Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:48  /  27.01.15

8924просмотра

Какой бизнес преуспеет в кризис?

+T -
Поделиться:

Сегодня в соцсетях мне попалась реклама нового мебельного магазина. Его идея фантастически проста и, на мой взгляд, почти гениальна. Ребята скупают за бесценок (а то и забирают даром) мебель у разорившихся и закрывшихся ресторанов и через интернет продают ее московским любителям стильной мебели. Поскольку закрывающихся ресторанов сегодня в Москве довольно много, а мебели у каждого из них тоже не то чтобы мало, то слоган ребят "В кризис все теряют, а мы зарабатываем" кажется мне более чем оправданным.

 

Вообще, истории про то, как чей-то бизнес выстрелил именно на волне кризиса, далеко не редкость. Например, не секрет, что в США  Великая депрессия стала черным периодом для производителей алкогольных напитков. Особенно не повезло пивоварам, чей напиток был запрещен. Поэтому ожидаемо во время «сухого закона» 1920-1933 годов половина американских пивоварен закрылась.

Что же сделали те, кто выжил? Расширили ассортимент. Не пивом единым, - рассудили они, начав заниматься молочными продуктами, торговать мясом и осваивать сельское хозяйство. С разрешения правительства пивовары взялись за выпуск пива низкой крепости и безалкогольных напитков – например, имбирного пива. Интересно, что те компании, которым удалось пережить этот кризис, стали лидерами отрасли и сохраняют это лидерство по сей день. 

Другой пример - компания Procter&Gamble. Справедливо рассудив, что кризис-не кризис, а мыться чем-то  людям надо - компания решила удержать продажи,  вытеснив с рынка всех своих конкурентов. Для этого была начата рекламная компания в новом тогда  для США формате радиопостановки.  В 1933 году вышел первый радиосериал «Ma Perkins» («Мамаша Перкинс»), который спонсорировала компанмя. По всей Америке женщины прильнули к радиоприемникам в ожидании рассказов о доброй вдове, а компания подсчитывала количество упоминаний мыла Oxydoll в минуту. Считается, что именно «Ma Perkins» положила начало эре «мыльных опер».

Какие же антикризисные стратегии бизнес может применить сегодня, когда алкоголь еще разрешен, а радиопостановки уже ушли в прошлое?  Все, что нам остается, это, как и нашим предшественникам, ориентироваться на рынок и платежеспособный спрос. Включим банальную житейскую логику.

Безотносительно ситуации на рынке люди всегда будут есть, лечиться, во что-то одеваться и развлекаться. Кстати, о развлечениях! Еще одним направлением, которое выстрелило в США в период Великой Депрессии стало кино. Позитивные фильмы и мультфильмы именно тогда открыли счет собираемым кассовым миллионам - потому что поддержать настроение в трудные времена можно не только алкоголем, но и хорошим, смешным фильмом. 

Поэтому выбирая для себя отрасль приложения сил, имеет смысл ориентироваться на то, станут ли люди даже в самой жесткой финансово ситуации, инвестировать деньги в ваш бизнес, покупать ваши услуги или товары? Если да - поздравляю, вы на правильном пути. Если нет - стоит продолжать поиски. 

Оглянувшись, к примеру, на Филиппины. Предпринимателям здесь тоже приходилось переживать непростые времена. Кстати, именно благодаря кризису местная пивоварня San Miguel, созданная изначально как малый бизнес, стала компанией, которая сегодня создает 4% ВВП всей страны. 

Как это произошло? Для начала компания рационализировала маркетинг и дистрибуцию на филиппинском рынке, а также сократила часть работников на филиппинских предприятиях. Затем часть производства была перенесена в Китай, что позволило оптимизировать затраты, и принесло компании прибыль уже через полгода. Кроме того, компания избавилась от неприбыльных активов — активы были пересмотрены и реструктурированы, а в тех случаях, где это возможно, выведены. Был полностью пересмотрен (и не единожды) перечень товаров -  во-первых, упор был сделан на брендовые продукты с высокой добавленной стоимостью, а во-вторых, усилилось взиамопродвижение различных категорий товаров. Это высвободило в компании средства достаточные для поглощения нескольких менее успешных предприятий из той же отрасли, сделав компанию, во-первых, почти независимой от поставщиков (даже упаковка производится внутри компании, да еще и продается на сторону), а, во-вторых, фактическим монополистом в отрасли. 

Как  можно увидеть из этого примера, мало придумать коммерчески интересную идею для бизнеса. Ее еще необходимо правильно реализовать и развить. И для того, чтобы это сделать имеет смысл опять-таки обратиться к западному опыту. Если с самого начала пустить организацию бизнес-процессов на самотек - "а, авось и так сойдет!" - то довольно быстро вы обнаружите, что ваш бизнес либо покоится на ваших плечах, либо нещадно пробуксовывает  и отстает от конкурентов. Вряд ли этот результат, который Вам нужен, не так ли?

Если Вы сейчас крутите головой и говорите: "ну, все это не в наших реалиях", то я могу привести вам и пример российской стойкости. Мои клиенты, компания Пенетрон, в 1998 году сделали один из самых мощных прорывов в истории компании и сформировали свое УТП. Сами они рассказывают об этой истории так: "В начале 1998 года, когда доллар США стоил около шести рублей, мы завезли очередную партию ма териала и после августовского дефолта оказались с товаром, который нужно было продавать уже за «новые» доллары.

Все компании-конкуренты, которые занимались дистрибуцией этого материала, отказались от долларовых товаров и перешли на дешевые отечественные аналоги. Мы же решили остаться в своем сегменте. Чтобы реализовать товар, начали искать платежеспособных клиентов – зарубежные компании, работающие на российском рынке.

Связались с турецкими и болгарскими фирмами, заключили с ними контракты и стали продавать товар за «новые» доллары. Когда первая партия была реализована, на вырученные средства закупили новую. Оказавшись единственным поставщиком продукции системы Penetron в России, мы обратились к американцам с предложением дать нам эксклюзивные права на реализацию этого материала в России и СНГ. В 1999 году мы получили такое право на дистрибуцию в России, а в 2001-м – в странах СНГ".  Сегодня компания Пенетрон  - один из лидеров рынка в своей отрасли. 

Еще раз повторю. Кризис - идеальное время для развития. Поиска новых идей. Перезапуска старых. Пересмотра неработающих концепций и обновления. Но все это нужно делать с умом, с оглядкой на опыт стран, которые уже прошли это и, конечно, не пренебрегая советами профессионалов.Если сегодня Вы ищете для своего бизнеса пути развития. И даже если у Вас еще нет бизнеса, а Вы только ищете место для приложения сил и средств - Вам стоит разобраться более детально в том, как устроен бизнес. Успех не за горами ;-)