Все записи
12:33  /  12.07.17

2423просмотра

"Она совсем голая!" или 5 книг, которые знакомят детей с искусством

+T -
Поделиться:

"- Она совсем голая!

- Естественно, она ведь только что родилась. Молодая женщина справа сейчас поможет ей прикрыть наготу. Это необычное рождение, потому что это рождение богини. По легенде, Венера сразу родилась взрослой" 

Это цитата из книги "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуазы Барб Галль издательства "Арка" - из той части, где приводятся примеры вопросов и высказываний детей разного возраста об известных полотнах, в данном случае о  "Рождении Венеры" Ботичелли.

Реплика о наготе  характерна для ребенка-дошкольника  и  вполне законно может быть  его  удивление, что так много на старинных картинах обнаженных богов и богинь - это искренняя реакция зрителя, эмоциональный отлик, сравнение со своими наблюдениями и опытом, прирастание новым опытом и знанием, включение новых образов и визуального языка. 

Для меня как арт-терапевта и психолога это одна из основных ценностей книги - советы родителям о том, как вместе с ребенком начать  путешествие в мир искусства,  не имея образования искусствоведа или специальных знаний. Именно о таких книгах я и хочу сегодня поговорить. 

Главное для родителей  - заинтересованность и желание исследовать вместе с детьми новое, рассматривать цвета, удивляться фруктам и сладостям натюрмортов, обсуждать средневековых драконов, рыцарей или то, что деревья могут быть совсем непохожи на настоящие, а дети одеты совсем как взрослые.

Обратите  внимание на советы автора, как организовать первый поход ребенка в музей. Про такие детали, из которых часто и складывается все впечателение, я часто говорю с родителями, когда даю рекомендации, как спланировать семейный поход с детьми. 

Путь до музея тоже забирает у ребенка часть сил и внимания, время экскурсии для дошкольника может составлять не более получаса и это нормально, после прогулки по залам обязательно зайти в кафе и закрепить впечатления вкусным ритуалом, отдохнуть, поделиться впечатлениями, купить в киоске музея маленький сувенир, который ребенок може унести с собой в ладошке или в рюкзачке - открытку, значок. Такие продуманные детали сделают первый опыт общения с искусством приятным и наполнят своими собственными впечатлениями, запахами, вкусами, а не теми, что "нужно получить" 

 

"Слон в музее" И.Зартайская, иллюстрации К.Бауман. Издательство "Поляндрия"

Трогательная и мудрая история о настоящих ценностях, которые мы можем найти в музейныйх залах. Книга расскажет ребенку  о том, как бережно и трепетно передаются во времени экспонаты и как нужно обращаться с совершенно особенным музейным пространством - и расскажет гораздо лучше, чем строгая и скучная инструкция о правилах поведения. 

Неожиданно для жителей города  новым смотрителем в местном музее становится слон. Это привлекает к себе внимание многих, в городской музей наплыв посетитилей. Но так ли это хорошо и для музея и для самого скромного смотрителя, который больше всего на свете любит тишину и искусство?

Я включила эту книгу в обзор и хочу обратить внимание, что именно так лучше всего строить выбор первых книг ребенка, посвященных миру искусства - это необязательно должны быть энкциклопедии или образовательные программы или описание шедевров со строгим описанием фактов и специальными терминами.

Это должны быть разные истории, сказки, фантазии, творческие блокноты, которые дадут детям возможность почувствовать и представить мир  визуального языка разных времен, а не просто усвоить знания. Только в этом случае появится настоящий интерес к теме искусства и творчества, и начнется личная история. 

 

"Ваза для принцессы" Ингрид и Дитер Шуберт. Издательство "Пешком в историю", серия "Идем в музей"

Сказочная история о мышках, кошках, Голландии и дельфтском фарфоре. Мышонок Лин приплывает из Китая невестить своих родственников в Дельфте. Многочисленная родня мышонка  живет в мастерской, где изготавливают фарфор.

Конечно, кроме мышей в доме есть и другие жильцы. И в  результате схватки с котом страдает новый и срочный заказ - разбиавется ваза для самых модных в то время цветов - тюльпанов. А ваза предназначалась не кому-то, а самой принцессе.

Приходится Лину и его семье срочно изготавливать важный закакз заново и вполне возможно, что именно мыши становятся авторами тайны изготовления знаменитого дельфтского фарфора, который уже несколько веков завораживает своих почитателей на разных континентах. 

Сказочная история сопровождается иллюстрациями, в которых мы без труда находим отсылки к шедеврам Золотого века голландской живописи - пейзажи, натюрморты и, конечно, известные образы - включая девушку с жемчужной сережкой, которую мы узнаем в одной из мышек.

