знаю кому это будет интересно :).

Я тоже не уверен, что это стоит обсуждать здесь. По счастью, есть ещё электронная почта и скайп.

Бизнес-школа в России

- Здравствуйте, дети. Тема сегодняшнего урока – «Откат». Кто мне скажет, что такое откат?

- Откат – это денежный эквивалент благодарности за то, что в тендере выбрали именно нашу фирму.

- А что такое тендер?

- Тендер – это чемпионат отрасли по откатам.

- Молодец, садись, шесть. Четыре тебе и два ты сам знаешь куда.

Записываем условие задачи. У Вани было 5 яблок. По документам. По факту 3, а по договору 7.Вопрос: сколько яблок будет у того, кто проверяет Ванину хозяйственную деятельность?

Следующий вопрос. Влияние родственных связей на коррупцию. Санат.

- Я не выучил.

- Садись, пять.

- Спасибо папа.

- Кто приведет мне примеры коррупции в истории? Никто не знает? Гоголь «Мертвых душ» сколько томов написал по документам? Два. А сдал? Один. Где второй? Сгорел! Теперь вы понимаете, почему у нас новый компьютерный класс сгорел? И почему спортзал скоро сгорит?И последний вопрос.

Назовите мне идеальную отрасль.

- Нанотехнологии!

- Почему?

- Потому что деньги тратятся на результат, невидимый человеческому глазу!

- Молодец!

- Не забудьте сказать родителям сдать по 500 рублей на ремонт класса

.- Опять по 500!

- Мне сдадите по 300. Не бойтесь, если родители будут спрашивать, скажу, что собирал по 500. До свидания!

99% российских бизнесменов с коррупцией либо не сталкиваются вообще, либо встречают её лишь в формате инспектора СЭС, вымогающего взятку. Но зато им очень удобно ссылаться на неё как на причину своего неуспеха.

Александр, я же правильно припоминаю, что позиционируете себя при продаже тренингов как человек, живущий в Израиле? Откуда такие странные суждения о российских бинесменах, да еще с процентами?

Так я же работаю на российском рынке - и за год через мои семинары и консультации проходит две-три тысячи российских бизнесов. Выборка вполне себе репрезентативная.

Семинары - семинарами, бизнес-бизнесом. Те, кто в рельном бизнесе, на семинары ходить не успевает и про откаты говорят, но чаще за пивом)))Сноб как площадка самопиара работает, наверное, но не в столь откровенной форме - уровень участников слишком высок)))) Скорее в формате установления доверительных отношений, а не попыток поучать)))

Но удачи Вам в Вашей попытке - буду наблюдать)

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова

"Те, кто в рельном бизнесе, на семинары ходить не успевает" - знаете, многие успевают.

Конечно, есть люди, которые не ходят на семинары по тайм-менеджменту, потому что у них нет на это времени :) Но многие всё-таки ходят - чтобы время потом было.

С семинарами по маркетингу, продажам, бизнес-процессам - та же история. Те, кто понимает ценность знаний, находят на это время. Есть, конечно, и те, кто так усердно рубит дрова, что топор наточить некогда (вот уже десять лет некогда) - но есть и другие.

за год через мои семинары и консультации проходит две-три тысячи российских бизнесов. Выборка вполне себе репрезентативная

Размер выборки сам по себе не обеспечивает ее репрезентативности. Опасно в утверждениях общего характера опираться лишь на личный опыт, пренебрегая систематическими исследованиями.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Если у Вас есть лучшая или хотя бы сопоставимая выборка - я с удовольствием сопоставлю Ваши наблюдения со своими.

Александр, уже упомянутая мной Transparency International проводит регуляеные и систематические исследования коррупции.

Конечно. Вот только, боюсь, предмет нашего разговора в эти исследования не входит. Впрочем, если Вы найдёте в их отчётах статистику о том, сколько (какой процент) бизнесов не просто сталкиваются с коррупцией, но именно привлекают клиентов коррупционными способами - пожалуйста, дайте мне ссылку на эти цифры.

