Все записи
МОЙ ВЫБОР 22:51  /  30.08.12

1610просмотров

Дисскуссия о судьбе Евросоюза дождливым утором за завтраком в доме Габи Рейб ( Ганновер, Германия)

+T -
Поделиться:

            Решение мировых проблем между двумя чашками горячего чая возможно только в Европе. В России для этого требуются другие горячительные напитки, но сама постановка вопроса о будущем Евросоюза после обсуждения текущих семейных новостей и погоды – заслуживает комментариев. Германия на уровне рядовых избирателей ( обратите внимание, что такое словосочетание применимо без кавычек только к странам Запада) озабочена экономическими проблемам, в первую очередь – кризисом в Греции.

Помогать – дорого и это чувствуют на уровне своего кошелька, т.е. ежедневно большинство немцев. Потерпеть можно, уже объединяли Германию и знают, что это значит, но сколько терпеть и чего ждать? Это тема для дискуссии была задана хозяйкой на третьей чашке чая.

-       Это вопрос не экономический, - поддев на вилку прозрачный кусочек сыра,  авторитетно заявила я.

-       Понимаю, политический – прожевав хрустящую корочку хлебца, - отреагировала хозяйка.

-       Нет, - я была сыта и готова к беседе, - религиозный!

-        Ты считаешь, что в доме пастора надо говорить о религии, - тонко усмехнулась Габи, - напрасно, у нас весьма широкие взгляды.

-       Нет, увы, это не вежливость, а вопрос стяжения Царствия Небесного, не меньше! – Под шум летнего дождя, при свече горящей на столе, под мирное позвякивание чашек хочется мыслить масштабно!

Моя милая хозяйка, не глубоко знакомая с русским размахом, в том числе и мысли, несколько опешила, предоставив мне возможность произнести монолог. Добавьте, в своем воображении, к тексту сверкание глаз, выразительные жесты, интонации и вы поймете – я была великолепна тем утром!

            Увы, при принятии политических решений правительства учитывают  религиозную составляющую только когда речь идет о разных концессиях, например, христиане – мусульмане или  иудеи – мусульмане. Различия в этом случае создают мотив для действий, которые и регулирует политическая система. Также признается наличие внутриконфессиональных противоречий между ваххабитами и суннитами в мусульманстве, которое влияет на выработку решений по отношению к странам с преобладанием той или иной ветви мусульманства. Но в христианстве, после кровопролитий Варфоломеевской ночи и вступлением Европы в эпоху гуманизма различия между католиками, протестантами и ортодоксами принято относить к сфере теологии, а не политики и экономики. Заблуждение, приведшие Евросоюз к теперешнему тяжелому состоянию.

-       Какая связь между различиями в обрядах и Евросоюзом? – удивилась Габи. Мы  все христиане, у нас общий Бог и  Евангелие.

-       Да, но земные пути к Богу – разные и эти различия определяют вектор поведения граждан в европейских странах не зависимо от того являются они (модный, но странный термин) «практикующими» верующими или нет.

-       Ты имеешь ввиду страны, где церковь не отделена от государства? – уточнила Габи.

-       Нет, я имею в виду способ проверить, любит ли тебя Бог, признаваемый в христианстве. Иудеи и мусульмане  например считают, что это проверить легко – чем больше у тебя детей, те более ты угоден Богу.

А Западном и Восточном христианстве эти способы существенно различаются.

-       Разве у ортодоксов нет 10 заповедей? – задала Габи риторический вопрос.

-       Есть, но как  каждому, кто их соблюдает понять есть ли у него надежда войти в Царствие Небесное?  Ребенок хочет каждый день получать подтверждение от матери, что она его любит,  и верующий нуждается в подтверждении своей правоты перед Богом. Вот тут и начинаются столь существенные различия, что они определяют вектор движения стран и народов. У протестантов, как самой западной ветви Западной церкви, результаты земных трудов – гарантия получения результатов небесных.

Если ты честно трудишься и получаешь зримые результаты, значит на тебе есть благословение Божие и ты можешь надеяться на Царствие Небесное. Соблюдай заповеди, чти Бога ( по воскресеньям) упорно трудись и получай плоды земные, которые являются залогом плодов Небесных. То есть материальные результаты являются следствием трудов духовных и даются только угодным Богу. Очень похоже на благословение Божие даваемое через детей ( логика та же).

