Все записи
22:29  /  10.01.13

8060просмотров

Американские корочки

+T -
Поделиться:

 

Ровно три года назад я впервые послал документы в американский вуз — поступал на летнюю программу в музыкальный колледж Беркли. С тех пор я подавал документы дважды — сначала с летней программы просился на постоянное обучение, а через полтора года переводился в другой колледж на журфак. За эти три года я перешел из разряда «Ой, эта страшная Америка, меня ни за что никуда не возьмут» в категорию «Иди да поступай». В получении образования в США нет ничего страшного. Как и нет большой в нем нужды, если только вы не задумали эмигрировать в эту страну.

С некоторых пор я не верю в высшее образование. Во всяком случае, его современная версия уж точно абсолютно бесполезная трата времени и денег. О’кей, не абсолютно, но по большей части. Приличная библиотека, усердие и один-два ментора сделают намного больше, чем пять лет университетской рутины. За исключением, наверное, медицинских и некоторых технических специальностей, для обучения которым требуются лаборатории и дорогостоящее оборудование.

Как минимум треть предметов — это заклеивание дыр пластилином: ветер не свищет, уже ладно. Забили студенту голову какими-то знаниями, он что-то понял — создана видимость интеллектуального роста. То, что эти предметы не имеют никакого отношения ни к реальному миру, ни к развитию у студента каких-либо навыков, волнует мало кого, главное — выполнить образовательный план. Сформировать разностороннюю личность.

Еще одна треть — это разноцветные фантики: к выбранной профессии отношение вроде как имеют, называются глубокомысленно, учебного времени сжирают вагон, а на выходе тот же ноль. Информация, полученная на таких классах, забывается уже на следующий день после постэкзаменационной попойки.

И последняя треть, ради которой и нужно терпеть все вышеперечисленные невзгоды и из-за которой обучение растягивается на четыре-пять лет, хотя хватило бы максимум двух. Это прикладная часть с пропорционально поделенными теорией и практикой и, как правило, с самыми интересными педагогами — знатоками своего дела. За весь период обучения такие предметы случаются максимум пару раз за семестр, чаще всего один.

Но, при всех минусах высшего образования, современный мир идет с ним в жесткой связке: прекрасно понимая, что многие основы профессии бывший студент познает лишь в поле, большинство компаний продолжают настойчиво требовать корочку как минимум бакалавра. Понимая, что принимать вчерашних студентов на работу — это все равно что брать их на обучение, американские фирмы к корочке требуют еще и опыт работы. Как получить опыт, когда без него никуда не берут? Для этого существует практика или интерншип.

Если у вас нет очевидных и ярко выраженных талантов, денег и/или наглости на собственный старт-ап или связей в интересующей вас индустрии, то в вуз, наверное, пойти все же придется. Хотя на выходе, кроме корочки-пропуска в кадровые отделы страны, у вас в первую очередь будет не профессия, а связи и некоторые жизненные навыки, полученные от профессоров-практиков и интерншипов. И не стоит забывать об еще одном ценном достоинстве вузов — о принудительной мотивации. Если вы ленивы, для вас всегда найдутся тычки, пинки и подзатыльники. 

Для русских в получении образования за рубежом есть еще один, весьма весомый плюс — возможность эмиграции. Не зная реалий в других странах мира, я решил не трогать их вовсе, а остановиться на стране, где учусь и живу сам — США. Тем более что довольно большой процент моих земляков стремится именно сюда.

Америка — один из крупнейших, если не крупнейший экспортер образования. Бостон — исторический центр этого образования. На самом деле в Нью-Йорке колледжей намного больше, но в Бостоне сосредоточены три наиболее желанных и еще несколько рангом пониже, но от этого не менее популярных. Три столпа бостонского образования — это Гарвард, старейший университет страны, Массачусетский технологический и музыкальный колледж Беркли. Среди других больших вузов — Бостонский университет, Бостонская консерватория, Эмерсон-колледж (главный поставщик журналистов на восточном побережье), университет Тафтс (Tufts) и Норсистерн (Northeastern) колледж.  

Среди не бостонских нужно отметить Мекку дизайнеров Парсонс, пафосные Йель, Стэнфорд и Принстон, а также еще десяток-другой не менее известных колледжей. Все они предоставляют образование, ценящееся как в США, так и в других странах. Южная Корея, например, большинство своих детей посылает именно в Америку, чтобы, вернувшись, они применили американский опыт в развитии собственной страны.

