Все записи
00:49  /  11.06.16

6021просмотр

Лето не в городе

+T -
Поделиться:

Я хочу поговорить на тему летней и вообще загородной социализации.Немало людей переехали за город, желая растить детей в лучших условиях, "на свежем воздухе". 

Переезжая, многие люди с решают массу разных вопросов и складывают сложные паззлы обстоятельств- состыковки графиков- формирования нового уклада жизни, и то, что детям на свежем воздухе будет сразу хорошо - вроде бы простой и ясный факт. Но. Есть очень разные коттеджные поселки, это все знают, они и построены в разное и время и по разным задумкам, есть разные виды загородного жилья. Этот текст "уровня А", базовый, Просвещенным родителям вряд ли станет интересно, но тем, кто детально не думал над этими вещами возможно что-то и откликнется.

Поселки, которые строились в 90-х гг. и в начале 2000 г. отличаются неразвитой инфраструктурой, т. е. строились просто дома и не думалось, что это будет некий микромир, где будут жить семьи с детьми, и что этим детям там надо будет формироваться. Площадок детских не строили.

Если вы живете насколько-то продолжительное время в коттеджном поселке, где есть детская площадка, то половина проблем в первые 5 лет жизни ребенка, можно считать решенными. Если вы живете в поселке, где площадки нет, то для детей до 5 лет – это серьезнейшая проблема и фактор риска, в том плане, что некоторые его навыки не могут развиться сами по себе, для этого надо будет прилагать специальные усилия.

Зачем нужна детская площадка?

Понятно, что речь не идет о спортивных снарядах. Рядом с домом должна быть горка, песочница, чтобы ребенок мог активно двигаться, но и площадка как место для общения с другими детьми.

 Загородное житье более уединенное, многих взрослых это прельщает, но для ребенка-дошкольника очень важно не быть одиночкой, т. е. знать на что похожи его ровесники, знать как они общаются, уметь делить лопатки в песочнице, уметь постоять за себя – все это формируется именно в каждодневном гулянии, а не в одиночку с няней, а хотя бы с другими нянями и детьми – ровесниками.Ребенок не разовьет свои некоторые навыки, если у него не будет практики в общении.

В поселках, где нет площадки, соответственно места для встречи тоже нет.

Жизнь такова, что люди не стремятся лезть через забор и у нас не Израиль, где у людей заборчик по коленочку и запросто можно ходить друг к другу в гости. У нас уровень безопасности другой и так часто общаться не принято.

Надо обратить внимание родителей на то, что даже если это и не входит в ваши планы, не совпадает с вашими семейными традициями, если вы живете за городом и нет площадки, то нужно приложить усилия к тому, чтобы ребенок гулял с кем-то.

Это то, что няня не может сделать сама или сделать по поручению, для этого нужна инициатива мам, которые не против познакомиться и не против, чтобы их дети общались. Идеально, если в дошкольном возрасте возникают маленькие компании, группки для прогулок, когда изо дня в день дети встречаются с одними и теми же детьми, знают как кого зовут, очень ждут этих моментов.

Совместные прогулки совсем не заменяют занятия. Сейчас загородная инфраструктура стремительно развивается, появилось много детский клубов, детских садов, игровых центров, т.е. есть куда поехать.

Это только отчасти восполняет вакуум общения у детей, потому что занятия – это занятия, там слушаются уроки, есть педагог. На занятиях нет цели для того, чтобы пообщаться, за исключением мест, где есть специальные игровые комнаты.

Посещение занятий – это само собой разумеется, но еще и должна быть возможность общаться, играть вне занятий, только с минимальной организующей помощью взрослого, а если игр нет, то не разовьется социальный интеллект.

С момента как ребенку исполнился год ребенка надо отправлять в песочницу, даже если вам стилистически не нравятся там дети и взрослые. С момента как ему исполнится 1, 5 года он должен видеть разных людей и разные ситуации, должна быть широкая возможность смотреть на то, как люди общаются, и дети, и взрослые. А если этого не происходит, ребенок не то чтобы растет дикарем, у него мало пищи для социального развития. Обычно люди спохватываются, когда уже немножко поздно.

Родители ведь думают, что если ребенок растет, ухожен и при компетентной няне, то все хорошо, но спохватываются люди ближе к школе, лет в 5-6, когда замечают, что у ребенка некоторые проблемы при вхождении в коллектив, надо вписываться в нулевку или в первый класс, а оказывается, что ребенок не общается так легко, как это делали его родители в детстве.

