Все записи
13:53  /  10.03.13

1853просмотра

"А вам как живется в одиночестве???"

+T -
Поделиться:

 

Поставленный Ириной Столяровой вопрос в такой форме толкнул меня к тому, чтобы перечитать сутту из Палийского Канона, в которой Будда Готама поучает "одиночеству".

Перечитал и в очередной раз пришел в восторг от глубины и простоты этого поэтического текста. И вот мне захотелось поделиться со всеми кусочком не увядающей уже более 2500 лет мудрости.

Rhino

 

I.3 Khaggavisāna sutta.Рог носорога.

34. Отбросив в сторону своё прежнее насилие против всех существ и не вредя никому из них, пусть не жаждет никто ни сынов, ни друзей, пусть он грядёт одиноко, подобно носорогу.

35.Из близости к людям возникают страсти и печаль возникает, всегда идущая за страстями: поняв, что в страстях коренятся страдания, ты гряди одиноко, подобно носорогу.

36.Кто близкою дружбой связан с людьми, тот лишается своей прибыли, ибо дух его закован в цепи; видя опасности дружбы, ты иди одиноко, подобно носорогу.

37.Всё запуталось в своих ветвях бамбуковое дерево, – весь опутан человек заботами о сынах и жёнах; но как молодые бамбуковые побеги не прилепляются ни к чему, так и ты иди своем путём в одиночестве, подобно носорогу.

38.Как отвязанный скот, пущенный в лес, пасётся там на свободе, привольно, так пусть и мудрый, разумея осознанную цель, идёт одиноко, подобно носорогу.

39.Постоянно зовут на пиршества, зовут на прогулки, на игры, – но пусть тот, кто ищет свободы от ига желаний и принял великое решение, грядёт одиноко, подобно носорогу.

40.Есть веселье и удовольствие с товарищами, есть радости и среди детей; но хотя и не легко разлучение с близкими, всё же лучше, подобно носорогу, в одиночестве держать верный путь свой.

41.Для кого равны все четыре сферы, кто не враждебен ни одной из них, довольный и тою и иною, пусть тот, как носорог, грядёт одиноко, побеждая безбоязненно все опасности.

42.Есть и отшельники, недовольные своей жизнью, есть и миряне, живущие в доме, но которых также не радует их жизнь; ты же иди своим путём одиноко, подобно носорогу.

43.Отстранив здесь всякие стремления, любезные мирянам, как отряхается дерево от своих увядших листьев, ты гряди одиноко, подобно носорогу, доблестно порвавшие все прежние узы.

44.Если встретил ты разумного спутника, товарища могущественного и мудрого, ты иди с ним в раздумье и радости, преодолевая опасности;

45.Если же не найдёшь ты себе разумного друга, спутника праведного и мудрого, лучше иди ты, как царь, покинувший побеждённую страну, иди одиноко, подобно носорогу.

46.Мы должны искать друзей, равных себе или лучших себя, и радоваться, найдя их; если же не обрёл ты подобных друзей, лучше иди один, радуясь в своём одиночестве, иди одиноко, подобно носорогу.

47.Посмотри, как бьются друг о друга на твоей руке эти запястья, золотые, искусно выкованные, – пойми же то и лучше иди одиноко, подобно носорогу.

48."Близко связанный с другим, я не избегу ни ссор, ни проклятий", – размышляя об этой опасности, ты иди одиноко, подобно носорогу.

49.Разнообразны плотские наслаждения, они сладки и пленительны, то в том, то в другом виде они колеблют наш дух; видя горе, возникающее из радостей тела, ты гряди лучше одиноко, подобно носорогу.

50."Эти наслаждения – моё несчастье, в них скрыто семя потери, неудач, горькой муки, опасностей", – так провидя опасности, растущие из радостей тела, ты гряди в одиночестве, подобно носорогу.

