Все записи
19:14  /  20.05.13

7305просмотров

Бытовой фетишизм

+T -
Поделиться:

Как известно, фетишизм - это поклонение предметам, приписывание им разных сверхкачеств (если кратко). Такое происходит в религии, в сексе и в быту. Пример бытового фетизшизма - почитание хлеба.

Помню, как в детстве взрослые одергивали с изменившимся лицом, когда я хотела выбросить недоеденный хлеб в мусорку. "Ты что, хлеб нельзя выбрасывать!" Поначалу это вызывало удивление, эмоциональный ступор, потому что было совершенно непонятно, почему именно хлеб нельзя выбрасывать. Потом я привыкла и сама начала кривиться при мысли, не выбросить ли мне старый хлеб. Это вызывало такое чувство вины, как будто я покушалась на что-то живое и ценное.

Люди живут с этим маразмом годами и учат своих детей такому отношению к хлебу. Зачем? Кто-то может мне ответить на этот вопрос? Война закончилась 70 лет назад, проблем с едой у нас нет. И в чем, например, принципиальное отличие хлеба от макарон или куска торта, которые можно отправить в помойку с чистой совестью?

Кто-то скажет, что это ерунда - ну да, глупость, конечно, но разве это так важно - что у человека такое отношение к хлебу? Я считаю, что важно. Потому что из таких мелочей складываются калечащие психику механизмы - вера в в то, чего нет, привычка испытывать чувство вины и стыда за то, что даже не существует.

Комментировать Всего 53 комментария

Логически - да, хлеб - это всего лишь злак, а для изготовления той же колбасы убили живое существо, однако я не встречал людей, которые считают святотатством выбрасывать колбасу... разве что пошутят в стиле "эта корова умерла зря")

Но психологически... бабушкины рассказы про голод, про колоски хлеба, народные верования - все это переводит образ хлеба в сакральное измерение. Еда - это вообще сакральная тема, мощный архетип союза, а хлеб во многих обрядах занимал не последнее место... Хотя, если смотрть с этой точки зрения, сакральным должно быть вину - все же "виноградная лоза проросла в культуру западного мира":)

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Вам бы, Лаптева, в Дарфуре побывать или детей Чада посмотреть. Вопрос не в выбросе хлеба, а зачем херню писать? Другой раз лучше помолчать, чем говорить. 

Андрей, во-1, на детей Чада никак не повлияет, выброшу я хлеб или нет.

Во-2, у нас с вами была договоренность, что вы комменты в моем блоге не оставляете. Давайте ее соблюдать.

А по-моему кривиться надо при выбрасывании любой еды.  С учётом того, сколько природных ресурсов было использовано / экосистем разрушено для её производства.  И потом, разве трудно не брать больше, чем можешь съесть?

Стоишь бывало в тропическом лесу, а на тебя сверху падают надкусанные авокадо, например. Или другие плоды почти целые. Это обезьяны или птицы так нерационально кушают. Так что расточает еду не только человек.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Сергей Мурашов

И вообще, Мария, Вы из дискуссии про гуманность разве не уяснили, что тут вся соль в том, какими вопросами обезьяны и птицы при этом задаются?  Остальное - мелочи жизни.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Вообще никакими не задаются. Жрут и все. Кстати, от действий животных экосистемы страдают запросто. То саранча или другие насекомые выжирают подчистую растительность до пустыни. То на днях читала, как занесенные в Красную Книгу птицы своими отходами выжгли полностью кусок заповедного леса - сухие стволы торчат. Не все так радужно в мире животных. Но злого умысла в них точно нет.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Сергей Мурашов, Ольга Лаптева

Таня, обезьяны и птицы, как и значительная часть населения, такими вопросами, понятно, не задаются вовсе - по отсутствию у них такой возможности.

Объедкам с человеческого стола, предположу, какая-то часть экосистемы тоже вполне рада, если они распределяются в пределах данной экосистемы достаточно дисперсно, и без излишеств.

Мы вот свои отходы, имеющие биологическую природу, например, вывозим в лес, где они отчасти употребляются в пищу животными, птицами и прочей живностью, а остальное, со временем, превращается в почву...

(Что же до "дискуссии про гуманность" - то мне с рабочего компа она не доступна, а с айфона писать недосуг, так что, возможно, продолжу беседу ближе к вечеру).