Впрочем, если Вы найдёте в их отчётах статистику о том, сколько (какой процент) бизнесов не просто сталкиваются с коррупцией, но именно привлекают клиентов коррупционными способами

Понимаете, Александр, наличие или отсутствие статистики из других источников не делает Вашу выборку репрезентативной, а опирающиеся на нее утверждения - обоснованными.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Люси, у меня есть некоторые наблюдения, основанные на общении с тысячами российских бизнесменов. Главным образом малый-средний бизнес, конечно - но он и составляет основную массу компаний в России.

Вы, несомненно, можете усомниться в моих наблюдениях. Но если у Вас нет никаких иных возражений, кроме как "эта выборка теоретически может и не быть репрезентативной" - позвольте мне остаться при своём мнении.

99% российских бизнесменов с коррупцией либо не сталкиваются вообще, либо встречают её лишь в формате инспектора СЭС, вымогающего взятку

Мне кажется, Александр, , что это утверждение не согласуется с данными Transparency International, которые измеряют уровень коррупции в разных странах.

Сформулирую иначе, возможно, Вам так будет удобнее.

Для 99% российских бизнесов коррупция может иногда стать статьёй расходов - например, в виде взятки инспектору СЭС - но не может стать статьёй доходов или конкурентным преимуществом.

Да, производитель консервов может "откатить" закупщику в сети супермаркетов, а поставщик томографов - организатору государственного тендера. А кому может "откатить" интернет-магазин, кафе или преподаватель английского, чтобы получить клиентов?

Сразу видно, Александр, что от реального русского бизнеса Вы очень далеки. Ваше счастье))) Но ведь есть много молодых, мечтающих разбогатеть без вложений - так что голодными никто не станет))) 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Lucy Williams

Здесь есть Владимир Переверзин - думаю, что он много чего может сказать о русском бизнесе. Только вот станет ли? ))))))

С "леди" номер не проскочит. Гендерные игры - моя специализация. Дискуссия перестала быть интересной, так что сорри - нарциссов мне хватает в кабинете. Учитесь чувствовать людей, а не только впаривать им себя - это поможет. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Такого способа уклониться от ответа я ещё не встречал. Браво, Ирина.

Спасибо, Вы уже все мне объяснили.

Вот правильное учебное пособие :)

На Снобе бизнес-тематика почему-то не идет обычно.

А по теме чуть позже выскажусь...

Как Вы полагаете, Алёна - а почему не идёт?

Я надеюсь, что мне удастся переломить эту тенденцию.

Трудно сказать.

Мне кажется, что снобчане как-то больше склоняются к идее некоего интеллектуального клуба для отдыха и любят общаться про политику, про искусство, про культуру, про науку, общественные явления.

Я так понимаю, что это не мешает образованию бизнес-связей, но они образовывываются через, грубо говоря, симпатию, связанную с другим взглядами.

Если посмотрите, например, на мой блог, то увидите, что темы, связанные с искусством вызывали больший отклик, чем темы по бизнесу.

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова, Ирина Камаева

Я тоже пишу не только про бизнес - посмотрим, что будет интересно людям.

Но про коррупцию всегда интересно. :)

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Вряд ли удастся таким способом, как вы это делаете. Вы рекламируете себя, приспуская аудиторию. Это не "развитие бизнес-тематики".

Александр, мне тоже было бы интересно узнать о Вашей специализации...

В первую очередь партизанский маркетинг - он же малобюджетный и малозатратный. И, во вторую, отладка бизнес-процесов и работы персонала.

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова, Александра Карт

Среди российских предпринимателей довольно много таких, которые верят в уникальность русского рынка и потому не спешат учиться.

Отчасти это мнение создано в самом начале российского капитализма, когда американские тренинги продаж и управления проводились без адаптации к нашей среде. Например, не учитывалась склонность россиян к высоконтекстной культуре общения, если можно так выразиться. Также, через российский тренинговый рынок прошло довольно большое количество тренеров типа "капитан очевидность" и "мессия".

К сожалению, это и некоторые другие факторы создали у многих российских предпринимателей предубеждение против стратегических тренингов для себя. Они готовы вкладываться в обучение персонала, но не свое.

Что-то в этом есть, конечно. Тренеры бывают очень разные и тренинги бывают очень разные. И, согласно правилу Старджона, 90% из них - дерьмо.

Но возьмите аналогию с книгами - если большая часть бизнес-литературы доброго слова  не заслуживает, это ещё не повод не читать деловую литературу вообще, верно? С тренингами та же история.

