«Городские кочевники» - новый социальный класс
Когда я еду проводить семинар, я собираю чемодан по длинному списку. Одежда и обувь (рабочая и для отдыха), инвентарь, аптечка, книги в дорогу... вплоть до рулона клейкой ленты. В общей сложности выходит больше 30 килограмм багажа.
Но когда мне не нужно стоять на сцене (и выглядеть соответственно), то, когда я выхожу из дома – на пару часов или на три месяца – мне, по большому счёту, критично взять с собой всего три вещи:
- Паспорт
- Деньги или карточку
- Ноутбук
Всё это легко помещается в небольшую сумку или даже пластиковый пакет. А любые другие вещи я либо могу докупить на месте, либо прекрасно обойдусь и без них.
Более того, мне не так уж важно, куда ехать и сколько времени там провести. Абсолютно необходимыми для меня требованиями являются наличие розетки и WiFi – и это всё. А если я заведу себе ноутбук с SIM-картой, то можно будет обойтись и без WiFi.
Это позволяет мне жить и работать там, где я хочу - в моём паспорте только за этот год появились печати и визы как бы не 20 стран - от Вьетнама до Иордании, от Италии до Камбоджи. Моя книга «Больше денег от Вашего бизнеса» была на 20% написана на борту круизного лайнера «Costa Serena», а предисловие к «Дневнику успешного человека» я писал в поезде из Венеции в Милан. На зиму я улетаю куда-нибудь на Индийский океан, где +30° и спелые фрукты прямо с дерева, а не снег и эпидемия гриппа. И это совершенно не мешает моей работе.
Среди моих приятелей тоже немало людей, которые сегодня в Лондоне, завтра в Тель-Авиве, послезавтра в Архангельске, а на следующей неделе шлют фотографии с Бали. Причём всё это не бездельники, а люди толковые, занятые интересным делом и неплохо зарабатывающие. Как правило, существенно больше, чем человек, который каждое февральское утро сгребает снег со своей машины и едет по пробкам в офис – вместо того, чтобы лениво дойти до кафе на пляже и заказать свежий кокос.
Когда-то давно, ещё в 2008, журнал The Economist опубликовал статью о подобных людях, назвав их «городскими кочевниками» или«техно-бедуинами». И хотя тезисы статьи изрядно устарели за 7 лет непрестанного развития технологий, журналист выбрал прекрасный образ – кочевника с его шатром и верблюдами, который не привязан к одному месту и с лёгкостью перемещается туда, где ему комфортнее.
Сегодня, когда в кармане можно носить целый офис в одном смартфоне, «городские кочевники» превратились в новый социальный класс, живущий совсем не так, как оседлые фермеры или привязанные к офису «белые воротнички». Причём ключевыми словами здесь выступают слова «свобода», «гибкость», «комфорт» и «компетентность».
Почему «свобода», «гибкость» и «комфорт» – надеюсь, понятно. Возможность свободно перемещаться по глобусу позволяет «городскому кочевнику» жить там, где нравится. Если ему не нравится атмосфера в каком-то городе (неважно, о погоде ли идёт речь или о политике), он не жалуется в блоге и не выступает на митинге, а просто собирает рюкзак и едет в аэропорт.
А почему ключевым словом является «компетентность»? Тут всё просто. Если человек – средненький профессионал, то его нанимателю или клиенту проще не заморачиваться с переводом денег за границу, согласованием часовых поясов и т.п., а вместо этого нанять обычного «офисного хомячка», который будет сидеть под начальственным присмотром с 9:00 до 18:00.
Чтобы быть конкурентоспособным и востребованным, «городской кочевник» должен следовать одной из двух стратегий. Либо брать ценой – а это малоперспективная стратегия в эпоху фрилансеров из Тернополя, Кологрива, Луганска или Краснотурьинска(вы вообще найдёте эти города на карте?), где люди готовы работать буквально за еду. Либо брать мастерством, чтобы клиенту выгодно было заплатить больше, но нанять именно тебя.
- Например, ещё задолго до появления Интернета британский ветеринар Дэвид Тэйлор, один из крупнейших в мире специалистов по лечению экзотических животных и автор серии книг про «летающего ветеринара», работал то в США, то в Эмиратах, то в Китае, то в Австралии – потому что клиенту реально выгоднее было оплатить ему, помимо гонорара, билеты и гостиницу, нежели нанимать местного, менее квалифицированного специалиста.
Причём образ жизни «городских кочевников» подходит не только тем, кто работает за компьютером – я знаю и массажистов, и тренеров по каратэ, и преподавателей английского, и даже официантов, которые выбрали для себя этот путь.
И, разумеется, к этому же классу относятся бизнесмены, которые грамотно выстроили бизнес-процессы и организовали свой бизнес таким образом, чтобы он не требовал постоянного присутствия в офисе и приносил деньги даже тогда, когда владелец лежит на пляже в тёплых краях, фотографируется на фоне пирамид, катается на дельфинах или целуется под Эйфелевой башней.
Владимир Яковлев, хорошо знакомый аудитории «Сноба», рекомендует найти работу, которая обеспечивает подобный образ жизни, после 45-50 лет, чтобы обеспечить себе счастливую старость.
Но не обязательно ждать до 50 - можно начать уже сейчас. Вход в социальный класс «городских кочевников» свободный.
Так что если Вы сегодня утром надевали резиновые сапоги и шарили по полке в поисках зонтика, выходя на работу – подумайте о том, не упускаете ли Вы что-то в своей жизни?
Статья несколько лукавая. У нас этих городских кочевников называют мобильнымиу викингами. Система рабояет следующим образом - я нанимаю на работу сына или родственника своего знакомого и даю ему статус такого свободного викинга , чтоб он в оффисе и не появлялся и дисциплину не портил. Пусть живет где угодно и работает как ему вздумается на удаленке.
В обмен, мой знакомый берет к севе на такую же работу моего протеже и платит ему такую же зарплату.
Таким образом оба наших великовозрастных балбеса пристроены на постоянную работу и никому не мешают.
Эту реплику поддерживают: Liliya Shatokhina