Сергей, моя кошка, прочитав эту ветку, задалась двумя вопросами.  В том числе и к Марии, конечно, но к ней она на данный момент не склонна придираться.

1. Знаете ли Вы характеристики устойчивой экосистемы.  И могут ли птицы "выжигать" куски леса в такой системе.

2. Понимаете ли Вы для чего на деревьях растут плоды и почему упомянутая Марией "расточительность" деревьям не вредит, а даже полезна (в отличие от раскидывания Ольгой хлеба). 

ПС надеюсь Вы всё же не "вывозите" отходы в лес в буквальном смысле.  У лесных трав обычно корневая система близка к поверхности, по ним и ходить по-хорошему не надо.

В остальном я и сама сейчас уезжаю на конференцию, так что пару дней отвечать не смогу.  Оривидерчи!

1. Знаете ли Вы характеристики устойчивой экосистемы.

= Разумеется, нет - я же специалист в совершенно другой области.

Однако смею предполагать, что это такая система, которая функционирует без существенных изменений.

2. Понимаете ли Вы для чего на деревьях растут плоды и почему упомянутая Марией "расточительность" деревьям не вредит, а даже полезна (в отличие от раскидывания Ольгой хлеба). 

= Разумеется, нет, по той же причине.

Однако, смею полагать, что плоды на деревьях ровно затем и растут, чтоб их ели, распространяя, таким образом, семена данных деревьев. И за теми, кто эти плоды ест, - стоит длиннющая очередь из тех, кто за ними подъедает, и пр.

ПС надеюсь Вы всё же не "вывозите" отходы в лес в буквальном смысле.  У лесных трав обычно корневая система близка к поверхности, по ним и ходить по-хорошему не надо.

= Напротив, именно в самом буквальном смысле и вывожу. Хлеб, овощи, и всё остальное, что не съедим уже мы, но вполне пригодно для желудков лесного населения. В результате, наши объедки съедают не крысы, как это происходит со всеми остальными объедками в городах, но - бродячие собаки, кабаны, сойки, грызуны и пр.

Хожу я к своей ямке по тропинке - так что остальная трава в лесу не страдает, если только её кабаны не повытопчут...

Ничего страшного, я никуда не тороплюсь.  :)

Саёнара!

Ой, Сергей (и Мария) ..... не могу не удержаться ... Вселенная в нашем споре явно на моей стороне!

Иначе как Вы оцените статистическую вероятность того, что заглянув пол часа назад в одно общественное место, я обнаружила, что самым верхним журналом в стопке в приёмной оказался Reader's Digest, на обложке которого была вынесена статья "Животные, которые ведут себя как люди".  А в самом журнале приведено много интереснейших фактов, которые я опишу по возвращении .... но самое главное, заканчивалась статья (со ссылками на научные исследования) следующей фразой: "вопрос на сегодня уже стоит не в том "Думают ли животные?" а в том "Как и что именно они думают""

:-)

Зачем?

Тут больше подходит вопрос - почему?

Люди это делают не осозновая. 

Потому что скорость изменения жизни к лучшему намного быстрее отмирания невостребованных механизмов (предубеждений идиотских и пр)

Кроме того, как показывает текущее время, эти предубеждения хотят жить. И в своем стремлении к этому готовы создавать чудовищные конструкции в головах хозяев..

"И в чем, например, принципиальное отличие хлеба от макарон или куска торта, которые можно отправить в помойку с чистой совестью?"

Например,  в моей семье мы вообще продукты питания не выбрасываем. Ни торты, ни колбасы, ни хлеб. То есть покупается и готовится ровно столько, сколько возможно физически съесть. Овощные отходы выбрасываются в компост.  

К сожалению, мне пришлось узнать, что такое голод, т.е. когда просто-напросто жрать нечего и безумно ноет под ложечкой... Сосешь кусочек галеты, запиваешь кипятком и вспоминаешь ароматный свежеиспеченый хлеб в своей деревне ....  Такой опыт меняет отношение к еде.

К хлебу у вас вообще нет особенного отношения?

Не более, чем ко всей еде. Хлеб покупаем каждый день. 

У меня лично особое отношение к продуктам питания и продуктам крестьянского труда, - трепетное и уважительное. Быть может потому что живу в деревне, могу непосредственно наблюдать процессы выращивания злаковых, уход за скотом... Крестьянский труд (даже во Франции и Швейцарии) - каторжный,   тяжелый, и в агро-индустриальных комплексах (овощи/фрукты выращивают в парниках). У меня такое патриархальное уважение к крестьянам, их труду.     