51.Избегая холода и жары, жажды и голода, ветра и палящего солнца, ядовитых мух и змей, избегая всего этого, ты подобно носорогу в одиночестве держи путь свой.

52.Как слон, крепкий и могучий, покинув табун, гуляет в лесу, на приволье, так и ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

53.Кто ищет радостей в связях с другими, того не влечёт к себе дума об успокоении; ты же, внимая словам Будды, иди одиноко, подобно носорогу.

54."Я прошёл чрез строгости учений, я обрёл самоподчинение и вступил на путь, ведущий к совершенству; я обладаю верным знанием, я не буду водим никем", – так говоря, ты иди одиноко, подобно носорогу.

55.Не увлекаемый, не обольщаемый, ничего не жаждущий, никого не поносящий, свободный от страстей и мечтаний, не подчинённый никаким влечениям, не связанный ими ни в одном из миров, – ты гряди одиноко, подобно носорогу.

56.Избегай дурного товарищества: оно научает дурному, оно приводит к неправому; не входи в дружбу с теми, кто отдался похоти и гибнет в ней, – как носорог, ты иди своим путём в одиночестве.

57.Дорожи дружбою тех, кому ведомо должное, кто сведущ, великодушен и мудр; ведая значение всякой вещи и побеждая сомнения, – как носорог, ты иди своим путём в одиночестве.

58.Не украшаясь, не стремясь к веселью и удовольствиям, этим обычным радостям мира, – нет, гнушаясь роскошества жизни, вещая истину, ты гряди одиноко, подобно носорогу.

59.Оставь жену и сына, отца и мать, богатства и жито, оставь всё, что порождает желания, и иди своим путём одиноко, подобно носорогу.

60."Всё это – узы, во всём этом так мало счастья, так мало радости; это – источник страданий, это – коварный крючок на уде", – в таком понимании ты иди, раздумывая, ты иди одиноко, подобно носорогу.

61.Сорви все узы, разорви все сети, как рыба, запутавшаяся в тенетах, разрывает их; будь ты подобен огню, никогда не возвращающемуся на сожжённое место, и в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

62.С опущенными взорами, с утихшими чувствами, с духом, не тронутым никакой страстью, не пылая влечением, – ты гряди одиноко, подобно носорогу.

63.Облёкшись в своё жёлтое платье, ты отряхни с себя все заботы о доме, как дерево стряхивает свои увядшие листья, и гряди одиноко, подобно носорогу.

64.Не стремись к приятным вещам, не будь неустойчив; не заботься о пропитании других, но сам иди, прося подаяния, от жилища к жилищу, с духом, не скованным никакою заботой, – ты гряди одиноко, подобно носорогу.

65.Отбросив пять преград духа, затушив в себе всё дурное, независимый, нетревожимый, не желающий, ты гряди одиноко, подобно носорогу.

66.Отбросив телесные наслаждения и печали, отбросив и все душевные радости и страдания, ты, обретший спокойствие, чистоту и мир, гряди одиноко, подобно носорогу.

67.Ревностный в достижении высшего блага, с духом, свободным от всякой привязанности, усердный и добрый, одарённый мощью духа и тела, ты гряди одиноко, подобно носорогу.

68.Не отклоняясь от уединения и размышления, уверенно шествуя стезею Дхармы, ясно видя всё горе жизни, ты гряди одиноко, подобно носорогу.

69.Жаждущий только угашения всех желаний, ревностный и размышляющий, обузданный и решительный, богатый знанием и трудами, – ты гряди одиноко, подобно носорогу.

70.Лев не страшится шума, ветра не уловишь сетями, лосось не окропится водою: ты же гряди одиноко, подобно носорогу.

71.Вот – лев с могучими лапами, победивший всех зверей, гордо идёт он, победитель, властелин над всеми зверями; и ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

72.Благосклонный в должное время, покойный и сострадательный, свободный и радостный, ты, не затемнённый целым миром, в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

73.Отринув страсти и ненависть, отбросив все мечтания, сорвав с себя все оковы, не содрогаясь пред мыслью о смерти, ты гряди подобно носорогу.

