Все записи
23:06  /  4.09.17

5316просмотров

Ты сын и ужас мой! Что делать с увлечениями подростка?

+T -
Поделиться:

Неважно, чем увлекся ваш подросший ребенок - какой-то субкультурой, музыкой, вступил в фан-клуб или пришел домой с «тоннелями» в ушах, реакция родителей обычно бывает одинаковая: «О, ужас, немедленно прекрати это!». Как вы думаете, он прекратит?

Зависит от ребенка. Покладистый прекратит, но «шрам» останется. Обладатель духа противоречия - наоборот. Кто-то выберет средний вариант - будет делать что-то «втихую». Что бывает в этих случаях дальше?

Если родители, чего-то не понимая про школьника или подростка, встают в жесткую оппозицию, не пытаясь вдаваться в детали и частности, просто говорят: «Запрещаю», - или: «Это – откровенная гадость», - или: «Это – для дебилов», - они клеят свой ярлык.

Во-первых, теряется контакт. Исчезает доверие. У подростка ощущение «ты меня понимаешь» или «ты меня не понимаешь» - базовое. Тот, кто понимает, тот друг и хороший человек, а кто не понимает, тот меня не любит и может перейти в стан врага.

А «понимает» - это тот, кто не возражает, кто готов послушать, готов сказать что-то в тему.

А во-вторых, сила противодействия увеличивается. Тут сила действия равна силе противодействия. Настолько, насколько вы будете огораживать и защищать, упорный ребенок будет стремиться.

И что же делать?

Собственно, с увлечениями детей существует две стратегии. Есть стратегия «охранительная», когда максимально долго все, что родители могут не разрешить, они не разрешают.

И ребенок те новшества, которых в семье нет, а в обществе есть, берет с боем: сначала где-то их извне подцепит, потом в семье пытается продавить, протащить хитростью, чтобы они были разрешены. Это охранительная стратегия.

Вторая стратегия – «разрешительная»: вы знакомите ребенка с чем-то до того, как он это притащил на хвосте извне. Эта стратегия лично мне кажется лучшей.

К примеру, когда еще ни у кого в классе аккаунта в Контакте нет, в 7-8 лет, вы показываете ребенку, что это. Поскольку ему это неинтересно в этом возрасте еще и это не является запрещенным, не возникает ситуации запретного плода, и, возможно, он к этому придет позже.

Но для этого нужно определенное количество разговоров, этому нужно посвятить время. Но вы потратите не меньше времени на сопротивление и убеждение, что «это гадость». А главное - во втором случае вы уже не будете тем самым «своим»,  с кем ребенок привык говорить, делиться.

Со скрипом, но принято

Итак, вы выбрали вторую стратегию (мы здесь не говорим об увлечениях, опасных для жизни, криминальных и т.д. - с ними лучше сразу обратиться к опытному детскому психологу).

Вы кое-как смирились. Что может быть дальше? Какие варианты?

Можно попробовать разобраться - что там интересного? Может эта музыка не так уж плоха? Можно размышлять об этом вместе, обсуждать.

Если ребенок уже начинает подходить к возрасту, когда он может прийти домой с серьгой в ухе, и вы видите, что он смотрит странички с разными «красотами», с ним можно говорить про безопасное прокалывание, про боязнь инфицирования, что «пистолетами» никто не пользуется.

Если он пришел с тоннелем, то это значит между вами плохой контакт. С мамой можно обсудить желание сделать тоннель: «Ну, пойдем, сделаем тоннель. Только он быстро не зарастет. Давай поговорим об этом. Можно сделать, а потом долго заращивать…».

Вы не приняли. «Потому что, ну правда, гадость!»

Имеете право. Тут можно предложить альтернативное впечатление из другой модальности. Скажем, ребенок увлекся трансформерами. Вы не предлагаете ему другой сериал, но вы ставите его на горные лыжи, где он получит адреналин, - что-то совсем из другой области.

Важно, чтобы новое не конкурировало со старым в той же модальности, потому что получится обратное: ребенок либо начнет отстаивать и закрепит свое противостояние, либо будет выстрел мимо. А вот в другой модальности может очень даже получиться.

«Вот я в твое время...»

Помните, как эта фраза бесила вас лет в 14? Похоже, теперь вы поняли, о чем она. Нам, родителям, действительно кажется, что мы в их годы были серьезнее. И наши увлечения были более полезными, понятными…

Почему увлечения наших детей так часто нас шокируют нас? Жизнь очень сильно изменилась за последние 15-25 лет. Поменялось общество. У детей не могут быть интересы, которые нам полностью непонятны.

Они взрослеют в другой среде. Это вроде бы та же страна, но она уже другая. Сейчас другие ценности, другое положение в обществе. Они растут в другом мире.

Когда вам будет сложно понять что-то из увлечений ваших детей или их пристрастий, то можно попробовать такое упражнение: подумайте, какое именно из различий могло сыграть роль в наличии именно этого непонимания. Попробуйте, здесь может быть немало интересных инсайтов.

А еще очень рекомендую прочесть книгу «Природа ребенка в зеркале автобиографии», автор Борис Бим-Бад. Это кусочки воспоминаний из биографий знаменитых людей.

Среди этих историй часто встречается такая: того или иного человека на чем-то в детстве сильно-сильно «клинило».

И иногда из странных и непонятных увлечений вырастало потом призвание, профессия. Вот такое неожиданное продолжение!