Все записи
МОЙ ВЫБОР 23:54  /  30.11.12

2001просмотр

Пустая рама Петры и ноги праотца.

+T -
Поделиться:

Петра в долине Вади Мусса в Иордании.

 

То, что видишь в Петре, это необъяснимое величие пустоты. Пустая рама в алтаре Да-Шара, гробницы без гробов, сокровищница без сокровищ, город без домов.

Петра – город набатеев, хозяев Иордании в конце прошлой, начале нынешнией эры.  Набатеи имели арабскую письменность и культ бога До-Шара.

В ущелье гор, где бьют многочисленные источники, ими основан город-гробница. 

Хитрые набатеи, в 6 веке до н.э. осевшие в этих местах и контролировавшие караванные дороги Иордании, спрятали свой город в извилистых ущельях и о его существовании непосвященный не знал. Заметить с дороги нельзя. Нависающие над узкими проходами (по дну отступившего миллионы лет назад моря) скалы закрывают улицы этого античного города от солнца, и защищают от вторжения любых врагов, кроме воды. Вокруг города пустыня,  воды нет, но  в Петре ее может быть так много, что уже до нашей эры существовала система водоотвода и несколько боковых ущелий используются до сих пор как резервуары для хранения воды. На гладких, обточенных водой стенах туннеля разбросаны часовни с изображение Бога Да-Шара.

 Это удивительный Бог – владелец пустыни, его изображают пустым прямоугольником в раме. Он такой, каким вы его представляете, глядя на прямоугольник. Я всегда считала, что Малевич со своим «Черным квадратом» решил вопрос смысла, его столько, сколько вы можете вложить при восприятии изображения. Набатеи делали большие и маленькие алтари в виде пустой рамы. Перед выходом из прохладного, защищенного ущелья караван останавливался около главного алтаря, по выбитым в скале ступенькам из кельи спускался священник, благословлял купьцов и они уходили в многомесячный переход. Их ждал опасный путь в пустыне, в чужих пределах, в песчаных бурях. И каждого хранил Да-Шара, которого они смогли увидеть в пустой раме каменного алтаря.

Все, что сохранилось в Петре, – это гробницы. Вернее, поминальные помещения, посвященные умершему. Гордые набатеи никому не доверяли свою загробную жизнь и обеспечивали себе достойную память при жизни, строя «гробницы». Слово в кавычках, т.к. никаких захоронений в них нет. Ответа на вопрос, куда же они девали тела усопших, ученые  не нашли.

Сложные отношения с Римом с 1 века до н.э. до 1-2 веков н.э. привели к появлению в Петре образцов псевдоримского стиля. Знаменитая «сокровищница»

 Ее описание  вы найдете на любом сайте, посвященном Иордании, это демонстрация толерантности набатеев по отношению к Риму. Образец монументальной эклектики и совершенных технологий строительства. Как и все памятники в Петре, «сокровищница» – это  фасад, выбитый в скале. Внутри несколько больших, пустых, не украшенных ничем помещений неизвестного назначения.  Набатейские мастера продемонстрировали знание римского стиля и соединили на фасаде множество деталей без всякого смысла. Изображения амазонок соседствуют с изображением ангелов смерти и богов плодородия. 

 Они даже построили амфитеатр в скале, при первом взгляде на который понятно, что строили его не римляне.

Но, увы, хитрость набатеев не спасла их от римского владычества. Ослабив их власть в регионе различными мерами, Рим смог подчинить себе контроль за караванными путями. Город Джераш решал одну задачу, лагерь в Петре – другую.

Придя в совершенно уникальное место – долину  на высоте 800 метров, окруженную скальными горами, Рим обосновался в соответствии со своими стандартами:триумфальная арка при входе в ущелье, главная дорога «кардо максимус» положенной ширины вымощена камнем (кладка цела до сих пор)  огромный храм с колоннадой, фонтан. Рим не отступает от своих норм, в этом его сила, ставшая его слабостью.

Над Петрой – городок, в который переселили бедуинов, живших на территории Петры, с другой стороны – малая Петра – место, где делали привал караваны, когда они стали так многочисленны, что в узкое ущелье Петры уже не входили. Римлян сменили византийцы, их – мусульмане, а потом в 16 веке город потеряли. Караваны заменили корабли, землятресения разрушили постройки и жители ушли в  места посытнее.  Нашел Петру в 1812 году Иоган Людвиг Буркхардт, видимо сбежавший от ужасов войн из бушующей Европы в тихую пустыню. Проводник привел его в Вади Муса и провел ущельем к заброшенным храмам и дворцам. Сравнивая рисунки первого европейца, увидевшего город с тем, что представляет собой главный туристический объект Иордании, понимаешь – это  не реконструкция и реставрация, а подлинная история.

В 30 километрах от Петры находится Вади Рам – долина в пустыне,  самой большой и величественной пустыне Иордании.

 

Бедуинские поселения сейчас контролируют караваны туристов, как раньше – караваны купцов. Сафари на закате солнца в открытом джипе:

 немного страшно, очень красиво и совсем не далеко от главной достопримечательности -  ущелья с наскальными рисунками 8-го тысячелетия до нашей эры. 

 

Удивительно ясные и яркие. Особенно меня тронуло изображение двух стоп. Как будто вы вошли в спальню и увидели торчащие из-под одеяла ноги человека каменного века.

 

 

Комментировать Всего 2 комментария
набатеи, набатеи, а я маленький такой.

"Набатеи имели арабскую письменность".

Набатеи писали набатейским письмом

арабский шрифт появился лет через сто после того, как набатеи сошли со сцены.

Для сравнения арабский шрифт

"и культ бога До-Шара".

Ну, у них было много культов, язычниками они были. Кроме Дошара (бога гор), поклонялись аль Узе (богине любви), аль Лат, аль Манаат и мертвым царям.

Вообще, к информации, сообщаемой гидами (а в особенности арабскими) стоит относиться критически.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Валерий Зеленский, Lucy Williams

Спасибо! Вы вооружили доверчивую женщину знаниями, теперь коварным арабским гидам не поздоровиться.