Американцы — прекрасные бизнесмены, но, к сожалению, качество продаваемого продукта не всегда ставится на первое место. Тут следует сделать поправку: образование в США на очень приличном уровне, просто чем больше на него спрос, тем ниже планка требований, больше маркетинговой мишуры и выше стоимость обучения. За счет этих изменений попасть в американский вуз стало довольно просто. Достаточно среднего английского и большой сумки денег. При наличии явных талантов можно обойтись маленькой сумкой и даже пройти обучение бесплатно, за счет американских меценатов.

При выборе колледжа не смотрите на список знаменитых выпускников, так как легко попадетесь во все те же маркетинговые ловушки. Во-первых, в США распространена так называемая honorary degree — степень, которую дарят в знак признания и заслуг перед Отечеством. Одаренный такой степенью человек, как правило, никогда не сидел за партой конкретно этого колледжа. Во-вторых, некоторые колледжи записывают в выпускники знаменитостей, едва отслушавших пару семестров и никогда не заканчивавших заведение. Так, в музыкальном колледже Беркли очень любят бравировать именами Пэта Мэтини и Джона Мейера. Оба едва ли отучились там по году.

Выбрав несколько колледжей (а если вы надеетесь на стипендию, то по возможности лучше подавать в несколько), изучите списки необходимых документов для иностранных студентов, а также брошюру под названием Bulletin — в ней вы найдете не только список факультетов, но и подробное описание учебной программы и предметов. Если ваша финальная цель — эмиграция, то важно изучить рынок труда: насколько выбранная вами профессия востребована в США. По окончании колледжа у вас будет год свободного плавания с разрешением на работу (OPT — Optional Practical Training), и за этот год вам надо будет не только найти хорошую работу, но и зацепиться так, чтобы работодатель был готов по окончании года подать документы на вашу бизнес-визу и, что важно, заплатить за нее немалую сумму.

При выборе эмиграции через образование важно начать делать карьеру еще в колледже, так как года по окончании довольно мало, чтобы успеть устроится и сделать визу с нуля. Важно обрасти знакомыми — не френдами в фейсбуке и неизменными студенческими собутыльниками, а людьми, с которыми потом вы будете вместе делать карьеру. Очень важно пройти через несколько интерншипов, тщательно подходя к выбору места работы, по возможности отсекая в самом начале варианты с потенциальным рабочим сценарием «Валера, сбегай за бутерами». Такие сценарии, как правило, наиболее вероятны в крутых компаниях, где ни вы, ни ваш труд никому не нужен — они просто отрабатывают контракт с колледжем. Также запомните, что случаи оплачиваемой, а тем более нормально оплачиваемой практики редки. Многие иностранцы очень удивляются, когда узнают, что в США студент платит за практику, а точнее за кредиты, которые ему потом пойдут в диплом. При цене кредита в среднем в 1000-1200 долларов летняя практика обойдется вам от 4 до 10 тысяч, в зависимости от часов в неделю и жилья.

NB: В кредитах в Америке измеряют интенсивность занятий. Грубо говоря, 1 кредит = 1 ак. часу в неделю. К примеру, если литературе отдается 4 кредита, то это значит, что в течение семестра у вас будет два двухчасовых урока. Если 2 кредита, то либо один двухчасовой урок, либо два часовых. По кредитам в дипломе можно определить примерное количество учебных часов, прослушанных студентом.   

Получить бизнес-визу, не имея каких-либо больших достижений, малореально, так что потрудиться придется изрядно. Хотя есть еще и лотерея «Грин кард» — ежегодно проводимый розыгрыш 50 000 виз среди стран мира. Только, ради бога, будьте осторожны в поисках правильного сайта лотереи. Во-первых, ее настоящее название Diversity visa lottery; во-вторых, за участие в лотерее не берут денег. Если за успех вам предлагается внести небольшую сумму, то перед вами мошенники. Попробуйте зарегистрироваться на таком сайте и ввести лишь часть данных кредитки. Спустя недолгое время вам позвонят и с индусским акцентом радостно спросят: правда ли вы хотите жить в США? Если да — данные кредитки давай, дорогой! 

 

Комментировать Всего 53 комментария

ты говоришь как мой ангнлийский друг Ричард Шарп, географ

Грин кард отменили.

Про интерншипы и поиск работы везде так.

интересно, а интерншип пройденный в России идет в зачет и в трек рекорд?

А насчет методологии образования: Дима, Вы для начала сходите в школу и попреподавайте литературу 8-9му классу хотя бы год, тогда можно будет и методологию обсудить.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams, alla fleming

Например, вот

Или решение Конгресса США конечным не является?