Впрочем, изрядная часть руководителей как не ходит на тренинги, так и не читает книги.

"Мне не за себя, Абдулла - за державу обидно"

Я бы не сказала. Большинство руководителей, с которыми я работала, отказываются от тренингов, требующих большого количества времени, ссылаясь на негативный опыт в прошлом. Потимбилдится день с командой - пожалуйста, даже с тренером.

Хотя синдром завышенной самооценки тоже есть, и он оказывает существенное влияние.

С другой стороны послушать Уэлча или Минцберга желающих обычно много.

Послушать Уэлча - это, как правило, не учёба, это возможность прикоснуться к легенде. На большом семинаре Котлера в России было очень мало маркетологов. В основном шли люди, маркетингом не занимающиеся, но учившиеся в университете по его учебнику - шли, чтобы посмотреть на живого классика. Он мог бы что угодно рассказывать, хоть басни Эзопа - они бы всё равно пришли.

А что касается негативного опыта с тренингами - на мой взгляд, надо просто найти своих экспертов (тренеров, консультантов, наставников - кому что ближе). А ссылаться на отрицательный опыт - по-моему, это всё равно, что говорить: "Я книги не читаю, потому что одну прочитал - и не понравилась". Не нравится Дюма - попробуй Донцову, Умберто Эко, Кафку, Достоевского... пока не найдёшь своё.

Александр, мы немного про разное.

Есть очень много аргументов против уже выясненных возражений.

Я же пытаюсь эти истинные возражения понять и принять для начала.

Конечно, в определенный момент успешные владельцы бизнеса осознают, что уперлись в некий потолок в своем развитии. Российские в том числе. Дальше они с этим работают по-разному, кто-то книжки читает (например, на Г.О. Грефа все подчиненные на собеседованиях жалуются, что он их заставляет читать то, что ему понравилось), кто-то консультантов приглашает (не один миллион заработала компания Маккинзи на российских бизнесменах), кто-то меняет сферу деятельности (Александр Бродовский перешел с текстильной промышленности на выращивание бычков-ангусов; а Михаил Прохоров пошел в политику), кто-то пытается сделать бизнес международным (Алексей Мордашов покупал американские и итальянские сталелитейные компании) и еще много разных вариантов.

На мой взгляд, это свидетельствует о том, что люди в развитии заинтересованы.

При этом, как верно ниже указал Алексей Юсфин, они с большим напрягом относятся к людям, которые пытаются продать им рецепт от всего, особенно кивая на Запад. Хотя может он и что-то другое имел ввиду.

> Конечно, в определенный момент успешные владельцы бизнеса осознают, что уперлись в некий потолок в своем развитии.

Беда скорее в том, что большинство бизнесменов в России не в потолок упираются, а плинтус перерасти не могут. За Прохорова и Мордашова я спокоен, они действительно заинтересованы в развитии, раз достигли таких результатов, и они либо сами найдут какой-то выход, либо к специалисту обратятся - на этом уровне работа с консультантами уже привычна. Но всех российских бизнесменов такого масштаба можно собрать в одной комнате.

Меня скорее беспокоит ситуация с владельцами магазинов, кафе и ресторанов, салонов красоты, таксопарков, частных клиник, малых производств и т.п. - коих в России несколько миллионов. И большинство из них хотели бы, чтобы их бизнес развивался - но не хотят вкладывать силы в то, чтобы развиваться самим.

> Хотя может он и что-то другое имел ввиду.

Алексей, как мне кажется, скорее про богоизбранность :) Впрочем, посмотрим на его дальнейшие комментарии.

Поняла. Я тут что думаю - все-таки до саморазвития человек должен дозреть...

Это да. Но тут многое от среды зависит, от традиций, от окружения... Где-то больше принято книги читать, где-то - водку пить. Интересно, что может на это повлиять?

Ничего, дозреем, мы всего-то 20 лет как капиталисты

Купите слона...