Такая игра с искусством - самая правильная тональность для ребенка. Шедевры живописи, страна, в которой много лет назад они появились, фарфор, тюльпаны, корабли, коровы, ветряные мельницы - становятся понятными и знакомыми образами. И когда, вы захотите увидеть оригиналы и окажетесь в музее, или найдете энциклопедию, откроете электронное приложение с качественными репродукциями, то эти образы продолжат говорить с детьми, у них будет своя история и они откроют новые секреты. Я бы советовала обратить внимание и на другие книги издательства "Пешком в историю" из серии "Идем в музей"  и добавить их в библиотеку начинающего ценителя искусства.

 

"Звездная ночь Ван Гога и другие истории о том, как рождается искусство" Майкл Берд, иллюстрации Кейт Эванс. Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Эта книга настоящая находка и подарок для тех, кто хочет вместе с ребенком обращаться к теме творчества в жизни человека, истории развития искусства, истории развития городов, стран и всей цивилизаиции и в то же время показать, что за каждым произведением стоит личный выбор, история конкретного человека, его чувства, привычки, возраст, взгляд на мир. 

Временная шкала в книге  значительна - от 40000 лет до н.э. до 2014 года. И это дает возможность обращаться к книге много раз - когда дети растут и знакомятся в школе или в поездке, на экскурсии с новым для них именем в искусстве или с новым направлением - можно заглянуть в книгу и прочесть пару историй об этом. 

Адресовать книгу можно детям разного возраста - если дошкольники будут слушать чтение вслух и им будет интересно, что ел художник или какую одежду он носил, то детям школьного возраста будет интересно сравнить разные стили и времена.

Кроме того, в книге есть замечательные иллюстрации, на которых изображены в важные исторические моменты большие города, в которых зарождались новые вкусы и направления искусства - Амстердам, Лондон, Флоренция, Париж, Москва. И обозначены места, где происходило что-то необычное и бывали люди, чьи имены мы хорошо знаем сейчас. Это для детей хороший визуальный образ происходящих перемен, привязка к месту и к временной эпохе.

 

"Линнея в саду художника" Кристина Бьорк, Лена Андерсон. Издательство "Белая ворона"

Прототипом девочки Линнеи  стала дочка художницы Лены Андерсон, она же и подарила героине книги свое  удивительное имя Линнея - от названия редкого северного цветка линнеи северной. Цветок в свою очередь был назван в честь шведского ученого Карла Линнея. И в книге о путешествии Линнеи в сад художника Клода Моне мы находим много связей между миром природы, растений, цветов и творчеством художника.

Линнея в музее Мармоттан в Париже видит картины Клода Моне. Она подходит близко к картине и и перед ней просто цветные пятна и мазки, потом отходит на несколько шагов и видит кувшинки, воду, лодку.

"Это волшебство!" - восклицает девочка - "Ведь Клод Моне, когда рисовал, стоял близко к картине. Откуда же он мог знать, как они будут выглядеть на расстоянии? Может, он привязывал кисть к длинной палке?"

Вместе со своим другом садовником Блумквитстом она отправляется в сад, который так много лет вдохновлял художника. Отправляется, чтобы узнать ответы на свои вопросы - как рисовал импрессионист, на что он смотрел, похожа ли вода в пруду на воду на картинах,  какие цветы росли раньше и растут там теперь, и заодно узнать, сохранилась ли лодка. 

Прекрасные иллюстрации и фотографии в книге  уводят от академичности - ведь такие же цветы,  пруд и кувшинки можно увидеть на даче или в парке.Линнея гуляет по саду, находит знакомые по картинам места - аллеи, мостик, крыльцо дома, розы, скамейку, на которой любил сидеть Клод Моне.  Импрессионизм в книге не просто становится новым словом для маленького читателя - это жизнь и впечатления от кусочка жизни художника, который мы подсмотрели вместе с девочкой.

Совет арт-терапевта - после чтения книги можно на прогулке предложить ребенку зарисовать свои впечатления  - так же, как это делала Линнея и как это делал много лет назад Клод Моне. И также после посещения музея или выставки дети могут  перенести на бумагу  свои впечатления - в виде рисунка или дневниковой записи, сделать скетч или сочинить комикс. Этот прием используется и в музейной арт-терапии - для создания  своей личной истории в творчестве, включения  в диалог с художниками разных эпох. Групповые занятия музейной арт-терапией можно найти и в расписании многих галерей и мультимедийных центров.

Как арт-терапевт я хочу обратить внимание на то, что знакомство с искусством важно для ребенка не только для расширения кругозора или художественного вкуса, искусство - это  визуальный язык многих поколений, которые говорят с нами, передают знания, опыт, впечатления. Это способ общения и коммуникации, иногда более тонкий и точный в передаче нюансов и эмоций, чем речь. Поэтому, книги для детей про искусство - это расширение способов общения с собой и миром, способов развить свобственную креативность, находить больше вариантов самовыражения и больше вариантов в решении новых  вопросов в своей жизни.