Приняв приедложение Владимира Невейкина выделеть в отдельную тему для обсуждения нашу буседу о рыночных отношениях, кризисе и методах предотвращения кризисных ситуаций, я собирался написать статью, но, как та лиса, "призадумался...". А, собственно, зачем? Предложение Владимира перенести содержание моего поста из другой темы обсуждения в эту вполне разумно - для начала обсуждения этого вполне достаточно, а вся необходимая информация или пояснения могут появляться по мере необходимости в процессе беседы.

Поэтому просто копирую свой пост и voila... :) Приглашаю к обсуждению.

1) Рыночные отношения - это производство большого многообразия продуктов, обладающих потребительскими свойствами в результате разделения труда и с целью их дальнейшего взаимообмена (товары меняются на товары) с последующим их потреблением как конечной фазы производства. (Не "товар --- деньги --- товар" , а "Производство товара --- обмен --- потребление")

2) В рыночных отношениях происходит не обмен товаров на деньги, а ОБМЕН ТОВАРОВ НА ТОВАРЫ, при котором результаты производства являются товарами лишь на момент обмена на другие товары (в том числе и деньги). Товар прекращает свое существование как товар в момент потребления его конечным потребителем.

3) Объем производства в рыночных отношениях - это количество произведенного продукта, который может быть использован на рынке в качестве товара и потреблен в качестве продукта потребления. (Все, что произведено, но не стало товаром и не было потреблено, не является продуктом производства, а может рассматриваться лишь как затратная часть производства или вне производственная деятельность).

4) Объем потребления в рыночных отношениях - это количество произведенного продукта, которое может быть потреблено в качестве продукта потребления. (Все, что не было потреблено в качестве продукта потребления, не может рассматриваться в качестве продукта потребления по отпределению, и соответственно рассматриваться в качестве продукта производства. Если товары были многократно обменены на товары, но так и не стали продуктами потребления, то производственный процесс не завершился потреблением, а следовательно рыночные отношения не возникли.)

5) Количество произведенного продукта в рыночных отношениях таким образом всегда равно количеству потребленного продукта. Количества произведенного товара не становится больше от количества обменных операций товара на товар, как и не становится больше потребленного продукта в зависимости от количества обменных операций товара на товар ( Не важно, что выступает в качестве товара - продукты производства или деньги).

6) В связи со всем выше сказанным в условиях замкнутого рынка, на котором выступают в качестве производителей и в качестве потребителей одни и те же физические субъекты, количество произведенного товара будет зависеть от максимально возможного потенциала потребления продукта. При этом увеличение производства в условиях постоянной эффективности производства сокращает потребительский ресурс в связи с бОльшей занятостью потребителя в производстве. При увеличении эффективности производства при постоянном количестве произведенных товаров увеличивается потенциал потребления, так как потребитель высвобождается из процесса производства. Но даже если эффективность производства увеличить до бесконечности ("скатерть самобранка"), то есть полностью вывести потребителя из процесса производства, весь физический ресурс которого направить на потребление, то в любом случае физический ресурс потребителя остается ограниченным физическими способностями субъектов потребления. Потребителями товаров являются люди, а их физические способности к любому действию ограниченны.

 

Простой иллюстративный пример.

Я, в условиях замкнутого рынка (на территории собственного магазина) обеспечиваю Вас 100000 рублей в качестве товара для обмена на товары, которые готово предложить к обмену мое предприятие и предлагаю воспользоваться по своему усмотрению этими деньгами в течении 10 минут. Если не используете эти деньги, то они уже не Ваши. Вы легко приобретаете у меня в магазине товар в течении 10 минут, который Вам может быть и не нужен, но которым Вы можете воспользоваться для своих нужд. При этом я смог за 10 минут обеспечить производство товара на 100000, а Вы потребить продукта на 100000.

Мы поэтапно увеличиваем сумму предложения при тех же потребительских ограничениях по времени в 10 минут и видим, что задача по мере увеличения предложенной к реализации денежной суммы усложняется. :(

В конечном итоге я предлагаю Вам за те же 10 минут воспользоваться 100 миллионами в том же магазине. Сможете? Нет. Не взирая на то, что у меня в магазине есть товар (я готов предложить на эту сумму товар)и у Вас есть товар к обмену на ту же сумму (деньги), мы не сможем организовать сделку купли продажи (обеспечить потребление), так как этот процесс (упаковать, посчитать, унести, принести...), который условно можно назвать "процессом потребления" настолько трудоемкий (ресурсоемкий для потребителя), что его ресурса в 10 минут для этого совершенно не достаточно. Сколько же Вы сможете потребить в моем магазине: сколько я готов произвести (предложить), сколько Вы готовы купить (обеспечить спрос)? Нет. Столько, сколько Вы способны потребить в качестве потребителя в соответствии со своими физическими способностями.

Я условно ограничил рынок границами магазина, а потребительский физический ресурс всего 10 минутами, чтобы было наглядно, насколько потребительский ресурс может быть меньше производственного потенциала (спрос и предложение могут превышать потребительские ресурсы).