Нарушения общения могут быть самые разные. Есть два типа: один тип – застенчивость, когда ребенок закрывается в раковине от смущения и не идет на контакт, а второй тип нарушения – это агрессивность, когда ребенок опять же от неумения общаться ведет себя неадекватно, не чувствуя границ. Он будет драться, кусаться, говорить ненужные слова, нарушая пространство другого ребенка только от неумения входить в контакт. Надо сказать, что навыки общения лучше всего развиваются между 4-5 годами.

Я, конечно, не могу сказать, что в возрасте 5-6 лет уже поздно, ничего не поздно, пока человек жив, просто в 4-5 лет вы меньше сил потратите для того, чтобы научить ребенка общаться. Поэтому, если семья живет за городом особое внимание должно быть уделено сфере общения ребенка. Понимая, что это не прихоть, а задатки социальной адаптированности.

Надо понимать, что вашему ребенку в жизни вступать в контакт с огромным количеством людей и от умения общаться в жизни много зависит.

Ведь это одно из необходимых умений и о нем надо заботиться раньше, чем научить ребенка читать.

Минимум необходимый такой:

Во-первых, гости, при чем в формате камерном, а не когда это взрослые тусовки и ребенка начинают показывать как драгоценность семьи. А просто гости, регулярно, с детьми ровесниками, с которыми ребенок хорошо знаком. Не надо, чтобы была постоянная смена лиц.

Очень полезно бывать в других домах, где есть дети. Опять же люди живут по-разному, но множество неработающих жен сидят за забором и тоскуют от недостатка общения, а мужья активно увлечены своей деятельностью, что времени для организации досуга для ребенка остается минимум, а в выходные хочется только посидеть дома.

Второе – это прогулки, ежедневные. Если в поселке нет площадки, то я считаю, что надо организовывать строительство, во многих случаях возможность для этого есть. А если площадки пока нет, то надо ездить в такие места, где они есть.

Третье – это посещение занятий. Не надо чтобы ребенок становился социальным дикарем, ведь потом он сам будет от этого страдать. Я может, и сгущаю краски, но мне, к сожалению, такое приходилось видеть нередко. Родители должны видеть время от времени ровесников ребенка, чтобы представлять себе детей этого возраста. Что касается широты круга общения, то если у ребенка есть 1-2 закадычных дружка или подружки, то этого достаточно. А если нет, то эту дырку не восполнит ни няни, ни книги, ни самые чудесные игрушки – нужны живые люди.

Занятия тоже должны быть выбраны. При чем надо сделать так, чтобы после развивающей части было время на общение, в программу не должно входить быстрое вытряхивание из клуба, дети должны иметь возможность побыть собой без каких-то развивающих целей.

Чтобы ребенок нормально развивался у него должна быть некая социальная броня. Например, находясь в большой толпе в магазине мы легко умеем отсекать ненужное. Ребенок, у которого недостаток общения на все реагирует очень живо. Это первая проблема.

Вторая проблема, может, немного уже пошла на убыль - это страх взрослых. Очень часто люди в России боятся каких-то моментов внешней жизни, боятся за ребенка. Если у родителей есть страх, то это переходит моментально в подсознание.

И передается от родителей к детям, они тоже начинают боятся, сами не понимая чего. Люди вне дома кажутся опасными, взрослым надо сделать так, чтобы опасаться минимально. Если в силу уединенности жизни это возникает, то надо на уровне сознания убедить себя, что за границей охраняемого участка все не так страшно.

У ребенка можно, например, сложить ощущение позитивное, что нам лучше на природе, а не в городе.

Нужно еще показывать ребенку большую обычную жизнь города.  Странная идея, да? Но для ребенка может быть большим открытием метро. В некоторых школах, например, говорят: «Внимание, завтра мы едем первый раз на экскурсию на метро, расскажите ребенку, что это такое». Кроме того, детей очень интересуют какие-то коммунальные вещи, почта, мусорщики, как доставляются продукты в магазин, то, что для взрослых не представляет интереса.

Еще одна тема, которая может возникнуть не только за городом, часто бывает когда семья переезжает за город, отчасти теряет круг общения, соседские и прогулочные связи. Часто это со сменой статуса связано, или брак, переезд – соседи далеко (часто связи строятся по принципу близости, а не душевности), родственники далеко и в результате многие связи утрачены, связи с родственниками слабеют.

Если многие связи разорваны, что тоже может быть понятно, ведь мы не всегда дружим с людьми всю жизнь, то надо выстраивать новые связи. Если не ради себя, то ради детей. Нормально, когда появляются дети, то появляются знакомые, с которыми вы связаны по детям.