Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:25  /  27.05.14

91888просмотров

Не все дизайнеры одинаково полезны

+T -
Поделиться:

Иногда на семинарах я упоминаю о разнице между западным и российским дизайном, и меня просят объяснить, в чём же разница.

А разница, на самом деле, очень проста. Давайте посмотрим, в чём она заключается.

Договоримся сразу, что я не буду даже пытаться оценивать креативность - она всегда субъективна. Вместо этого я коснусь вещи совершенно объективной: создания новых качеств предмета и новых возможностей для пользователя.

Для удобства я беру только те образцы, где от дизайнера не требуется вести какую-то инженерную или научную разработку, а достаточно просто нарисовать предмет и передать картинку на производство, дальше инженеры без проблем всё спроектируют.

В качестве примеров российского дизайна я взял работы студии Лебедева как самой известной в России. Итак, дизайнерский матч «Запад против России»:

Раунд 1: Розетки

Европа:

Россия:

Европа представляет настенную розетку, которая простым нажатием кнопки превращается в удлинитель. Россия представляет жёлтую треугольную настенную розетку «Варнингус».

Раунд 2: Блоки розеток

Америка:

Россия:

Америка представляет скрытый блок розеток, который выдвигается по мере надобности - нужна одна розетка, получите одну, нужны две, получите две, а если не нужно ни одной, то они прячутся. Россия в ответ представляет здоровенную настенную розетку «Розеткус», в которую будет сложно вставить больше двух круглых вилок или больше одного зарядника/адаптера (но зато она красиво смотрится на картинке).

Раунд 3: Кружки

Европа:

 

 

Россия:

 

Европа представляет кружку с кармашком, в который можно вложить печенье или пакетик с сахаром либо вставить ложку. Россия представляет кружку «Атмарк», главная особенность которой - фигурная ручка (мне, кстати, держать эту кружку было неудобно).

Раунд 4: Зонты

Европа:

Россия:

Европа представляет зонт-ракушку, который гораздо лучше защищает Вас от дождя, особенно от косого дождя. Россия в ответ представляет зонтик «Фак дождю».

Раунд 5: Зеркала

Европа:

Россия:

Европа представляет пару зеркал, которые надеваются на обычное зеркало заднего вида в машине, давая водителю дополнительный обзор. Ответный ход России - креативное настенное зеркало «Воус».

Раунд 6: Светофоры

Европа:

Россия:

Европейские дизайнеры представляет концепт светофора, который позволяет понять, как долго осталось ждать смены сигнала. Россия отвечает концептом светофора «Люксофор», который отличается от обычных светофоров тем, что фонари в нём не круглые, а квадратные.

Бонус-трек

Бонусом предлагаю Вам сопоставить задачи, которые решают дизайнеры на Западе с задачами, которые решают дизайнеры в России. Я подчёркиваю ещё раз, что все примеры с Запада - это вещи, которые дизайнер может просто нарисовать, а уж как это сделать, чтобы оно ещё и работало, без труда разберутся инженеры на производстве. Т.е. дизайнеру не нужно иметь Ph.D. по ядерной физике, ему достаточно хорошей фантазии и умения рисовать.

Запад:

Россия:

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

 

Россия:

 

Запад:

Россия:

Западные дизайнеры представляют компьютерную мышь-перчатку, эстетский набор ножей (единственный в списке предмет, не создающий нового качества, а просто красивый), межкомнатную дверь-теннисный стол, мотоцикл для инвалидов-колясочников, солнечный зарядник для смартфонов, рюкзак с капюшоном на случай дождя или просто чтобы уши не мёрзли, батарейку с разъёмом USB, которую можно использовать в обычных электроприборах и для подзарядки гаджетов, а также кубик Рубика для слепых.

Российские дизайнеры в ответ представляют креативную компьютерную мышь в форме стрелки курсора, креативную подставку для ножей в форме ручки швейцарского ножа, креативные упоры для книжной полки, креативную копилку с прорезью в форме плюса, креативную скрепку с четырьмя петельками вместо двух, креативный брелок для ключей, креативные палочки для еды, раскрашенные «под берёзу», и креативный ёлочный шар с 14 крючками вместо одного.

  • Думаю, не будет несправедливым сказать, что дизайнеры, которых хватает в основном на то, чтобы придать одному предмету форму другого или заменить круглое на квадратное, едва ли могут претендовать на то, что они выросли из детских штанишек

Как видите, в европейском и американском дизайне сильна тенденция «Хотим сделать этот предмет не только красивым, но ещё и более функциональным, более удобным в использовании, дающим покупателю какие-то новые возможности».

А в российском дизайне скорее держится тенденция «Хотим сделать, чтобы хорошо смотрелось на картинке» (а порой и «Хотим сделать, чтобы читатели бложика сказали "Гы-гы! Лол! Лайк!"»).

К чему я об этом говорю? В российском маркетинге, на мой взгляд, ровно та же проблема. Вместо того, чтобы подумать о клиенте и дать ему дополнительную ценность, дополнительные возможности - изобретают «уникальную копилку, которая отличается от других копилок крестовидной прорезью». Вместо того, чтобы в рекламе рассказать о выгодах клиента и о том, как продукт изменит его жизнь к лучшему - делают объявление, которое красиво смотрится на полосе...

  • И в конце года имеют в графе «Объём продаж» то, что имеют.

Надеюсь, ради всего святого, что хотя бы вы, леди и джентльмены, не бегаете по этим граблям?

Читайте также

Комментировать Всего 7 комментариев

некоторые парралели весьма притянуты за уши. но мысль понятна. прогиб перед западом засчитан !

Да ну, что Вы - разве это прогиб перед западом? Вот если обсуждать автопром и сравнивать "Тойоту" с "Жигулями", тогда будет прогиб :)

сравнивать несравнимое - всё равно, что "объять необъятное"!

Невероятно конструктивная статья!  Однако хотелось бы подчеркнуть, что фраза "спрос оправдывает предложение" наипрямейшим образом относится и к области дизайна. Как дизайнер интерьера могу привести десятки примеров, когда заказчики отказывались от функциональности в пользу мнимой эстетики. Это как та девушка на шпильках и в шубе в пол в метро. Тоже национальная особенность...

В метро - ещё ладно. А вот когда "руссо туристо" ковыляют на шпильках по брусчатке Праги - это и вовсе пугает непривычных чехов

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Я бы так не сравнивала Запад и Россию, вернее сравнивала бы, но беря одну конкретную задачу и на подробном примере подходов каждой из страны показала разницу. Потому как есть сейчас... реально притянуто за уши. Безусловно, у нас в России несколько иное понимание дизайна, своя ментальность, свои законы в том числе в визуальных коммуникациях, которые будут у нас понятны и замечательно работать, но на Западе пройдут незамеченными. В нашей стране много талатливых дизайнеров, разработчиков. Не нужно всех сгребать в одну кучу и все-таки быть более объективным и точным. 

Наталья, а куда еще точнее? Приведены конкретные примеры. С картинками даже! Есть, наверное, в России талантливые... все. Ну хоть дизайнеры, хоть врачи, хоть певцы. Продемонстрируйте нам конкретные образцы новаторства в области дизайна российского пр-ва. Будем Вам признательны. Пишу без тени сарказма.

Новости наших партнеров