Нет, не является. И я очень сомневаюсь что Обама подпишет такой закон

Спасибо! А почему, думаете, не подпишет?

Любой закон вставляющий палки в колеса эмиграции забирает голоса у демократов среди вчерашних эмигрантов. Обама по большому счету и победил из-за поддержки нац меньшинств и эмигрантов. Я думаю демократы и дальше будут эту карту разыгрывать. Был бы Республиканцем, большие шансы что подписал бы.

Только не Конгресс, а Палата представителей. Так что до Обамы ему еще предстоит голосование в Сенате

интерншип пройденный в России идет в зачет и в трек рекорд?

Идет, если faculty will approve. Договариваться надо...

Алена отличная аргументация. А ты сними хоть один фильм а потом рецензии пиши. А ты напиши хоть одну песню а потом будешь рот раскрывать. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Дмитрий Литвин

Я на такие выпады уже и не реагирую

ну пока тебя не обвинили в гомосексуализме можно и промолчать

На снобе обычно обвиняют в гомофобии

На объявление в гомосексуализме, можно получить объявление в гомофобии, а от этого будет активно лечить весь Сноб. 

А после общеснобовского лечения от гомофобии только в больничку ложиться - галоперидолом подколоться.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Игорь, не совсем так.

Полноценное образование с фильмом или песней как-то не очень корректно сравнивать, например, потому, что первое - продукт научного труда, а второе - творческого.

Собственно, образование - это вообще не продукт, как таковой, это возможность, которую тебе предоставляют. Можно жаловаться на недостаточную широту возможности, но не на ее излишество. Если ты считаешь, что на всю программу тебе хватит двух лет - везде есть возможность экстерната.

Помимо основных предметов, образование включает в себя сопутствующие, помогающие понять основные.

То, что у студента ничего не остается в голове - проблема зачастую студента, а не предмета, программы или преподавателя.

Или Вы не находите, что у нас как-то многовато журналистов-блоггеров, плохо знающих русский язык, литературу, историю и умеющих проверять источники?

Поясню, почему предложила сходить в школу -  чтобы прочувствовать этот жуткий разрыв, который у детей проявляется при переходе к знаковым/ абстрактным формам. Вход в методологию образования, согласно, к примеру, Щедровицкому ГП, находится там: в обнаружении неспособности учителя напрямую включить ряд детей во владение абстрактными и формальными знаковыми выражениями. Со студентами та же история. Без этого опыта все разговоры про методологию не имеют никакого смысла. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Lucy Williams

То, что у студента ничего не остается в голове - проблема зачастую студента, а не предмета, программы или преподавателя.

Без практики знания бесполезны и идут на дальнюю полку, откуда их потом заново нужно доставать. К пятому курсу множество второстепенных предметов первых курсов выветриваются основательно.

Дима, конечно, многое выветривается. По теории обучения, через год человек помнит не более то ли 15, то ли 5% непримененного.

однако, чтобы закреплять реальной практикой каждый предмет - придется обучаться вечно.

А некоторые предметы и запоминать ненужно так как их цель - коррекция мышления. Например, Вы вряд ли уже вспомните много теорем из геометрии, однако с ее помощью у Вас сформировалось понимание о положении тел в пространстве.

На самом деле, не зря говорят, что в ВУЗе человек учится учиться.

Во всех странах студенты и работодатели (в том числе я) жалуются, что высшее образование непрактично совершенно. Но реального механизма изменений пока никто не предложил. Как ни разверни - фигня получается.

я лично думаю, что большое будущее ждет онлайн-обучение.

оно позволит подгонять знания к конкретной жизненной ситуации

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Я не то чтобы не против обучения, а только за. Мое мнение — человек живет, пока развивается. Просто то время и деньги (в случае с США откровенно дикие) что мы тратим в колледжах можно было потратить более продуктивно.

Учиться учиться тоже дело правильное, у меня за всю жизнь было 2-3 педагога которые научили. Очень многие же, при всем их желании и усердии только мешали и их предмет я бы смог осилить сам. Дома за месяц.

Вот о той самой непрактичности мы все и жалуемся. Особенно жаль, что система сформировалась на ошибочном постулате, что высшее образование=знания. Людям с мозгами и настоящими знаниями, но без корки трудно устроиться 

Дима, Вы просто в неправильном для себя ВУЗе учитесь, очевидно. Вам надо более высокий уровень. В этом смысл селективности системы образования. Человек должен учиться там, где ему это будет делать трудно.

