Все записи
14:25  /  1.01.17

13176просмотров

Ёлкфри или восьмая свеча.

+T -
Поделиться:

Вот вы знаете, кто такие "ёлкфри"?

Это те, кто совершенно сознательно, я бы сказала демонстративно отказываются от праздников, потому что они "не такие", глубже, тоньше, умнее, не толпа. Такое подростково-протестное. Наверное, они же никогда не будут есть манную кашу, потому что в детстве перекормили, не носят длинное, потому что бабушка запрещала короткое, и ни за что не признаются, что им нравится фильм "Чародеи", сериал "Секс в Большом Городе" или любой голливудский ширпотреб. Ну, он же для быдла, а у быдла есть характерная особенность - оно не мы.

Боже, как я их понимаю. Вот до такой степени, что стоит мне наслушаться о "модных" писателях, как тут же тянет сказать, что я обожаю Дарью Донцову, потому что в моем кругу это полный экстрим и, вообще, не в тренде. Просто как "демоническая женщина" Тэффи. "Я читаю Донцову! Смотрите все, я читаю Донцову!"

Но сегодня я не об этих ёлкфри, я о том, как это было у нас. И как Израиль дошел до жизни такой, что в Хайфе весь декабрь мирно соседствуют ёлка, ханукия и на всякий случай полумесяц.

Новый год медленно наступал на Израиль с 70 годов, когда приоткрыли дверь для небольшого потока репатриантов, и потихоньку выпускали отказников. Это был абсолютно подпольный и домашний новый год для тех, кто тосковал по осколкам мира, оставленного навсегда. Ведь тогда уехать в Израиль было как улететь на другую планету. А Новый Год всегда был самым аполитичным праздником, и даже настрадавшимся от советского режима праздновать его было не зазорно. Добывали пластиковые ёлочки в арабских кварталах, доставали упакованные в обувную коробку игрушки, знакомые с детства, готовили еду, знакомую с тех же времен, и... Крибле-крабле-бумс - получали дрожащий в неверном свете ёлочной гирлянды кусочек прежнего, знакомого, теплого среди непонятной и еще чужой страны.

Но были и те, кто решительно отверг, "отряхнул со своих ног" и сказал себе "Никаких ёлок и салатов оливье! Только ханукия и пончики! Только хардкор!" Так же они отвернулись от всего "русского" и даже дома говорили только на иврите, нещадно мучая новый язык и поражаясь его "примитивности". Ну откуда же взяться глубине языка, когда на нем общаются люди, с языком, в сущности, почти не знакомые? Какие уж там ёлки... Некоторые из этих "решительных" и сегодня на невинный вопрос "А ты ёлку уже нарядил?" разразятся целой речью о том, что они уже 40 лет к этой дряни не приближаются.

Так подпольные "ёлочники" и суровые ёлкфри прожили и семидесятые, и восьмидесятые. И тут случилась алия девяностых. Волна новых репатриантов из всех стран бывшего Союза буквально затопила Израиль. Как грибы полезли "русские" магазины, воплощавшие все мечты застоя. Там были сыр, колбаса, гречка, сгущенка, красная икра и прочие товары, которые у нас в провинции были либо "к празднику" либо в заказах для ветеранов войны. И в городах с огромным количеством "русского" населения - Бат-Ям, Кармиэль, Ашдод - праздник стал выплескиваться на улицы. Некоторые стали праздновать Новый Год в русских ресторанах, которые беззастенчиво украшались мишурой и шариками, другие, не стесняясь, ставили привезенные ёлки и развешивали в окнах мигающие гирлянды.

Но всего этого было еще совсем немного. Я хорошо помню, как в 94-м, когда мы с подругой переехали в Хайфу и нам к концу декабря внезапно захотелось ёлочного, отыскивать игрушки и блестящие гирлянды из фольги пришлось в арабском районе. Да и там мы с трудом обнаружили один магазинчик, выбор в котором был совсем скудным. Рождество арабов-христиан тоже еще не выплеснулось за пределы дома и не получило общественного "разрешения".

А, между тем, в Израиль постепенно стали проникать западные праздники. И день св.Патрика, когда пабы могут продать гораздо больше пива, и день св.Валентина, когда можно продавать плюшевое зверье с сердечками в лапках и, вообще, все, что угодно, под заголовком "подарок любимому (любимой)". Новый Год почему-то обозвали днем св.Сильвестра, и молодежь потихоньку стала оттягиваться на новогодних вечеринках, с удовольствием переняв обычай целоваться ровно в полночь.

