В России запустилась первая краудинвестинговая площадка, на которой можно и себя показать, и другим заплатить

«Индивидуальный художник уходит в прошлое, наступает время коллективных силовых полей, — сказал на презентации крауд-сайта SmartMarket.net Вадим Демчог, актер, известный по роли в «Интернах», увлеченный нынче новыми инвестиционными и художественными формами. — Молодому поколению нужен краудсорсинг, или как там это называется?..»

В этих терминах действительно легко запутаться, хотя разобраться вполне реально. SmartMarket.net вышел к русскоязычным интернет-пользователям с бодрыми бизнес-предложениями: компания предлагает зарабатывать на своих идеях, если они хороши, или финансово поддерживать чужие, если и они, соответственно, неплохи. Такая система взаимовыручки называется краудфандинг (crowdfunding — «финансирование толпой») и ровно это собой и представляет — коллективный сбор денег для поддержки какого-либо проекта.

«Мотивацией для инвесторов могут быть самые разные вещи, — считает Константин Шабалин, генеральный директор SmartMarket.net. — Это и возможность стать совладельцем бизнеса, и возможность взять на себя часть его функций. Или, например, приятные мелочи вроде именного столика в ресторане, если речь идет об инвестировании в ресторанный бизнес».

Автор идеи может руководствоваться не только прямой жаждой наживы: краудинвестинговая площадка позволяет оценить реальную популярность идеи, поскольку тут голосуют по-честному — рублем. Правда, от креатора потребуется не только гениальная придумка и внятный бизнес-план, но и самостоятельное продвижение проекта, так что придется быть и изобретателем, и самому себе маркетологом. Мотивация же краудфандинговой площадки понятна и прозрачна – прибыль в размере до 10% от сделок.

Международная крауд-жизнь сконцентрирована на сайте Kickstarter, где в лидерах наручные часы, взаимодействующие со смартфоном (собрали больше 10 млн. долларов), и компьютерная игра системы «наведи и кликни» (3,3 млн. долларов). В России наиболее известные краудфандинговые истории произошли, пожалуй, с «РосПилом» Алексея Навального и с сайтом Colta, который вот уже почти два месяца работает благодаря финансовой поддержке читателей.

Изначально краудфандинг вырос из музыкальной среды: пятнадцать лет назад любители британской рок-группы «Marillion» самостоятельно собрали средства на турне кумиров. После — практика народной финансовой поддержки стала быстро развиваться, перекинувшись на киноиндустрию и даже на политику — в предвыборную кампанию Барака Обамы вложились больше двух миллионов избирателей. Впрочем, некоторые черты краудфандинга можно разглядеть еще в рассказе О.Генри, где за возможность написать состоятельной вдове симпатичной наружности герои брали по два доллара: «Теперь вы видите, как прост и красив был наш план. Около девяноста процентов этих благороднейших искателей вдовьей руки раздобыли каким-то манером по два доллара и прислали их нам. Вот и все. Никаких хлопот».

Сейчас на SmartMarket.net запущено два проекта, один из которых, помимо краудфандинга, подразумевает еще и краудсорсинг («crowdsourcing» — народные ресурсы) — распределение задач между неопределенно большой группой людей и использование ее потенциала. «Оператор Реальности» — так называется этот загадочный кинопроект, в котором нет ни идеи, ни сценария, ни режиссера, ни оператора; есть только общее желание искать новые формы в искусстве.

«Это попытка систематизировать художественные поиски многих творческих личностей, — говорит Иван Охлобыстин, работающий на проекте идейным вдохновителем. — Проект будет честным, потому что только это качество позволит отобрать лучших художников». На практике же это, по-видимому, означает путешествие дилетантов на площадку, прибывших туда разными путями. Кто краудсорсингом — предлагая свои идеи для будущего фильма, а кто краудфандингом, предполагающим тут примерно такую схему (цифры, как мы понимаем, условны): 100 рублей — вход на площадку, 1000 рублей — фамилия в титрах, 10 тысяч рублей — сцена с Охлобыстиным, 1 млн. рублей — вся съемочная группа в услужении.

Посреди этой игры в кино — цель, правила и выигрыш в которой остаются туманны: есть и прагматичные моменты. В рамках «Оператора реальности» планируются двухдневные семинары, где студенты смогут понемногу попробовать себя на разных этапах кинопроизводства (такие курсы, разве что не столь короткие, вполне популярны в Европе).

Другой же проект, представленный на первой краудинвестинговой площадке, — деловой конгресс «Деньги будущего»  с участием сэра Ричарда Брэнсона, британского магната, основателя международной компании Virgin Group. Кстати, сфотографироваться с сэром Ричардом обойдется желающим в 120 тысяч рублей. Такому изящному предприятию позавидовал бы даже Остап Бендер.

Подготовила Елена Шахновская