Мне кажется, что говорить  о хлебе в контексте "фетиш" не верно.  

Хлеб (лепешки, лаваши, фокаччиа) пшеничный, рисовый, ржаной, картофельный, маисовый и пр. - основная еда всех времен и народов. В трудные годы людей от голода спасал именно хлеб. И сейчас так - без хлеба еда не полноценна. В той же Италии "пасту" едят с хлебом, потому что хлеб дает ощущение насыщенности.  

(хотя я, напр, не большая любительница белого хлеба, больше люблю ржаной)  

PS Редкие остатки хлеба мы собираем и отдаем тетушке, которая держит кур. 

PS Редкие остатки хлеба мы собираем и отдаем тетушке, которая держит кур.

== А если кур нет, живет человек в городе, для вас это будет нормально - что он будет выбрасывать хлеб? Как вы будете к нему относиться?

Относится буду нормально. Исхожу из принципа "В каждой избушке - свои погремушки". Как я могу устанавливать какие-то критерии чужим людям ?? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Как я могу устанавливать какие-то критерии чужим людям ??

== Устанавливать вы, конечно, ничего не можете, однако отношение возникает так или иначе. Что-то вам нравится, что-то - нет. Из того, что вы написали, я думаю, что вам все же не нравится, когда другие выбрасывают хлеб.

Ну вообще, я стараюсь еду в нормальном, съедобном состоянии не выбрасывать. Не важно хлеб или нет, зачем зря переводить? Другое дело если испортилось - тогда чего уже делать-то?

А вообще это историческое бесспорно. Мой дед, ветеран войны, вообще не признает еду если хлеба на столе нет. Так уж он вырос.

А одна Корейская женщина объясняла мне что в Корее (и Китае, и других похожих странах) такое же отношение у пожилых людей (многие из них - бывшее или еще настоящие крестьяне) к рису, они когда едят - ни одной рисинки мимо не пропустят и не выбросят.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Сергей Мурашов

Ну а вот такая ситуация. Вам нравится свежий хлеб. Когда батон белого полежит дня 3, он еще не испортился, но уже не вкусный. Можно его выбросить и купить свежий.

Или вы едите кусок хлеба, и вам больше не хочется. Что делать с надкусанным?

А зачем он лежит 3 дня? Покупайте половину батона, или маленький батон... из расчета, что съедите сегодня/сейчас. Из остатков хлеба можно приготовить очень вкусные блюда (несколько видов гренок, напр)

"Или вы едите кусок хлеба, и вам больше не хочется. Что делать с надкусанным?"  Простите, Ольга, но какой должен быть кусок хлеба, чтобы его есть "до отвала" ?  Не отрезайте слишком толстые ломти, в куске хлеб черствеет медленнее.  

А вообще, отношение к хлебу, как и к еде вообще, проистекает из личных жизненных приоритетов, принципов, воспитания, преобретенного опыта.  

Для меня, напр, чем меньше отходов - любых - тем лучше. 

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф, Сергей Мурашов

Ну то есть вы все-таки всячески избегать выбрасывания?

Если я не хочу никаких вкусных блюд из гренок, и готовить их не хочу, и есть их не хочу, то что мне сделать с оставшимся хлебом? Иногда мне хочется съесть бутер из свежего хлеба сегодня, а завтра и послезавтра уже не хочется. Что мне делать?

Все, что вы предлагаете, мне как раз и кажется бытовым фетишизмом, когда из хлеба делается идол, вокруг которого надо водить хороводы и выражать ему уважение.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

"Если я не хочу никаких вкусных блюд из гренок, и готовить их не хочу, и есть их не хочу, то что мне сделать с оставшимся хлебом?"

Ольга, я Вам написала выше, покупайте маленькие порции хлеба.

"Все, что вы предлагаете, мне как раз и кажется бытовым фетишизмом" 

Что такое "бытовой фетишизм" ?? Отчего Вы решили, что я лично из хлеба делаю идол? и откуда какие-то хороводы появились ? Я четко написала, что избегаю выбрасывать продукты питания вообще, и хлеба в частности. Считаю, что это расточительно, не этично, не экологично. Покупаю продукты (на неделю, на три дня, на день) в расчете на полное их потребление членами семьи. Не покупаю "про запас". Хлеб ("багет") муж покупает каждое утро - свежеиспеченый в нашей местной булочной - такого размера, что его хватает ровно на один день. Я покупаю себе ржаной хлеб, который мне хватает на 4-5 дней (он медленно черствеет).  

