Все записи
16:34  /  2.01.13

1852просмотра

«Три богатыря» как национальный архетип

+T -
Поделиться:

 

Каждый год мы с друзьями ходим на какой-нибудь новогодний мульт. «Это у нас такая традиция». В этом году выбор пал на «Трех богатырей на дальних берегах». За вычетом своих сомнительных художественных достоинств, фильм оказался любопытным, отразив многие национальные российские архе- и стерео- типы и пахнув сильным советским душком. Как написано в Википедии: «Сюжет мультфильма отражает ситуацию в России, когда оккупанты рвутся к власти, а царь постепенно осознаёт необходимость возрождения национально-патриотической политики».[1]

1) Русь граничит с одной стороны с темными силами и всякими басурманами, а с другой – вообще непонятно с кем. Но кроме Руси (и отсталых народов, расположенных где-то вне карты) никого нет. Главным образом, нет никаких равноправных стран-союзников. Русь – единственный светоч в темном царстве.

2) Все западное в мультике прочно связано с отрицательными персонажами и темными силами. Главный злодей – Колыван - в парике и камзоле выдает себя за иностранца, Баба Яга мечтает стать фрейлиной на европейский манер, увлечена западными веяниями, танцами и костюмами. Ничего хорошего от Запада не исходит, хотя Князь Киевский и увлекается ненадолго россказнями Колывана про европейский быт и платные уличные туалеты.

3) Если герой - торговец, то обязательно злодей. Торговля и бизнес связаны преимущественно с обманом и темными силами, и приходят с Запада: Колыван, приехавший из-за границы, продает китайские сувениры плохого качества, изготовленные по западным образцам.

4) Роль женщины сугубо патриархальна: быть красивой и ждать любимого у окна избы. Любава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи), Настасья Филипповна (жена Добрыни) ограничены в своем репертуаре: сюжет с ними почти не связан, большую часть картины они сидят дома, готовят и убирают в ожидании мужей, вокруг которых крутится основной сюжет.

5) Все проблемы герои решают силой, и побеждает тот, кто сильнее и ударит помощнее. Роль ума, смекалки, креативности, технологических новшеств сведена к нулю.

6) Явный советский налет картине придает наличие некого экзотического острова, на который попадают три богатыря. Прогрессивные богатыри спасают туземных папуасов от гориллы Гомумы, а те назначают богатырей великими царями своего острова. В конце фильма богатыри отправляют папуасам своих клонов, чтобы охранять порядок на острове. Весь сюжет навевает ассоциации с прогрессивным и облагораживающим влиянием СССР в дружественных странах-сателлитах. Кроме отсталых  островов, которых облагораживает Русь, и порочного (но невидимого) Запада в фильме нет никаких других стран: вековой отечественный изоляционизм-империализм.

7) Тема православия, церкви в мультике аккуратно пропущена – явно из соображений безопасности и политкорректности. О церкви лучше в текущих обстоятельствах говорить либо хорошо, либо ничего. Но в силу законов мультика попов пришлось бы делать смешными или плохими, что авторы сюжета, вероятно, сочли рискованным.

Таким образом, мультик действительно отражает «возрождение национально-патриотической политики». Вопрос лишь в том, что за страну возрождают его авторы, и захотят ли они сами жить в том, что возродят.

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%85

 

Комментировать Всего 8 комментариев
О церкви лучше в текущих обстоятельствах говорить либо хорошо, либо ничего.

Получилось - как о мертвеце! Смешно! :-)))

Эту реплику поддерживают: Павел Гуляев

"4) Роль женщины сугубо патриархальна: быть красивой и ждать любимого у окна избы. Любава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи), Настасья Филипповна (жена Добрыни) ограничены в репертуаре действий: сюжет с ними почти не связан, большую часть картины они сидят дома, готовят и убирают в ожидании мужей, вокруг которых крутится основной сюжет."

Вот вернется скоро сюда Самвел и объяснит Вам (все нам), что это и есть идеальная роль женщины. Думаю, что ВВГ с ним согласится, так как патриархальные ценности и домострой считает основой стабильности, порядка и благочестия. Уверен, что они оба поставят поддержку под этим постом. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Павел Тихомиров

Степан,

для пущего подкрепления уверенности поддержу +100 раз

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

То есть Вы, Павел, как и я уверены, что Самвел этот пост поддержит, когда вернется.

Степан, Самвел просил передать, что он вернется после того, как будут восстановлены все несправедливо изгнаные! Минимальный список - Оганов, Кантор, Наврозов.

Упреждая Ваш довод, что нынешняя редакция не несет отвественности за гессеновский развал, увы, не убедителен: Наврозов был изгнан  членом новой редакции...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Сергей Громак

Насколько я помню Кантор ушел сам и даже писал об этом. Оганов ушел вместе с подписантами, которые поставили редакции условие: либо мы, либо ... (читайте письмо) 

Можете уточнить у Самвела, он хорошо помнит это письмо. 

Степан, Самвел просил передать, что Вы, увы, ошибаетесь! И ошибка эта объяснима и извинительна, т. к. об изгнании Оганова и Кантора узнали из самого Сноба, а в случае с изгнанием Наврозова, оказались сами - как бы точнее выразиться - полужертвой или недожертвой оголтелой шовинистической кампании, в которой единым хором выступили огламуренная редакция, с одной стороны, и колбасная и болотная фракции Сноба, с другой. Оттого, у Вас наблюдается некая аберрация восприятия.

Оганова удалила Гессен. После чего появилось письмо 25-ти. В ответ Яковлев изгнал подписантов, за исключением тех, кто проявил нерешительность и оппортунизм (напр., Мананнова и проч.). В противном случае, не появилось бы его письмо от 9 мая 2011 с обещанием возвернуть изгнанных, если они отрекутся  публично от написанного. На что Яковлев был закомерно послан Самвелом далеко и надолго! 

Ну, а про изгнание Наврозова и говорить излишне! Гнусная и позорная история, которая уравняла шпрехшталмейстера Ускова и мамараци (как-то язык не поворачивается называть даму папойраци) Соколову с большевичкой Гессен...

Таня Ратклифф Комментарий удален автором

Рискну предположить, что православия и церкви в мультике нет, т.к. вся картина мира от начала и до конца языческая. Поэтому тут как раз видна последовательность и своего рода цельность. Христианство-то (православия как такового еще не было) принесли на Русь те самые нехорошие иностранцы, вместе с торговлей и зачатками международного права.  Так что, если глубоко копнуть, тоже штука сомнительная для подлинных национал-патриотов. То ли дело волхвы и жертвоприношения Дажьбогу.  Вот оно, истинно народное, и никаких тебе иностранных агентов.