К сожалению, ни одной реальной идеи как бороться с непрактичностью - нет. Любая образовательная программа должна быть обкатана и доказуемо эффективна, что требует времени, а в современности технологии, используемые на работе, меняются быстрее. Меняются сопутствующие им технологии, и ВУЗ в этом случае должен непрерывно инвестировать в технику.

Есть идея более конкретного разделения образования на профессиональное и академическое.

Но она упирается в споры типа, что должен знать хороший журналист. Историю, мат статистику, иностранные языки, литературу, ой, так получается им надо пять лет учиться? Так это ж полноценное высшее!

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Есть мнение, возможно спорное, что журналистике учиться можно лишь в поле, параллельно читая литературу и штудируя язык — все. Так как журналистика это не посты на Снобе, а грамотный копи-пейст событий на бумагу. Летописцы другими словами. А все остальное это уже аналитика, а аналитическому уму для развития нужен не вуз, а перо и беспощадный главред. Языки, история — вещи важные, только под каждую статью все равно придется читать и образовываться дополнительно. Боюсь что всю жизнь. То есть по мне так достаточно базисных знаний и таланта (а он есть у всех), а недостающую информацию изучать по ходу.

Я знаю талантливых журналистов без профильного образования, но с энциклопедическими знаниями. Они к каждой статье готовятся отдельно, узнавая что-то новое.

Но это мы с вами уже частное обсуждаем.

Есть еще мнение, что возможно куда более важная задача ВУЗА - формирование профессионального сообщества и профессиональных стандартов. За пределами ВУЗа человек уже попадает в конкретный коллектив, который диктует ему свои стандарты, которые могут сильно отклоняться от правильных.

В ВУЗе же будущие носители профессии общаются целой толпой, строят отношения и вырабатывают отношение к происходящему, предметам и у них на невербальном уровне формируется как бы ощущение стандарта профессии. Ну и связи лишними не бывают.

Алена, как это грин кард отменили?

лотерею вроде отменили

Ни в какой топ колледж со средним знанием английского и сумкой денег вы не попадете. Second tier - пожалуйста...

А вы какой колледж закончили, помимо Беркли?

Везде свои планки, суть в том что общий уровень требований опустился. 

Я в Эмерсоне учусь

Где-то опустился, а где-то наоборот...Везде свои планки :)

Дима, с преподавателями вы нам обьяснили более-менее, а какое ваше мнение о  студентах? Инттелктуальны? Мотивированы?

Очень сложный вопрос, но я попробую.  У меня нет статистики, поэтому это лишь наблюдения.

Азиаты почти все пашут на износ, при этом хуже всех знают язык и меньше всех стремятся остаться. Мотивация высокая, хотят знать все и обо всем.

Американцы четко знают чего хотят и на проходных уроках просто поддерживают нужный им балл, понимая что на оценки при приеме на работу не смотрит никто. Мотивация как правило простая и жизнеспособная — больше вложу в свою голову, больше возможностей. Довольно узко образованы и как тот Шерлок Холмс не тащат на свой чердак ничего лишнего. Но у них стоит поучиться критичности и вниманию к идеям других, даже если они их не принимают. 

Латиноамериканцев я знаю хуже всего. Многие, кого я знаю, второе поколение эмигрантов. Они знают что такое нищета и нужда, поэтому у них мотивация довольно высока.

Русских меньше всего по разным причинам и так как обучение мягко говоря дорогое, то большинство из них ребята талантливые и целеустремленные, на стипендии.

Про тупо отсиживающих родительские деньги говорить нет смысла.  

Эту реплику поддерживают: Тимур Седов

Дима, а как вам студенты? Интеллектуальны? Мотивированы?

«Валера, сбегай за бутерами»

Вообще-то, вышел закон о стажировках, и такая практика, где будешь только бегать за "бутерами"  официально запрещена.

Может быть. Я говорю о том, как на самом деле

Эту реплику поддерживают: Игорь Мальцев, Арина Холина

Так интересно... Я приехала учиться почти 20 лет назад,  а практически ничего не изменилось.

Я приехала учиться еще на бакалавра. Официально моя специальность называлась Managerial Economics.

Кое-что изменилось: 20 лет назад русские были в моде и их принимали с распростертыми обьятиями...Сейчас, уже далеко не такая ситуация

Русские из России и  из Украины практически не поступают на бакалавра по сравнению с 20-ти летней давностью - я это знаю так как общалась с Корнельской приемной комисией. Естественно, что на наших детей, понятие 'иностранный студент' уже не распространяется, но студентов оттуда все так же ждут.