"Дело в том, что большинство бизнесменов в России пришли к созданию собственной компании не из бизнес-школ, не с курсов MBA - а, что называется, «от сохи»  -

А в какой стране это не так? Если человек (автор текста) путает наемного менеджера с предпринимателем, то зачем читать его книгу? Есть несколько других народных примет в бизнесе - чаще всего авторы книг "Как заработать миллион" сами не добились успеха ни в одном бизнес-проекте. Еще один urban myth бизнеса - самые успешные предприниматели - college dropouts. И вся эта заметка сильно смахивает на попытку продать свою книжку, если выкинуть из нее два с половиной до предела затасканных бизнес-совета, то именно к рекламе книжечки "как добиться успеха" она и сводится. 

> А в какой стране это не так?

Да практически во всех, где не было советской власти. Норма для Запада всё-таки - вырасти в бизнес-среде (то, о чём я писал в третьем абзаце), зачастую наиграться в бизнес ещё в подростковые годы, а перед стартом бизнеса "взрослого" пройти какие-то курсы, прочитать полметра-метр бизнес-литературы. И регулярно делать это в дальнейшем.

В России дело обстоит иначе - факт.

> сильно смахивает на попытку продать свою книжку

Ага, а также книгу Стивена Кови, а то ему на новые валенки не хватает, а старые прохудились :) Вы не переживайте, Алексей, обе книжки и так несколько лет подряд в десятке бестселлеров.

Очень голословное утверждение про "всех, где не было советской власти". Абсолютное большинство выросших в "бизнес-среде" вовсе никакие не бизнесмены. И мои личные наблюдения за детьми, выросшими в "бизнес-среде" подтверждают это полностью.

Факты принято подкреплять хоть подобием доказательств. Иначе это неуважение к аудитории.

Мне дела нет до валенок господина Кови, но если он и умеет заниматься каким-то бизнесом, то это самореклама и продажа "обеих книжек", а совсем не то, чему он там учит.

Максима:

Вне зависимости от среды успешный бизнесмен - всегда самоучка. 

На курсы ходят курсистки и курсисты. И ими остаются. Тренируется тот, кто не умеет играть. И никогда не научится. Этот абзац шутка - поясняю для излишне серьёзных почитателей культа тренингов.

> Очень голословное утверждение про "всех, где не было советской власти".

Так у нас же тут бытовой разговор, а не научная дискуссия. Вы ведь тоже ни разу не озаботились фактическим обоснованием своих слов.

Наверное, если начать исследовать все страны - возможно, мы обнаружим, что в Северной Корее, в Камбодже, в других бывших социалистических диктатурах тоже есть сходная проблема.

> Абсолютное большинство выросших в "бизнес-среде" вовсе никакие не бизнесмены.

Разумеется. Но если человек, выросший в бизнес-среде, решает заняться бизнесом, определённый объём знаний об этом у него уже есть изначально - факт.

> Факты принято подкреплять хоть подобием доказательств.

Вероятно, Вы имели в виду, что доказательствами надо подкреплять голословные утверждения - вроде того, что "тренируются те, кто не умеет"? А факты - они факты и есть.

> Тренируется тот, кто не умеет играть. И никогда не научится.

Ох, если бы безапелляционность могла заменять аргументы...

Футболисты, которые тренируются - не умеют играть и никогда не научатся? Пианисты и скрипачи, которые тренируются - не умеют играть и никогда не научатся? Шахматисты, которые тренируются - не умеют играть и никогда не научатся? Водители, боксёры, пилоты истребителей, хирурги, скалолазы и продавцы - тренируются только те, кто не умеет и никогда не научится?

А те, кто умеет - не тренируются и никогда не тренировались?

Если бы это было правдой - Вам пора было бы становиться в очередь за нобелевской премией, Алексей.

Утверждение про "тех, кто не умеет играть" я специально снабдил (правда, добавил чуть позже) комментарием, поэтому пассаж на эту тему можно спокойно списать на пренебрежение к курсам по чувству юмора. Отвечать поэтому не буду.

Использование слов "Северная Корея" или "Камбоджа" в качестве evidence ну просто смешно. Как только в Северной Корее сменится режим, бизнесменов будет полстраны (никто из которых не вырос в бизнес-среде).

Про голословие в моих аргументах - они (мои аргументы) имеют характер сомнений, не нуждающихся в доказательствах (хотя я вполне могу их поддержать, но ради принципа не буду). Утверждение делаете Вы, и для серьёзного отношения к этим утверждениям, подтвержения таки необходимы.

