Все записи
02:58  /  10.08.16

6709просмотров

Про советы психолога.

+T -
Поделиться:

Про любовь к рекомендациям. Советы как демотиватор.

 

Этот небольшой текст посвящен безопасности передачи разного рода знаний между родителями и так называемыми «экспертами по развитию».

Эти записки сделаны в те краткие минуты, пока младшие дети спят, и размещены с очень посредственного интернета. Поэтому не судите строго их орфографию, пунктуацию, стилистику.

Что меня всегда поражало, так это вера (убежденность) редакторов и читателей в рекомендации общего характера, излагаемых в статьях и книгах.

И было бы очень интересно услышать по этому поводу  точку зрения    коллективного разума.

Для тех, кто обращается за психологической помощью или читает статьи и книги новое должно быть, с моей точки зрения представлено в таком виде, чтобы оно по крайней мере не вредило.

И от советов и рекомендаций общего характера может происходить сплошной вред. Попробую объяснить свою точку зрения.

Ведь читают  статьи психологов и педагогов люди, которые наверняка уже не первую сотню текстов подобного рода проштудировали.

И как нужно поступать в той или иной ситуации, связанной с поведением ребенка или отношений в семье теоретически знают прекрасно.

И если речь идет о родителях, у них в голове и так уже длиннющий список того, что «настоящая мать/отец должен» имеется. И очень мешает.

А любая новая статья декларативного или рекомендательного характера этот список увеличивает.

Но дело в том, что все эти общие рекомендации к конкретному человеку отношения не имеют, как может никакого отношения не иметь к человеку та или иная область увлечений.. Они ему просто не подходят, как кому-то не идет голубой цвет.

Человек может быть просто несовместим с этими советами, как бывает несовместимость с каким-либо веществом.

Иногда на советы может возникнуть просто-таки аллергия, как бывает аллергия на клубнику.

И не клубника плоха, и с человеком все в порядке. Просто ему ее - нельзя.

Но аллергия на советы бывает скорее всего в скрытой форме,

Как спрашивал один из моих преподавателей психотерапии :»А вы что делаете с советами?»

В общем, рекомендации не держатся в жизни человека. Рекомендации «отклеиваются».

Совсем другое дело – когда в текстах описан личный опыт ( в моих текстах этого почти нет, так как личный опыт родительства связан с жизнями моих детей, а их истории мне не принадлежат).

Могут быть полезны, с моей точки зрения тексты, в которых предполагается какой-то иной угол зрения на то, что уже какое-то количество раз уже было изложено или описано.

Или произведена «перефокусировка», акценты сделаны на других вещах, деталях.

И мысли , с моей точки зрения, гораздо безопасней звучат, когда они высказаны не как истина в последней инстанции, а как мнение, точка зрения, взгляд автора.

И читателям самим предлагают сделать выводы – свои собственные. Им предлагают не готовые рекомендации, а направления к размышлениям. Не готовый торт ( салат), а ингредиенты]6 из которых новый продукт можно пробовать создать. Самому.

Может быть, получится, а может быть и нет.

Может – с первого раза, а может – с десятого.

Но результат будет принадлежать самому человеку. У него постепенно появится некий новый навык ( фокус), понимание того, как это делается и  - возможно- ответственность за происходящее.

Передача знаний и информации в между профессионалами и родителями очень нужна. Потому что родительство – навыковая профессия, новая для большинства людей с первенцами.

Потому что первый ребенок  для большинства родителей – часто вообще первой представитель «детского племени», с которым они имеют дело.

Но знания обязательно должны быть переданы безопасно, без рисков для «получателей.

Рост информации не должен приводить к росту ощущения собственной некомпетентности, родительской ( семейной) несостоятельности.

Часто дело совсем не в том, что авторы статьи или книги пишут как-то не так. Хотя есть тексты для родителей, написанные весьма авторитарно, в формате «я знаю как надо».

Но во времена крепнущей государственности такие тексты могут вызывать лишь у части читателей все более жесткий внутренний отпор.

А есть вполне мягкие тексты, но каки-то мыли в них могут быть изложены в форме, напоминающей рекомендательную. И тут срабатывает безусловная вера в «экспретную позицию» автора и отсутствие – порой почти полное – экспертных фильтров у самого читателя.

С развитием интернет-периодики влияние текстов, в том числе родительской блогосферы, это все приобрело огромные масштабы:

Где-то не помню где, у автора неизвестно какого, но пишет хорошо, прочел некую теорию-рекомендации, применил к детям, или стал чувствовать себя полным лузером.

С этим довольно часто приходят в консультирование.

И компот из околонаучных идей про воспитание, отношения в семье, не пропущенный через собственней критические фильтры, уже давно забродил, и причиняет немало страданий человеку. И может потребоваться немало времени, чтобы разобраться что к чему, Какие из советов и рекомендаций могут использоваться хотя бы ограничено, а какие - совсем нет

В общем, от статей про воспитание-развитие-отношения содержащих прямые рекомендации, да и вообще, может быть больше вреда чем пользы.

Так что «будьте внимательны и осторожны». И тогда «двери в формирование собственной авторской позиции открываются».

 Ну и этот текст того же свойства. Особенно не впечатляйтесь им.

 

 

 

             

Комментировать Всего 1 комментарий

Штука в том, что каждому суждено прожить свою жизнь, и всего одну.

Человечество, видимо, пока что находится в такой стадии своего развития, когда по большинству важнейших проблем никаких способов полного и окончательного решения пока что не найдено, поэтому у каждого есть прекрасный выбор - повторять чужие ошибки, или совершать свои...

Эту реплику поддерживают: Екатерина Бурмистрова