Мне повезло. Я училась сразу на докторскои и потом на пост-докторскои программах с замечательными людьми. Самое приятное для меня в обучении и затем и в жизни то, что здесь мне воздается по заслугам. я еще не испытавалa ситуации, где меня подвинули в сторону, потому что y меня имя не то или какая-то блатная личность должна быть продвинута. Не сомневаюсь, что соществует, но мастштабы, видимо, намного меньше, чем в России.

На меня американское высшее образование оставило очень хорошее впечатление.  Но я с post-graduate уровня сразу начинала, там обязательных предметов было немного.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Оно хорошее, просто я не вижу смысла в современном высшем образовании. Оно как минимум могло бы быть раза в два короче

Эту реплику поддерживают: София Руфова

Наверное, зависит от специальности, но мне всё-таки кажется, что высшее образование - очень нужная в хозяйстве вещь.  Я бы с удовольствием и дальше поучилась.

Хотя соглашусь, что оно несколько оторвано от реальности и не помешало бы университетам и работодателям почаще беседовать.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams, Тимур Седов

Любая школа - это то количество работы, которое вы захотите проделать и то количество знаний, которое вы пожелаете в себя вложить.

Можно по минимуму все делать и тут же все забыть. А максимуму нет предела. 

И еще, Дима, поверьте, что лишних знаний не бывает. Школа дает шанс узнать то, что сейчас кажется лишним, но  на определенном этапе жизни - вы будете благодарны за это знание  и сами удивитесь этому. 

Или наоборот - будете корить себя, что в школе уделили какому-то предмету мало внимания,  а знание его -  вдруг --раз, и стало основным требованием в жизни.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

+1

Только что написала об этом.

Образование - это возможность или шанс. Использовал/ не использовал - твое дело.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Я не говорил что знаний может быть слишком много. Я говорил про то, что тратить семестр своей жизни чтобы пройти с классом один учебник мне не интересно. Ментор+библиотека — все что нужно

На самом деле, скорость усваивания информации у всех разная, кто-то  может два годa за год пройти, а кто-то усваивает медленно(как у Ушинского, 'ученики с замедленным пониманием', не дураки, нет!  Я думаю, для таких спасение -экстернат, поддержу Евгению!

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Прочитала статью: удивительно, что с пренебрежением об американских "корочках" и смысле высшего образования говорит студент/молодой человек, который продолжает учиться в Американском университете (т е  учится, проходит через годы обучения, при этом образования непрактичного, которое как раз в основном только связи и дает (режиссура), но говорит о его бесполезности...) Я училась в Американском университете и считаю, что это прекрасный выбор, если правильно это образование использовать. Если есть таланты и деньги как раз и есть смысл сначала пойти учиться. Но это смотря какая цель в будущем тоже...

Удивительно насколько люди видят в тексте то, чего там нет.

А чего на режиссуру меня отправили? Просто интересно.

"Сейчас это журфак колледжа Эммерсон, Бостон, до этого был Беркли, во все том же Бостоне, и факультет продюсирования и звукорежиссуры." - Т е продюсирования, но тогда тем более только контакты и есть результат, потому что продюсером быть точно, казалось бы, университет не поможет - только практика...

Звукорежиссура и продюссирование в странах со здоровой музыкальной индустрией это целая наука, а не только умение девочек подбирать. Учиться надо многому. Звукорежи как раз та категория, которым без технической базы учиться сложно, хотя и они в последнее время большую часть времени проводят за компьютером, а следовательно учиться могут и дома. Но без практики их знания — ничто, как и для юриста, экономиста, журналиста, О чем и статья. Она о том, что современное высшее образование не эффективно, но в ряде случаев необходимо и даже неизбежно, а вовсе не о моем принебрежении.

высшее образование не эффективно

Дима, ну а что вы хотите от Либерал Арт? Учат критически мыслить, анализировать и излагать ясно мысли на бумаге. Дают базовые знания,  ориентироваться в море информации, иначе говоря учат учиться. Какие претензии?

Звукорежи-продюссеры это техническая профессия. 

Вот либерал арт уж точно нечего 4-5 лет штаны протирать

Вот либерал арт уж точно нечего 4-5 лет штаны протирать

либерал арт - это необыкновенная привилегия. Четыре года пытаться понять, что тебе нравится перед тем как определиться с профессией. К сожалению в последнее время далеко не все могут себе позволить использовать эти годы именно так.

Эмерсон - либерал арт колледж, я это имела в виду.