74.Люди ищут сближения, служат другим ради собственной выгоды, трудно найти друзей, искренно преданных, не своекорыстных; нет, своей только выгодой озабочены люди, они нечисты; лучше в одиночестве иди ты своею дорогою, подобно носорогу.

Комментировать Всего 11 комментариев

Природа духовности - одиночество. Только - это одиночество не то, которое чувствуют люди, как проявление их эго-ума. Истинное одиночество - это состояние причинности, осознание себя творцом, даже, когда приходиться вступать в сотворчество.

На могиле у Г. Сковороды написаны слова: "Мир меня ловил, но так и не поймал!". Это великое одиночество! :)

Природа духовности - одиночество.

57.Дорожи дружбою тех, кому ведомо должное, кто сведущ, великодушен и мудр; ведая значение всякой вещи и побеждая сомнения, – как носорог, ты иди своим путём в одиночестве.

Эту реплику поддерживают: Сергей Лысов

Затрудняюсь с трактовкой сего перла - можно ли пояснить, тов. учитель? :-)

47.Посмотри, как бьются друг о друга на твоей руке эти запястья, золотые, искусно выкованные, – пойми же то и лучше иди одиноко, подобно носорогу.

можно ли пояснить, тов. учитель?

Кирилл, я ж говорил, что Учитель отошел в Ниббану 2500 лет тому назад.

Думаю, Вас смутило искривление текста, которое возникло в результате переписываний текста. Речь идет о золотых браслетах на запястьях, что бьются друг о друга, и это наводит "поэта" на мысль, изложенную в стихе 48. 

Нет, в Ниббану за справками отправляться пока неохота.  Как говорят юристы, п. 47 является неотъемлемой частью п. 48 и не может рассматриваться в отрыве от него  :-)

Только я бы сделал вывод ровно наоборот.  Весёлый звон колец говорит нам, что пора собраться с друзьями и выпить в хорошей компании :-)

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Только я бы сделал вывод ровно наоборот.

Боюсь, что "вывод ровно наоборот" не проживет 2500 лет. :)

А вот интересно что будет если ВСЕ прибегнут ну хотя бы к п.64? Или это временный совет, вроде каникул от суеты мирской? :)

А вот интересно что будет если ВСЕ прибегнут ну хотя бы к п.64?

Я помню, что в детстве, когда я впервые столкнулся с поучениями Иисуса, первая мысль, которая меня посетила, когда я прочел его наставления, "интересно, что будет, если ВСЕ последуют его учению"...

Позже для меня стало очевидно, что любое религиозное учение никак не ориентировано на "ВСЕХ" - это не социальное учение, а наоборот - ассоциальное учение, глубоко эгоцентрическое и направленное к людям, в основе мировоззрения которых лежит представление о "Я" и соответственно личном, персональном Освобождении. Поэтому вопрос "а что если ВСЕ" скорее можно рассматривать как укор или издевку над религиозными учениями, указывающими на очевидную их направленность к людям глубоко эгоцентрическим.

Однако, обнаружение сего факта вовсе не умаляет практической полезности или мудрости, заложенной во многих религиозных уставах или положениях, в поучениях или наставлениях, что хорошо видно на примере данной сутты.

А в целом текст достаточно для буддизма смешанный, так как одновременно в поучении есть обращения к монахам (стих 64, на который Вы обьратили внимание) и к мирянам. В буддизме принято достаточно жестко разграничивать поучения для монахов и мирян и главное набор требований к поведению. От мирян обычно многого не требуется. :)

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Мне только с годами стала доступна эта мудрость: избегай партнёров, иди один как носорог. :)

А мне она умом понятна, а по жизни так не получается. :)

За текст спасибо Павел. Наводит на много интересных мыслей.