"Вспоминать стыдно, но смеялась над ней вместе со всем классом. Она была заторможенная какая-то, как-будто в своем мире,  потом могла очень легко вспыхнуть,  обидеться и сердилась смешно, нарочно иногда дразнили. Даже слова аутизм никто не знал тогда"

"Он двигался странно, как кукла, руки и ноги дергались,  ребята во дворе передразнивали, копировали. Я нет, но и никогда не говорил им остановиться - меня бы не поняли, нужно было быть вместе со всеми. И еще мне страшно было иногда на него смотреть - никто из взрослых толком не объяснял, почему он такой, я боялся - вдруг и со мной такое произойдет. Сейчас понимаю, что это дцп"

Мамы и папы рассказывают мне свои истории из детства и спрашивают, как объяснить своим детям про других детей, которые отличаются,  не такие как все - как они живут, что чувствуют, как с ними общаться. И  как научить своих детей сочувствовать,  не быть жестокими, как сами когда-то в детстве - из-за страха или простого незнания.

Поэтому, я подготовила подборку книг для детей и подростков и, конечно, родителей - про особенных детей, а на самом деле про всех нас, поскольку мы живем в одном мире. Книги помогут начать разговор о том, чем мы отличаемся и чем похожи. 

 

"Роза морей" Ив Пенгвийи, Оливье Дево, издательство "Поляндрия"

Возраст читателя 0+

"Ортанс сидела у окошка, на втором этаже. В окно, как и у всех соседних домов, был виден порт. Ортанс показывала Франсуазе, своей кукле, большой корабль, подходивший к причалу. Кроме Франсуазы, у Ортанс был Серый пес, и он тоже смотрел на корабль.

И каждый день, а то и по нескольку раз в день корабль "Роза морей" входил в гавань и швартовался у причала. И каждый день, а то и по нескольку раз в день Ортанс рассказывала Франсуазе и Серому псу, какие там на корабле пассажиры и какие автомобили выезжают с грузовой палубы. И каждый день пассажиры заходили в портовую кондитерскую, чтобы купить бретонский медовый пирог и пироги на соленом масле"

Мы видим простые и красивые события каждого дня глазами Ортанс, корабли, птиц, людей, которые проходят под окнами. Мир девочки, который она видит и создает сама и делит его со своими друзьями - куклой и собакой.

 

Однажды в привычной череде событий происходят перемены - "Роза морей" не приходит в порт в обычное время, а Ортанс с семеьй отправляется в Париж навестить бабушку с дедушкой. И в пути она ищет свой корабль, как-будто следуя за ним и прокладывая свой особенный путь.

Только в конце истории мы открываем для себя еще одну важную часть мира девочки, о которой даже не подозревали. Инвалидное кресло не становится преградой для нее в путешествии, где есть корабли, море, мечты и много друзей. 

Как психолог  советую прочесть книгу вместе с ребенком и поговорить о том, каким представляется мир людям, которые ограничены в передвижении, как влияет это на их жизнь, чем эти люди могут поделиться с другими, что есть общее у всех вне зависимости от того, какие у нас возможности.

 

"Мария и я" Мария Гаярдо и Мигель Гаярдо, издательство "Бумкнига"

Возраст читателя 12+

"Мария и я" - это комикс, который нарисовал папа о своей дочке. Небольшой кусочек жизни ребенка-аутиста - сюжет очень простой и понятный каждой семье, маленькие летние  каникулы на море.

Мария с папой отправляется на Канарские осторва и рисованная история рассказывает о том, как иногда непросто  бывает провести один день в знакомой курортной рутине - отель - завтрак - пляж - ресторан - отель.

 

 

Любовь, понимание, принятие близких помогает девочке адаптироваться к разным ситуациям, но все же окружающие не всгеда реагируют с тактом - иногда просто потому что не знают, что происходит с их соседями у бассейна.

Комикс рассказывает о неокторых особенностях поведения аутиста и о внутренней жизни семьи, автор хочет, чтобы пропала стена незнания, страха и отчуждения мира вокруг детей с особенностями развития. 

 

Книгу я рекомендую самому широкому возрастному кругу читателей - история полезна и детям и взсрослым. Формат комикса делает ее понятной и близкой подросткам, это прекрасный способ поговорить о важном, избежав излишнего морализаторства и скучных терминов. 

 

 

В 2008 году книга была удостоена национальной премии правительства Каталонии, а в 2010 году по комиксу был снят одноименный полнометражный докуметнальный фильм.

 

"Я считаю по 7" Холли Голдберг Слоун. Издательство "Карьера Пресс" 

Возраст читателя 12+

 

"Той осенью меня отвели к консультанту по вопросам обучения. Мне давали разные тесты, а потом родителям пришло письмо. Я его прочла.

В нем было сказано, что я "высокоодаренный ребенок".

А остальные люди тогда какие - "низкоодаренные"? Или "среднеодаренные"? Или просто "одаренные"? Что если любые ярлыки - зло? 

Ярлыкам место на бутылках с чистящим средством.

Просто мне кажется, что нельзя думать, будто все люди устроены одинаково.

В каждом человеке намешано столько всего разного, что двух одинаковых людей быть не может. Все мы - мешанина генов. Все далеки от идеала"

 

 

 "Если верить миссис Грейс В. Мирман - консультанту, к которому меня водили, - родителям "высокоодаренных" детей труднее всего сделать так, чтобы их ребенок был все время чем-то занят и заинтересован. По-моему, она не права. Мне интересно почти все.

Самым трудным для моих родителей было другое - найти тех, кто не прочь дружить с таким человеком, как я.