И тут началось противостояние. Появились воинствующие "сильвестр-фри". Каждому они были готовы рассказать о том, каким неимоверным негодяем и гонителем евреев был папа Сильвестр. Поэтому те, кто празднуют ночь с 31 декабря на 1 января, мощным потоком льют воду на мельницу антисемитизма.  "Сегодня с нами ты не пьешь, а завтра родине изменишь". Совершенно неважно, что Сильвестр не был папой, он был епископом Рима веке эдак в четверном нашей эры (сам титул "папа" для римских епископов был введен позже) и ни в одних архивных документах не был замечен, как ненавистник евреев. Если я ничего не путаю, он да был ревнителем обращения в христианство, но как говорится "мы не дадим фактам нас обмануть".

Ёлкфри радостно поддержали "сильвестрианцев" и на какое-то время в глазах общества Новый Год снова стал полуприличным праздником для неадаптировавшихся "русских". Но былой решительности уже не было. Кто-то праздновал, кто-то нет, просто потому, что 1 января у большинства рабочий день и нет той особой атмосферы, которая в других странах сопровождает весь декабрь, а то и добрую часть ноября, готовя к кульминации. Кто-то превращался в ёлкфри, потому что не хотелось объяснять соседям и знакомым, что "нет, это не христианский праздник", "это наша традиция с детства", "это просто смена календарного года" и т.д.

Я помню, мы праздновали в компании почти каждый год. И традиция эта сохранилась и сегодня, хотя из студентов, солдат и начинающих мы превратились в докторов наук, специалистов, бизнесменов, есть у нас даже один профессор хайфского университета )) Словом, Новый Год как-то не помешал нам интегрироваться в среду, сохраняя при этом связь с тем, чем нам хотелось. Не из принципа, не потому что "надо" или наоборот, потому что "запрещали". Нам просто нравилось.

И постепенно, честно говоря, я даже не заметила как, новый год встроился и в израильскую действительность. Сколько-то лет назад, я внезапно обнаружила, что в нашем самом большом торговом центре весь декабрь происходит "ёлочный базар", потом обратила внимание на ёлку в одном из кварталов нижнего города, рядом с которой толерантно стояла зажженная ханукия. А потом оказалось, что хайфская мэрия уже лет 20 как объявила весь декабрь "праздником праздников", когда так или иначе сходятся Рождество, Ханука и Рамадан и пошло-поехало. Теперь с самого начала декабря улица, ведущая к бахайским садам и храму (главная достопримечательность Хайфы) увешана гирляндами, оленями, санта-клаусами, венками из пластмассовой хвои, остролиста и остальных рождественских атрибутов. Каждую субботу проходят ярмарки в близлежащем арабском квартале, где не протолкнуться. Рядом с главной ёлкой северной столицы (прямо напротив бахайского храма) толерантно соседствуют ханукия и полумесяц, а ёлки, игрушки и гирлянды можно купить на каждом углу.

Рождество, конечно, победило по символике. Ни у Хануки, ни, тем более, у Рамадана, нет такого количества "красот", растиражированных голливудскими фильмами. Когда все сверкает, когда загадывают желания, когда чудеса... Даже несмотря на свечи, пончики и чудо Хануки. В этом году праздники совпали прямо полностью. Сегодня последний день Хануки - восьмая свеча. Так что, если вы ждете от нового года чуда, то сегодня для него самое время.

Тем более, что в последние годы и Новый Год вдруг стал признанным "братом" трех праздников. В этом году телевидение даже транслировало обращение израильского премьер-министра к тем, кто празднует смену календарного года, а один из израильских министров выучил "С Новым годом, с новым счастьем!" на русском. Уверяю вас, ему было непросто, для израильского языка сочетание "сч" страшная штука.

У нас с друзьями есть традиция, после шампанского, выпитого под звон каких-нибудь курантов, каждый озвучивает свое пожелание остальным. Сегодня я желаю, чтобы все фрагменты нашего Я нашли свое место и не уходили в "подполье".

А вы что пожелаете?

A-Z Psychotherapy | Promote Your Page Too

Комментировать Всего 2 комментария

А мне все нравятся - и ёлкфри, и новогодяшки...

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо

С Новым Годом!

Самое прекрасное, что можно быть и тем, и этим. Как нынче левая пятка пожелает ))

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов