Все записи
16:35  /  10.07.14

31536просмотров

Доктрина «мягкой силы» — фейк и блеф

+T -
Поделиться:

 

МИД и Россотрудничество подготовили комплексную стратегию для формирования позитивного образа России за рубежом. Укрепить влияние России в мире и улучшить имидж страны поможет развитие гуманитарной и туристической сферы. Станислав Белковский рассказал «Снобу», каковы шансы России в борьбе за положительный образ на международной арене

Я ветеран информационных войн и политический консультант на пенсии. В этом качестве я могу сказать, что, во-первых, имидж страны во многом определяется ее политикой. И не только внешней, но и внутренней. А во-вторых, готовностью и возможностью страны экспортировать те или иные образцы. Например, Америка и Евросоюз могут экспортировать демократию. Мы привыкли с иронией относиться к словосочетанию «экспорт демократии», но я считаю, что здесь ирония неуместна: многие страны тянутся к Америке и Европе именно потому, что им кажутся привлекательными образцы их политического устройства. Кто-то может демонстрировать уникальные достижения в области разработки и внедрения новых технологий, как, скажем, Япония или Южная Корея. Кто-то демонстрирует уникальные способности по свержению собственных правителей, которые вышли из берегов, как Украина.

Но когда единственный образец, который страна, в данном случае Российская Федерация, может экспортировать, — это тотальная коррупция, то ценность экспорта достаточно сомнительна. Она не влечет за собой никаких элементов soft power, о которой говорится в концепции Министерства иностранных дел. Согласитесь, сколько бы денег в международный пиар ни вкладывала Северная Корея, принципиального отношения к ней это не изменит.

Доктрина «мягкой силы» — фейк и блеф, предназначенный для того, чтобы получить бюджетное финансирование на реализацию системных мероприятий, которые не приведут к достижению ожидаемых и декларируемых результатов.

Вплоть до 70-х годов прошлого века с помощью пиар-технологий можно было создать имидж страны, кардинально отличающийся от реального положения дел. Не было интернета, существовали большие и малые железные занавесы. И под влиянием тоталитарной пропаганды многие люди могли считать, что Советский Союз — это образец свободы. Но сегодня это невозможно. И без изменения внутренней и внешней политики России пропагандистские концепции останутся неэффективными.

Хотя нельзя отрицать и другую сторону вопроса: российское руководство и лично Владимир Путин достаточно популярны в значительной части мира и среди значительных слоев населения развитых стран. Популярность эта базируется на общей ненависти к Соединенным Штатам Америки. Лидер, способный дать США по морде, автоматически начинает пользоваться авторитетом. И в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке, и в Азии, и даже в самих Соединенных Штатах, в ультраконсервативных кругах, не одобряющих внутреннюю и внешнюю политику Америки последних десятилетий, есть группы поддержки Путина. Поэтому я бы не сказал, что пропаганда путинизма не может быть эффективна — она может быть эффективна! Но это не влечет за собой декларируемой российским МИДом «мягкой силы», потому что последняя сводится к объединению стран и народов вокруг страны именно за счет экспорта позитивных образцов и ценностей. Вражда с Америкой может стимулировать отношения с разными странами, но не является позитивным образцом на экспорт.

Нужны кардинальные реформы, образец которых дал нам, как это ни смешно, бывший грузинский президент Михаил Саакашвили. Мы можем сравнить имидж Грузии в 2003 году, когда Саакашвили пришел к власти, с тем, что есть сегодня. Это небо и земля. Системные реформы нужны России даже не для имиджа, а для самой России и ее народа. А имидж приложится.

Комментировать Всего 1 комментарий

Согласен. Только сегодня написал заметку про то, что не надо путать курицу и яйца. Информационная война - это как пустышка ребенку, это в дополнение к реальным мерам, или молоку для ребенка

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

Новости наших партнеров