Все записи
07:23  /  22.08.12

4494просмотра

Если...

+T -
Поделиться:

Недавно, сидя в речном трамвайчике, я стал случайным свидетелем разговора двух интеллектуалов. Одного звали Филипп, а другого, кажется, тоже Филипп. Модно одетые, молодые и не по сезону бородатые. Оба, как на подбор, с умными горящими глазами, вылитые Володьки Ульяновы, две штуки. Речь их, немного сбивчивая, пылкая, в изобилии украшенная матом, быстро выдала в них подающих надежды журналистов. Суть разговора сводился все к тому же, до боли знакомому: «нет пророка в своем отечестве». Филиппы сетовали на то, что нет Хантера Ивановича Томпсона и Тома Вулфа среди нас, одни лишь посредственности. Они устало препирались, я макал сушки в чай и незаметно подслушивал, чайки безразлично гадили на палубу.

Недавно я смотрел телепроект Первого канала «Их Италия». Там один джентльмен, светоч российско-советской журналистики, разъезжая по Италии, морщил нос от местной кухни и вина. Его французскому нутру было печально смотреть на простецких итальянцев. Он вел с местными задушевные беседы, глядя на них чуть усталым, снисходительным взором. Его фирменный журналистский стиль, видимо, взяли себе на вооружение и Филиппы с трамвайчика. Он заключается в песне «Как сильно повезло всем вам, что в гости мы пришли». Петь нужно громко, с выражением. Желательно стоя на стуле.           

Умение видеть в окружающем мире лишь дурное и бестолковое — нормальная черта характера юных людей. Прийти, окинуть всех презрительным взглядом, написать рок-гимн поколения и удалиться в небытие — вот естественный сюжет для многих бунтарей. Прийти, окинуть мир презрительным взглядом, написать в блог о том, какие все вокруг бездарные слепцы, и уйти пить кофе в Жан-Жак — современный вариант российского молодого журналиста. И это очень удобно: вместо того чтобы самому написать что-то стоящее, проще обвинить окружающих в тупости, а коллег в непрофессионализме. Филиппы с трамвайчика и им подобные, очень похожи на российских музыкантов со старой шарманкой про глухую страну, семь нот и «все уже написали the Beatles».

У Куприна есть рассказ «Поединок». В нем рассказана история одного молодого офицера тонкой душевной организации. Не мил был ему грубый офицерский быт с дурными попойками в собрании, провинциальная серость и строевые будни. Чем дальше, тем больше душа романтика страдала от вида воинских учений, стрельб и прочих атрибутов воинских будней. Он вел образ жизни «куда пнули, туда лечу», страдал от безответной любви и думал о себе в третьем лице высокопарными фразами. Убил его Александр Куприн незатейливо и по-театральному фальшиво, в лучших традициях бульварного романа. Видимо, чтоб не маялся. Все одно за пределами родного отряда — грязища, разврат да «эта сука жизнь». А ведь мог бы сделать журналистом.

Чем больше я читаю российскую литературу, тем чаще закрадывается мысль, что мы, русские, зациклены на «древнерусской тоске». Мы как будто говорим: ничего дельного тут не будет, это территория вечного чистилища в лучших традициях Данте. Можно, конечно, попробовать что-то изменить, но проще томно страдать, ожидая катарсиса. Как вариант, можно расстрелять 90 процентов населения, оставив только самых «хороших», тогда, возможно, будет Европа на территории одного некогда полудикого государства. Но даже эта светлая мысль уже никого не греет.

Я всегда считал, что в просвещении — развитие нации. И что на образованных лежит больше ответственности за происходящее. Только с просвещением тоже не все ладно: одни, с филфака МГУ, дурными голосами поют дурные песенки, дергая попов за усы, другие, как два Филиппа с трамвайчика, пиарятся на покойниках: «Мы понимаем, что то, что делают журналисты вроде Эстемировой или Политковской, даже близко не лежало рядом с журналистикой Тома Вулфа. Они —святые в стране полностью глухих фарисеев».

В разговоре двух Филиппов было сетование на такой разный российский народ, который невозможно понять. Но чтобы понять, необходимо, как минимум, послушать. А потом еще и услышать. Просто смеха ради не дать в глаз за неприятную точку зрения, а сесть за стол и поговорить. Да, это очень сложно: быть умным и красивым и снисходить до мнения быдла. Но, может, этому «быдлу» есть что сказать? Чай не на разных планетах живем. Начать лучше всего с убавления громкости криков о собственном величии, да и слезть наконец со стула. Так, глядишь, и Хантер Томпсон отыщется, затерянный среди птичьего базара.

Я идеалист, я знаю. Я очень хочу, чтобы люди начали слушать других, а не только себя. Чтобы вместо разговоров о том, что все плохо, сделали что-нибудь, чтобы было лучше. При этом, правда, придется признать, что все мы где-то в чем-то неправы, пойти на уступки, что-то сделать. Не заламывать руки в страданиях, а поменять восприятие. Открыть, в конце концов, словарь на словах «такт» и «уважение». Это просто, я уверен, достаточно лишь захотеть. Это намного проще, чем идти священной войной друг на друга, а потом рыдать, размазывая сопли по грязной, окровавленной роже. Тогда будет уже очень поздно, но сейчас еще что-то можно поправить. Если только мы все захотим. Если два Филиппа с речного трамвайчика пойдут и напишут наконец что-то такое, от чего страна вздрогнет и задумается. Если...

PS: Стенография разговора двух Филиппов на речном трамвайчике

 

Комментировать Всего 6 комментариев

Ой, Дима, это Вас с Вашим конструктивом тут в начале года не было :-)

Была очень модная тема, которую долго мусоилили - такие мы крутые, что главные столицы мира для нас не достаточно круты. Прямо та и называлось "Куда не ходить в Лондоне", "Куда не ходить в Париже", "Куда не ходить в НЙ", и т.д.

Эту реплику поддерживают: Дима Финги

Как говорит моя мама — мы маленькие еще. Не наигрались пока в новые игрушки за 20 лет))

Да Дима, Вы идеалист.

Потому что не могут быть все такими, какими Вы их хотели бы видеть.

И если бы все вокруг было умно, красиво, порядочно и пр. жизнь бы остановилась. Не было бы истории, Достоевского, Толстого, эпохи Возрождения и т.д.

А Ваши два Филиппа дали Вам повод написать такой хороший пост:-))

Эту реплику поддерживают: Дима Финги

И если бы все вокруг было умно, красиво, порядочно и пр. то мне не про кого было бы писать))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

"При этом, правда, придется признать, что все мы где-то в чем-то неправы"

Не будет ли логичным начать признавать, что все мы где-то в чем-то неправы с признания себя где-то в чем-то неправым в этом посте? Выбирайте, где и в чем.