Мне искренне не понятно зачем что-то покупать, недоиспользовать и потом выбрасывать(???).  

Знаю, что в булочной (пекарне) в конце дня нераспроданный хлеб выбрасывается самим же пекарем (или отдает фермерам для свиней, кур, пр)  Если нужен не очень мягкий хлеб (для фондю напр, или для тостов), то отдают бесплатно. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Ольга, я Вам написала выше, покупайте маленькие порции хлеба.

== А я вам ответила, что далеко не всегда даже маленькие порции хлеба получается съесть, пока этот хлеб вкусный.

Мне искренне не понятно зачем что-то покупать, недоиспользовать и потом выбрасывать

== Потому что сегодня может хотеться съесть именно это, а завтра - уже нет.

== Хороводы - это образ, Кристина. Я понимаю, что вы не танцуете вокруг хлеба. Но вместо того, чтобы выбросить его, если он вам не нужен (ну может же быть такое, что и вы не рассчитали), вы предлагаете - гренки, блюда, куры. И очень может быть, когда кто-то готовит все эти блюда или идет к курам, то делает он это не потому, что ему щас приятно покормить кур или поесть гренок, а потому что у него стыд и чувство вины при мысли о том, что хлеб можно просто выбросить и не тратить еще кучу времени на кур и гренки.

== Что такое бытовой фетишизм - я написала в статье. Поклонение предметам.

Хороводы, хорооводы....

Ольга, понимаете, Вы все время проецируете СВОЕ восприятие окружающего мира на других людей (напр,    "когда кто-то готовит..., то делает он это не потому, что ему щас приятно....) Некто может делать все, что ему/ей вздумается (с хлебом, едой, стиральной машиной)  по причинам, которые нам и в голову прийти не могут. Говорить о чувстве вины /стыда/гордости/ религиозного фанатизма некоего Анонима (перед кем? за что?)  = ....... (подставить по смыслу).   

Я уже давно перестала додумывать за людей то, о чем они даже не подозревают.  

Я не додумываю, я же не утверждаю, что у него будет именно так. Я говорю, что такое очень может быть, учитывая распространенное отношение к хлебу в обществе.

учитывая распространенное отношение к хлебу в обществе

Ольга, опять двадцать пять! 

Какое РАСПРОСТРАНЕННОЕ отношение? В КАКОМ обществе?  

В некоторых обществах люди не сядут кушать, есть нет на столе соли, или перца жгучего; или если нет бетеля. 

В Либане каждый день готовят свежий "табуле". В Швейцарии (французской) и во Франции, Бельгии с раннего утра в скромных закусочных/кафе/бистро можно всегда съесть сваренное в крутую яйцо (их прямо выставляют на барную стойку). У каждого народа свои гастрономические  обычаи, традиции. 

Говорить о фетишизме может быть более целесообразно в связи с Пасхальными куличами, или маццой. Вот тут действительно можно найти и поклонение, и сакральные подоплеки. 

Какое РАСПРОСТРАНЕННОЕ отношение? В КАКОМ обществе?

== В русском.

Говорить о фетишизме может быть более целесообразно в связи с Пасхальными куличами, или маццой. Вот тут действительно можно найти и поклонение, и сакральные подоплеки.

== Это уже религиозный фетишизм.

Ольга, опять двадцать пять!

== Кристина, что это вы со мной, как с ребенком начали разговаривать? Если я с вами не согласна, это повод так явно выражать раздражение на меня?

далеко не всегда даже маленькие порции хлеба получается съесть, пока этот хлеб вкусный.

Что же это за маленькие порции и как же Вы едите, наверное как птичка клюете? ))))))))

Просто у нас тут продаются такие совсем маленькие "багеты" - буквально на один сэндвич. То есть съел и забыл!

Пардон, но на память приходит стариннейший анекдот об украинских кумовьях. Один из них, на вопрос сможет ли он съесть мешок яблок, ответил:" З'им не з'им, але понадкусую усi !"