Не научная дискуссия а бытовой разговор о "я тут курсы организовал, не хотите ли прикупить билетик"? - ТАК Я ИМЕННО ЭТО И НАПИСАЛ.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Lucy Williams

Тогда, Алексей, я не совсем понимаю смысл Ваших комментариев - это шутка, это сомнения, это мог бы подтвердить, но не буду из принципа, громкие заявления, никаких обоснований.

Вы извините, я не очень силён в этом жанре дискуссии. Как-то больше привык говорить о том, что можно проверить.

Просто резюмируем, что Алексей со мной (и с Кови) не согласен, и на этом остановимся.

Небольшая иллюстрация насчёт college dropouts: "Билл Гейтс родился в Сиэтле (штат Вашингтон), в семье корпоративного адвоката Уильяма Генри Гейтса II и члена совета директоров First Interstate Bank, Pacific Northwest Bell и национального совета United Way Мэри Максвелл Гейтс" - о такой мелочи обычно забывают, зато помнят о том, что он университет не закончил :)

Алексей, в основном согласен с Вашими доводами.

Правда, в отличие от Вас как-то не решаюсь вступить с автором поста в открытую полемику. В профайле Александра написано, что он серьезно занимается боевым искусством - бой с нунчаку.

Да, Сергей, тоже посмотрел профиль. Но я прав не до конца - учиться всё же надо. Просто нельзя считать, что консультант сделает твой бизнес лучше тебя. Он даже вместо, не то что лучше, не сможет.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Сергей Любимов

Так ведь задача консультанта - вовсе не в том, чтобы он сделал Ваш бизнес лучше, Алексей.

а в чем? (примерно лет 12 - консультант). в разных ипостасях, но все же.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Если Вас приглашают как консультанта, а не как исполнительного директора - то Вы не меняете компанию к лучшему, т.к. полномочий для этого у Вас нет. А вместо этого Вы показываете тому, кто Вас пригласил (собственнику, директору, руководителю отдела), какие возможности для решения его задач Вы, как эксперт, видите. И уже заказчик меняет компанию, пользуясь Вашими советами.

Если проводить аналогию со сказками, то консультант не герой - а помощник героя.

нет. Вы сказали, что задача консультанта не в том, чтобы сделать бизнес лучше.

И мой вопрос был - в чем тогда задача консультанта?

А вы мне рассказываете какие пути отхода имеет консультант в случае, если бизнес его клиента пошел не так.

Мне интересно, в чем Вы видите задачу консультанта?

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Я рассказываю Вам о том, как обстоят дела в реальном мире.

Либо Вы получаете карт-бланш в виде полномочий руководить бизнесом заказчика и вносить в него любые изменения, какие сочтёте нужными - и тогда Вы действительно что-то делаете с этим бизнесом.

Но тогдаэто не называется "консультант". Это называется уже "исполнительный директор", "антикризисный менеджер", "временный руководитель" и т.п.

Либо полномочий в бизнесе заказчика у Вас нет, Вы не можете отдавать указания работникам, не можете распоряжаться имуществом компании, а можете только советовать заказчику, что ему делать. То есть, консультировать его. И в этом случае Вы не "делаете бизнес лучше", а лишь помогаете сделать бизнес лучше. Помогаете тому, кто делает.

Вы видите разницу между "делать" и "подсказывать, как делать"? Между капитаном корабля и лоцманом? Между царём и его визирем? Между бизнесменом и консультантом?

Если нет - значит, мы друг друга не поняли. Не страшно.

Александр, конечно не страшно.

Но вопрос все равно остался открытым - в чем Вы видите задачу консультанта?

на вскяий случай - я понимаю разницу между сотрудником компании и внешним консультантом.

Вы позволите мне не пересказывать статью http://en.wikipedia.org/wiki/Consultant?

Показательно, что на русском языке такой статьи нет.

И ещё одна иллюстрация на тему того, как приходят в бизнес "от сохи" в той самой Америке:

"Мэттью Рейх, основатель компании Old New York Brewing Co. и главный производитель пива New Amsterdam сначала был экспертом по вину, а уж потом стал экспертом по пиву. Он рад был бы остаться в винном бизнесе, однако ему хотелось жить и работать в Нью-Йорке, и он решил производить первоклассное пиво, полагая, что на Восточном побережье это выгоднее, чем виноделие. После того как Рейх принял это решение, он взялся за изучение пива с той же основательностью, с которой раньше изучал вино. Он брал уроки в Центре пивоваренного дела в Сан-Франциско, работал с опытнейшими пивоварами. И только два года спустя стал готовиться к большому скачку..."