Иное дело мы – православные! У нас главное в земной жизни суметь очиститься через страдание, смирение и послушание, а также пост и молитву. Ежедневный труд – это послушание. Это способ отказаться от своей воли, а выполнять волю старшего, священника, настоятеля или просто мужа. Истинная православная женщина перед приготовлением обеда должна спросить  мужа ей картошку жарить или варить. Это не вопрос гастрономических предпочтений супруга, а вопрос послушания.

В Восточной церкви земной успех и богатство – это повод к раскаянию и благотворительности ибо такому человеку Бог не дал пострадать и он не очищенный, вряд ли стяжает Царствие Небесное. Между трудом и Богом нет прямой связи. Нищий  часто рассматривается как человек Божий, у него ничего нет и Бог сам о нем заботиться. Почувствуйте разницу!!!

Дисциплинированный православный должен читать утренние и вечерние правила ( минут 30 – 40) посещать вечернюю службу 2-3 часа,  субботу вечером и воскресенье утром быть в храме 2+3 часа и свободное время читать духовную литературу. А дорога до храма и обратно, а дела милосердия, а послушания, которые батюшка наложит за грехи?

-       А когда же работать? – удивилась Габи.

-       Работать надо, чтобы жить, а жить – чтобы Богу служить. Работа не цель, а средство. И место в жизни Восточных христиан она занимает иное. Не надо ругать греков за лень. Они не ленивы, они стоят в храмах и монастырях службы по 3 – 4 часа, у них принято идти в воскресенье до храма на коленях, у них не принято садиться за стол без гостей. Но когда они встают из-за стола и читают благодарственные молитвы, их главный смысл в том, что Спасибо Господи, ты дал нам хлеб СЕГОДНЯ. Мы сегодня сыты, день прожит, Бога прославили, а завтра будет новый день и как у нас говорят: Бог даст день, Бог даст пищу!

-       Но так же нельзя!- возмутилась Габи. Надо думать о завтрашнем дне! Надо работать!

-       Это значит, для православных – уповать на собственные силы, что является грехом. Надо смиряться и уповать на Бога. Поэтому можно понять поведение греков и возмущение немцев. Греки считают, что раз им Евросоюз деньги дал, значит все хорошо и можно не работать. Немцы возмущены – мы им деньги даем, а они работать не хотят!!! Зачем работать-то, если деньги есть???

-       Не может быть, чтобы они так рассуждали – не поверила мне Габи. И тогда я рассказала ей одну историю.

Однажды, года 2 тому назад я была в Греции вместе с двумя батюшками, двумя матушками и еще пятерыми прихожанами из Москвы. Цель нашего паломничества – монастырь святого Николая на острове Андрос.

Из Пирея туда идет паром. В ожидании паром мы ходили по портовым улочкам и выбирали ресторанчик, где можно спокойно поесть большой компанией. Был не сезон – кругом пусто, не все заведения работают, не везде была рыба. Наконец мы выбрали одно место, которое нас устроило. Хозяин обсудил с нами меню, обещал вкусной рыбы, подал салаты, хлеб, масло. Пошел хлопотать. Мы не торопились, поели сытно, но  без излишеств. Попросили счет. Он был не большой по московским меркам. Когда хозяин рассчитал нас, он вежливо пригласил приходить к нему снова, но добавил: «Только не раньше чем через неделю! У меня сегодня, благодаря вам такой удачный день, что я могу закрыть ресторан на недельку и съездить в отпуск, деньги у меня теперь есть!» Ты можешь себе представить, чтобы так поступил владелец немецкого ресторана? – теперь мой вопрос носил риторический характер.

-       Неужели это правда? – изумилась Габи.

-       Да, у меня десять человек свидетелей! Эти глубинные различия нельзя решить не экономическим не политическим путем! Они лежат в другой плоскости. Может быть, когда  религиозное мировоззрение размоется в информационном пространстве подобно капле крови в реке, страны и люди смогут объединяться без их учета, но сегодня ни один политический союз не может изменить отношение граждан к способу получить благоволение Божие. Это не вопрос числа верующих, это вопрос числа верящих, а их по-прежнему большинство.

-       Что же делать? – спросила Габи.

-       Думаю, что брак в Евросоюзе православных и протестантов был не удачный и каждый должен вернуться в свою «семью» и жить так как он привык.

-       Но ведь тогда в Греции будут жить очень бедно.