Что же это за маленькие порции и как же Вы едите, наверное как птичка клюете? ))))))))

== Мы уже так далеко ушли от темы, что предлагаю все же вернуться. Если вам хочется и нравится крайне рационально обращаться со всей едой, то и замечательно. Я сама хоть и не буду так поступать, но не вижу в этом чего-то неприятного или болезненного. А когда из всей еды выделяют именно хлеб и именно его нельзя выбросить, то это воспринимается, как маразм и фетиш, почитательное отношение к хлебу. Ваша позиция последовательная, - вы и денег так меньше тратите. А позиция только с хлебом - абсурдная, в ней нет никакой логики.

Нет логики, но есть традиции. Если они Вам не нравятся - не соблюдайте их. Какое Вам дело до хлебного фетишизма остальных? Вы же такая независимая и самостоятельная...

Действительно, а зачем он 3 дня лежал? :)

Нет, ну тут дело ваше конечно. Строго говоря, если не свежий, значит уже портится. "Свежесть бывает одна - первая, она же и последняя" как сказал Воланд ))

У меня, обычно просто так еда не лежит, если что-то купил, то точно знаю что буду есть.

Как говорили в фильме "О чем говорят мужчины среднего возраста..." про то что заказал поесть с 0:45 секунды вот ;-)

https://www.youtube.com/watch?v=z-UV-pjGzeQ

Для моего возраста старшее поколение - это те, кто пережил голод: до войны или во время нее, или после. Когда зачастую единственной едой был именно хлеб - мерзкого качества, но такой желанный! Если для них так важно не выбрасывать хлеб, то разве мало они для меня сделали, чтобы я не учла их такой ерундовской причуды?

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Я не предлагаю ее не учитывать в общении с теми родственниками, которые пережили голод, и для них это психическая травма. Но сами для себя, для своих детей - вы зачем создаете такие правила?

Кто Вам сказал, что создаю? Выбрасываем остатки хлеба совершенно спокойно. Или в парке птичек кормим. А вот отец мой, у которого от голода умерло 6 братьев-сестер, всегда по привычке смахивал крошки со стола в ладонь и в рот. Никто не смеялся, знаете ли...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Евгений Бабушкин

Кто Вам сказал, что создаю?

== Вы ничего об этом не написали, и из вашего ответа сложилось впечатление, что вы поступаете, как многие. Вот так запросто выбрасываете пол-батона хлеба и даже ничего не екает?

Нет, не екает. Я голода не видела. Хотя я редко выбрасываю больше одного засохшего куска, поскольку продукты покупаются более-менее рационально.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

продукты покупаются более-менее рационально.

Мария, мне кажется именно об этом и стоит говорить - о количественной и качественной рациональности, а не "бытовом фетишизме".  

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Нет, я согласна отчасти с Ольгой, что трястись именно над хлебом - это перебор. Однако уважение к старшему поколению однозначно сильнее небольших странностей их поведения. Мы же не раздражаемся на старую бабушку, запирающую на три замка дверь своей нищенской квартиры. У нее свои ценности, мы должны уважать ее отношение к ним.

Нет, не екает. Я голода не видела.

== Я тоже не видела, но у меня долгое время екало.

Нмв, привычка к береживости - хорошая привычка, если она не приводит к собиранию дома старых носков, сломанных швейных машинок, и прочего хлама.

Плохая привычка - дома доедать всё, что тебе навалили в тарелку: есть надо ровно столько, сколько хочется, и ни грамма больше. (И хорошо бы при этом ещё и научиться накладывать в тарелку ровно столько, сколько нужно).

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Нмв, привычка к береживости - хорошая привычка

== Я тоже не вижу в этой привычке чего-то странного или нежелательного. Но когда бережливость проявляется безо всякой логики, к одному предмету, только потому, что так научили родители, - это уже фетиш.

Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Мария Овчинник, Андрей Коралев

Хм... Так и не смогла связать эту фразу с постом)

Видимо, Евгений хотел сказать, что Вы говорите очевидные вещи...

"Ляпалиссиада — один из видов речевой избыточности, утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью".

Просто слово красивое вспомнил. Куда красивей, чем "клише" или "трюизм".

Если для вас очевидно, что это маразм, тем более нелепым выглядит то, что многие его до сих пор поддерживают.

Ох, я всё-таки неясно выразился.

Ну и ладно.

Могу только лишний раз лайкнуть коммент Марии Овчинник.