Так у нас и появился сад"

С героиней книги Ивой Чэнс происходит много событий, которые совсем нельзя назвать радостными, такого вообще не должно происходить. И новые люди, которые появляются в ее жизни, тоже далеки от идеала. И весь мир Ивы, который она старательно структурировала и поддерживала в нем порядок с помощью различных ритуалов,  распадается на части. Но вся история и все метаморфозы, происходящие с участниками событий, оставляют удивительно светлое впечателение и желание жить. 

Книгу как психолог советую подросткам, она "ложится" на многие вопросы, актуальные для возраста - о своей идентичности, о своих желаниях и желаниях других людей, о границах своего личного пространства и пространства других, о своем месте в семье, в классе, среди друзей. 

И обратите внимание, когда закончится история, то читатель  в конце издания найдет 21 вопрос - для обсуждения книги. 21 - потому что это трижды семь. 7 - любимое число героини, с помощью которого она искала структуру и опору во внешнем мире. Вопросы, которые нужны читателю-подростку не только для понимания книги и судьбы ее героев, но и для понимания себя.

 

"Вилли" Нина Дашевская. Иллюстрации Евгении Двоскиновой. Издательство "КомпасГид"

Возраст читателя 0+

Книгу я рекомендую малдщему подростковому возрасту, который наступает сейчас согласно последним исследованиям достаточно рано - в 9-10 лет.

Севке герою книги 10 лет и его мир внезапно наполняется волшебством - мечта иметь велосипед исполняется, и  вдобавок к этому оказывается, что велосипед умеет разговарить.  У него даже есть имя - Вилли, он становится другом мальчика, вместе они оказываются в разных ситуациях, советуются и помогают друг другу. Севка до встречи с Вилли старался быть незаметным и мало говорил, но теперь с таким помощником он становится совсем другим и не боится громко поздороваться или поехать совсем в новое место, которое хочет показать ему Вилли.

 

 

А еще в жизни Севки появляется Августина Блюм - девочка, которая раньше каталась с Вилли, а теперь передала его Севке.

Августина живет в своем особенном мире, ей 11 лет, но она выше Севки в два раза. Она не ходит в школу, на нее же всегда все смотрят, на улице оборачиваются, а она это ненавидит. Друзей у нее до недавнего времени не было, кроме Вилли, а теперь появился Себастьян - ведь именно так звучит полное имя Севки.

Августина больше всего любит печь, и стала в этом   деле невероятным мастером. Севке очень нравится приезжать к ней в гости в тихий переулок и пить чай с печеньем, кексами, пирогами в маленьком внутреннем садике, который спрятан от всех посторонних глаз.

Невероятно высокая девочка тоже прячется от всех в своем уютном и вкусно пахнущем мире,  жизнь ее ограничена. Это метафора со многими смыслами, для читателя-ребенка это и про него - про то, чем он отличается от других и что и-за страха непринятия может скрывать от других.

И это, конечно, метафора про детей с особенностями развития, которые живут в ситуации ограниченного социального контакта, имеют мало поддержки и понимания во внешнем мире, испытывают дефицит общения со сверстниками.

Книга наполнена невероятными событиями и приключениями, в которых герои не соглашаются с ролью наблюдателя, а становятся все более смелыми, решительными, активными. По - настоящему чудесная история для подрастающих мечтателей и фантазеров.

 

"Умник" Мари-Од Мюрай. Издательство "Самокат"

Возраст читателя 12+

 

Клеберу 17 лет, он еще учится в школе. Его старшему брату Умнику 22 года и у него интеллект трехлетнего ребенка. Клебер подросток, ему, конечно,  не хватает опоры и знаний в жизни, но он делает решительный шаг и идет против мнения своего отца.  Клебер забирает старшего брата из специального интерната, куда его поместил отец и где Умник проводил однообразные дни в тоске и унынии.

В поисках скромного жилья для двоих братьям отчаянно не везет - Умник распугивает своим поведением риэлторов, никто не хочет связываться с "ненормальными" жильцами.И тут происходит чудо -  компания молодых людей сдает Клеберу пару комнат в квартире, которую они  арендуют вскладчину. Сдают, хотя на собеседовании знакомятся с Умником и даже с его верным другом - потрепанным плюшевым кроликом Крокролем. Делают они это больше из любопытства, чем от  желания помочь.

История о том, что помогая другим, мы помогаем себе. Все люди, окружающие Умника учатся жить с ним, нести ответсвенность за свои решения. Некоторые очароваы ниавностью, добросердечием и фантазиями Умника. Другим сложно принять эти странности. Но даже те, кому нравится большой маленький ребенок, понимают, что постоянно быть рядом с ним трудно. Трудно, но чудо в том, что именно Умник становится для молодых людей воспитателем, учителем, они взрослеют рядом с ним.

В книге нет излишней сенитментальности, участники событий делают ошибки, открытия, растут, меняются - но одно остается главным - они принимают Умника и принимают свои новые роли. 

Книгу советую, не только как редкой мудрости и красоты историю о принятии инаковости другого человека, но и как терапевтичную для психологии подростка. В книге много тем, которые акутальны для  подростков - ответственность, выбор друзей, первая любовь, поиск призвания, творчество и самовыражение.

Кроме того в истории про Умника, как и в других, о которых шла речь выше, есть большая внутренняя тема - принимая инаковость в другом, мы принимаем ее в себе, принимаем свою индивидуальность и непохожесть. 

Я много лет занимаюсь благотворительностью, провожу в больницах занятия арт-терапией, читаю с детьми книги, консультирую семьи пациентов. И я вижу, как сложно иногда бывает детям с инвалидностью выходить во внешний мир и находить там контакт, понимание, поддержку. Надеюсь, что книги, о которых я сегодня рассказала, добавят понимания и легкости в наше общение с самыми разными людьми.