-       Может быть бедно, но счастливо? К тому же Греция одна из древнейших стран, в том числе христианских и как- то до сих пор жила и справлялась со своими проблемами. Надеюсь Бог не оставит ее и впредь!

Комментировать Всего 18 комментариев

Владимир Владимирович, благодарю за поддержку! Но не хотелось бы ставить "точку" в этой теме, лучше .....

Как интересно! Никогда не рассматривала с этой стороны... Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков, Таня Ратклифф

Смена ракурса часто дает возможность увидеть предмет в другом "свете"

Большей ахинеи о греческом православии (простите!!) и греках я не читала.

Простите еще раз, это- Ваше мнение, конечно. Но это - НЕ ТАК

Вы сравниваете какое-то советско-российское понимание Православия с пониманием его в восточной части Европы.

И, извините, я даже и НЕ представляю, чтобы владелец таверны после получения скромного счета был обрадован возможностью на эти "барыши" поехать отдыхать. Тут практически все заведения на курортах закрывается в октябре, свои выручки они в июле-августе делают.

Эту реплику поддерживают: Илья Тимаков

Согласен, надо абсолютно не понимать, что происходило в Греции последние десятилетия и как работает греческая экономика.

Сейчас Греция уповает не на высшие силы, а транши из ЕС.

Может быть для греческих православных это одно и то же...

Я мало знаю про Грецию, но если подумать, всё, что знаю, в нарисованный образ действительно не вписывается.

По новостям постоянно слышу, как греки бастуют - нехарактерное для фаталистов поведение.  Все лично знакомые греки, включая вторую (в хронологическом смысле) жену своего отца отличаются трудолюбием и предприимчивостью....

В своей реплике я использовала ситуацию в Греции как пример иного подхода к решению, в том числе экономических проблем. Я не считаю греков ленивыми, что и сказано в тексте. Мне хотелось подчеркнуть, различную направленность усилий. А уж о фатализме вообще речи не шла. Тем более я хотела обидеть вторую ( в хронологическом смысле) жену вашего батюшки.

Разве принцип "Бог даст" как подход к "решению" экономических проблем не есть фатализм?

ПС.  Вы написали очень интересный текст и никого из моих родственников не обидели :).   

Фатализм, как я его понимаю, это - нерушимая предначертанность тех или иных событий силой с которой нельзя вступить в диалог. А "Бог даст" подразумевает ответ на просьбу. Бога можно просить и он даст. Просьба - это молитва, молитва - это труд. Получается, что фаталист отрицает всякое возможное свое влияние на события, а верующий уповает. 

Видимо, я более широко трактую фатализм.  Но так или иначе забастовки и демонстрации протеста выражают более активную позицию, нежели упование на Божью милость, мне кажется. 

Горжусь, что заняла в вашем рейтинге ахиней верхнюю строчку.

С удовольствием прочитал текст!

Не знаю насколько он соответствует действительности, но идея там заложена шикарная! По поводу греции и всего этого можете тут поспрашивать, к примеру Наталью Спихт...

Мне хотелось обсудить именно идею о влиянии различных христианских моделей на экономическое поведение. Рада, что в отличии от других вас заинтересовал именно предложенный подход.

Наталья, это очень нестандартный подход к данной проблеме, отчего же не изучить ее глубже? Вот с исламом и с иудаизмом уже стало яснее, товарищ Фейгин дал комментарий, но только  в исламе есть множество течений, как и в христианстве... поэтому тут есть куда копать...

А если Вы еще  включите и старообрядчество (Морозов, Рябушинские, Мамонтов и т.д.) то может выйти интересная картина...

Павел, рискуя обрушить на свою голову гнев еще и старообрядцев, выскажу соображение, что с точки зрения мотивации экономического поведения они ближе протестантам, чем провославным.В этой связи очень интересна статья Муравьева А. Социальная альтернатива русского старообрядчества ( "Социальная реальность", 2007, №10)

могу оценить только одну фразу:

"Иудеи и мусульмане  например считают, что это проверить легко – чем больше у тебя детей, те более ты угоден Богу",- и, поскольку это полная ерунда (могу оценить и со стороны иудаизма, что очевидно, и со стороны ислама, который знаю профессионально). Поскольку выше уже высказались хорошо знающие Грецию, полагаю, что и все остальное построено на слабой информированности. Очередная легенда о православии.

Если о православии - легенда, то все что касается протестанстской модели поведения правда? К этой части текста претензий нет? Тогда, могу ли я считать, что доля правды в материале есть?