В России такой подход - большая редкость. А жаль.

8 волшебных слов

А "8 волшебных слов, увеличивающих прибыль" Левитас всем раскрывает? ;)

Мне бы точно не помешали, а после такого текста, ну невозможно же не спросить! 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Лена Де Винне

Меня в копию ответа Майе поставьте, пожалуйста!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я написал об этом отдельный пост.

А ссылку на него? И еще, если можно, как принято между деловыми людьми, ссылку или иные координаты нескольких бизнесов, у которых прямо в день окончания Вашего тренинга оборот вырос на 16 процентов, а потом и вовсе удвоился. :))

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева, Игорь Вечеребин

> А ссылку на него?

Да, пожалуйста - ссылка

> И еще, если можно, как принято между деловыми людьми, ссылку или иные координаты нескольких бизнесов

Разве между деловыми людьми принято выкладывать информацию о клиентах в открытый доступ? Я так не делаю - клиент имеет право на свои секреты - но есть отзывы у меня в блоге от тех, кто разрешил информацию раскрыть. Там есть и названия, и контакты, и рассказы о результатах.

Не, ну разумеется, с их ведома. Если бы я была владельцем маленького бизнеса и мне кто-то своими советами выручку удвоил, так я бы сама на весь и-нет о том раструбила и не в его, а в СВОЕМ блоге. Так люди делятся координатами и фамилиями врачей, которые помогли ребенку, строителей, которые построили классный дом, архитектора, который его спроектировал и т.д. И-нет полон такими отзывами, именно это (и только это) я имела в виду.

Разумеется, есть отзывы и в блогах учеников - я просто не собираю ссылки на них, а так накопать их в "Яндексе" можно, было бы желание. Но бизнес-консультанта рекомендуют реже, чем детского врача - мать-то не боится, что другие женщины начнут лечить детей тем же лекарством :)

Катерин, просто тут забыли написать, что увеличение выручки в два раза не ведет к увеличению прибыли в два раза :)

Эту реплику поддерживают: Александра Карт

О, Марина, ужасно рада Вас видеть! (даже в такой далекой от меня теме, как выручка и прибыль :)))

А разве выручка и прибыль, если мы говорим о совсем простой организации вроде пышечной или ларька по починке обуви - это не одно то же? Я-то, если честно, думала, что это синонимы (понимая при этом, что для какой-нибудь алюминиевой корпорации все, наверное, сложнее)

Катерина, я тоже очень рада Вас видеть и продолжаю ждать Вас в гости в Москву :)

Про выручку если совсем простенько, то так - чтобы увеличить выручку надо что-то сделать, чтобы то что Вы продаете, стало более привлекательным для покупателя, чем у конкурентов. Что это может быть? Как вариант - либо снижение стоимости, либо серьезное улучшение качества, либо увеличение рекламы, либо  дополнительные работники, которые будут продавать еще больше товара или услуги. Все эти шаги, если они грамотно сделаны, ведут к увеличению продаж и соответственно к увеличению оборота. Но…любой из этих шагов требует дополнительного вложения денег, и не факт, что увеличение продаж покроет эту разницу, не говоря уже о том, что принесет прибыль.

Например, снижение цены.

Продукция стоит 100 рублей – 60 руб. затраты +40 рублей прибыль. Мы предполагаем, если понизить стоимость на 30 руб, то продажи увеличатся в два раза. Посчитаем. Мы продавали 10 единиц продукции = 100 руб*10 единиц проданного – 600 руб. затрат = 400 руб. Итого мы заработали 400 рублей при выручке 1000 рублей. А теперь мы понизили стоимость и продали  товара на 2000 рублей, т.к. стоимость понизилась и единица теперь стоит 70 руб мы продали условно – 28,6 единиц продукции. Но наши затраты остались прежними – 60 руб. с единицы. Итак – 2000 руб выручки минус 1714 руб. затрат и заработали мы 286 рублей. При этом суеты в два раза больше, все это надо было еще разрекламировать и т.д. Вроде как и оборот увеличился в два раза и товара продали много, а прибыль почти в два раза меньше. Поэтому важно найти баланс между увеличением продаж и стоимостью методов, которые для этого использовать. Вот как то примерно так :)

