Все записи
16:40  /  6.02.15

2725просмотров

Угон: преступление без наказания

+T -
Поделиться:

«Я готов вступить в любую партию, хоть сатанинскую, если она всерьез возьмётся ужесточить ответственность за угон автомобилей», - пишет мне «в контакте» один из друзей. «В Узбекистане дают 15 лет, если просто сидишь в машине вместе с угонщиком – 8. Угонов нет», - как будто дразнит его другой.

Рост угонов – неизбежное следствие экономического кризиса. С одной стороны, становится больше преступников, потерявших легальные источники дохода. С другой, растет спрос на подержанные запчасти с разборок, так как люди экономят на новых.

В Санкт-Петербурге по итогам 2014-го года угнано на 26% больше автомобилей, чем в 2013-м. Мечтал, выбирал, копил или взял в кредит, во многом себе отказывал, гордился, берёг, вкладывал дополнительные средства в тюнинг и ремонт, а потом вышел утром из подъезда – и пустота. В прошлом году главные роли в этом пренеприятном сценарий достались 6255 жителям города. В этом их, к сожалению, будет еще больше, значительно больше. При этом шансы вернуть угнанный автомобиль призрачны: раскрываемость в последние годы составляет около 3%. 

Проблема угонов, притушенная в сытые и спокойные нулевые годы потоком нефтедолларов, вновь разгорается, набирает остроту. Решить ее полностью у автовладельца не получается даже с помощью страхования, выплаты по которому он получает в рублях в количестве, недостаточном для покупки новой иномарки за валюту. Даже после подорожания и так не дешевой страховки еще на 30-40%, выплата по ней все равно не покроет ущерб от потери подорожавшего почти вдвое авто. Ну а смена иностранной машины на отечественную давно стала риторической фигурой, обозначающей катастрофическую утрату качества жизни.    

Ситуация с ростом угонов требует вмешательства государства. Способ этого вмешательства хорошо известен, так как дискутируется еще с 90-х годов. Это – ужесточение ответственности, то самое, ради которого некоторые отчаявшиеся автомобилисты даже готовы пошатнуться в вере.

Проблема заключается в 166-й статье Уголовного кодекса, отличающей угон автомобиля от его кражи и предусматривающей за первое преступление значительно более мягкое наказание, чем за второе. Чтобы наказать угонщика всерьез по статье 158 УК, лишением свободы лет на 5 - 10, суду необходимо увидеть доказательства, что он намеревался продать ваш авто целиком или по частям, а не просто взял покататься. На практике это позволяет большинству угонщиков уходить от наказания, отделываться условными сроками и даже штрафами до 120 тысяч рублей, сопоставимыми со стоимостью нескольких запчастей дорогой машины.

Поймали с поличным – «взял покататься». Не поймали – вот тогда уже авто разбирается или продается после передержки в «отстойнике». Вкупе с низким процентом раскрываемости, чрезвычайно легкое наказание за угон автомобилей делает этот вид преступлений в современной России фактически безнаказанным. Даже украсть телевизор сегодня – более серьезный риск для преступника, потому что никто не поверит ему, что он «просто одолжил технику на время, чтобы посмотреть футбольный матч». А в случае с кражей автомобилей – верят.

Различие между кражей и угоном именно для автомобилей было введено еще в 60-е годы прошлого века. После войны машин стало много, а заводились они примитивным способом, и страну накрыла волна «пьяных покатушек». При этом судить человека, «позаимствовавшего» машину на один вечер для поездки в соседнюю деревню, с той же строгостью, что и вора (а за воровство тогда судили крайне строго) смысла не было. Так появилась 212 статья УК РФ, приравнивающая незаконное временное пользование чужим имуществом к мелкому хулиганству. Позже она преобразовалась в нынешнюю 166 статью.

Однако сегодня очень мало кто берет машины покататься с намерением потом их вернуть. Чтобы открыть и завести чужую машину, в большинстве случаев теперь требуются серьезные навыки. Угон и кража автомобилей стали синонимами, превратились в организованный и высокотехнологичный преступный бизнес. Если вы не нашли утром на месте свой автомобиль, бессмысленно задаваться вопросом, угнан он или украден, а вместо этого приходится мириться с фактом, что вы его больше не увидите. Таким образом, 166 статья категорически не соответствует времени и ее необходимо реформировать.      

Конкретный вид реформы – вопрос дискуссионный. Можно уравнять наказания за кражу и угон. Можно просто упразднить угон как термин и считать любое движение на чужой машине кражей. Можно все же оставить лазейку немногочисленным хулиганам, позаимствовав формулировку у испанцев: у них, если автомобиль возвращен на место в течение нескольких часов, преступление квалифицируется как угон, если нет – как кража. Способы есть разные. Очевидно одно: необходимо покончить с фактической безнаказанностью угонщиков, и сделать это, ввиду резкого изменения экономической и криминальной ситуации в стране, необходимо срочно

Комментировать Всего 1 комментарий
необходимо покончить с фактической безнаказанностью угонщиков, и сделать это, ввиду резкого изменения экономической и криминальной ситуации в стране, необходимо срочно.

Очень правильно.

Осталось это сделать.

Эту реплику поддерживают: Валерий Федотов