Поэтому я не верю в громкие лозунги, которыми нас пытаются зазвать на всякие семинары по бизнесу. Да и вообще в громкие лозунги не верю :) Верю только в финансовый результат.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Игорь Вечеребин

Марина, когда я вижу такие выкладки (и понимаю прекрасно, что они - самое простое из того, что вообще может быть в этой сфере), я думаю: как это все-таки правильно, что я не бизнесмен  :))

Катерина, конечно правильно, иначе мы бы потеряли талантливого психолога и писателя :)

Грамотное и аккуратное увеличение выручки обычно приводит к увеличению чистой прибыли на гораздо больший процент, т.к. накладные расходы остаются прежними.

Про первобытных людей и камни у Вас интересная идея - я прямо зачитался. Спорная идея, конечно, но остроумная.

Спорная - это Вы еще очень мягко сказали :)  Вполне такая себе околонаучная спекуляция :) Я же не ученый уже лет двадцать, так что имею право и поиграть.

Привязаться к самоцветам и к сенсорной депривации - это было изящно :)

Частенько сталкиваюсь с тем, что авторы книг по правильному ведению бизнеса, кроме написанием книг ничем больше не занимаются. Предпочитаю не семинары, а общение с успешными практиками, которые в отличии от большинства авторов книг (ничего личного, Александр, не принимайте на свой счет) которые, как правило,не имеют других источников дохода, да и книжки так себе продаются, знают много секретов бизнеса, испытанных на собственном бизнесе. В связи с этим вопрос - Александр, а в каком бизнесе преуспели лично Вы? Во сколько раз Вы увеличили свое состояние, какова капитализация? Вы считаете, что теоретик лучше практика? А почему по Вашему мнению так много заграничных бизнесменов, имеющих три пачки дипломов, прогорели в России?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Ирина Камаева

> Частенько сталкиваюсь с тем, что авторы книг по правильному ведению бизнеса, кроме написанием книг ничем больше не занимаются.

Если так - поверьте, их доходы ниже, чем у водителя троллейбуса в Москве. Зарабатывать осмысленные деньги на книгах в России удаётся Донцовой, Акунину, ещё десятку человек... и это пожалуй что все. На бизнес-литературе - никому.

> Предпочитаю не семинары, а общение с успешными практиками

Одно совершенно не мешает другому. Это два разных способа учиться.

> В связи с этим вопрос - Александр, а в каком бизнесе преуспели лично Вы?

Обучение и консалтинг, в основном. Могу похвастаться как собственными результатами, так и результатами учеников - и, на Вашем месте, я бы смотрел на второе даже больше, чем на первое.

> Во сколько раз Вы увеличили свое состояние, какова капитализация?

Вы всерьёз полагаете уместным обсуждение личных финансов с незнакомыми людьми и публично?

> Вы считаете, что теоретик лучше практика?

Во-первых, и теоретики, и практики бывают разными. Во-вторых, у них обычно очень разная структура знаний. У меня есть любимое сравнение. Бизнесмен похож на судового или военного врача, который по роду своей работы лечит всё - от кариеса до геморроя, но делает это равно посредственно. А эксперт похож на врача-специалиста, который может быть абсолютно неспособен вскрыть ячмень на глазу или поставить пломбу, но зато он 20 лет занимается, к примеру, лечением сосудистых заболеваний у диабетиков. В некоторых ситуациях уместнее обратиться к первому, в некоторых - ко второму.

Александр, спасибо за ответ. Примерно так я и предполагала.  Но врач-специалист с узкой специализацией все равно практик :)

А финансы обсуждать очень даже уместно, т.к. финансовый результат это показатель успешности бизнесмена. И здесь важны именно не конкретные суммы, а динамика роста в процентном соотношении. Конечная сумма ничего не говорит сама по себе.Потому что если человек миллионер - это хорошо, а вот если он до этого был миллиардером, то  как-то уже и не очень :)

По моим ассоциациям бизнесмен похож на художника, он не лечит, он творит. И в зависимости от знаний, таланта, удачи и своих взглядов на жизнь он творит картину своего бизнеса.