Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:47  /  23.12.12

794просмотра

Хромосомы и Ян Сибелиус.

+T -
Поделиться:

Читателей интересующихся генетикой,  евгеникой, клонированием  и генномодифицированными продуктами – просьба не терять время на дальнейшее чтение. Текст не про биологию, а про балет. А вот балетоманам надо взять себя в руки и постараться испытать к автору зависть не черную, а хотя бы серую. Я вернулась с вечера одноактных балетов в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В программе четыре балета и все они создают образы не относящиеся к человеку.

«Первая вспышка» на музыку Я. Сибелиуса – прекрасный образ того, что произошло на генно-молекулярном уровне после той самой вспышки, с которой начался мир. Наверное похожие движения и процессы наблюдают естествоиспытатели в микроскоп, исследую живые клетки. Хореограф Йорма Эло использовал пластику балета для моделирования процессов в которых есть жизнь, но нет (еще нет) человека. Люди танцуют не про людей            , а про хромосомы живых организмов, которые может и не станут Homo sapiens.

Три следующих произведения высокого балетного искусства создал хореограф Иржи Килиан. Балет «Бессонница» построен на том, что танцующий артист всего лишь инструмент создающий тень. Тень – солирует, ее танец ярче и изящнее того, что делает, как бы за кулисами танцовщик. Танец с пластикой героев видеоигр. Живой человек создает тень, которая танцует, имитируя движения живого человека. Вы не запутались? Описывать сложно, а смотреть – сплошное наслаждение. Никакой семантики, никаких отношений, граций виртуальных созданий без тела, мысли, боли.

«Маленькая смерть» балет не про живое, которое умирает. Маленькая смерть это орудие смерти -  шпага. В начале танцовщики исполняют партию с «предметом» - шпагой, потом металлическую шпагу заменяют танцовщицы.

В финале балета на сцене появляется не смерть в платье, а платья смерти и танцуют так весело, что зал хохочет. Не часто на балетных спектаклях раздастся столь дружный смех зала.

Последний балет это шесть танцев, которые танцуют под музыку Моцарта «Шесть немецких танцев». В этом постановке автор ближе всего «вернулся» к человеку, сделав героями – марионетки. Для кукольной пластики найдены изумительные новые яркие решения, отсутствие человека и его проблем, конфликтов, комплексов, чувств делает балет радостным, зрелищным и удивительно приятным.

Как же мы устали от себя и от других размышляла я, вынося ощущение глубоко эстетического наслаждения с балетного спектакля про хромосомы

Комментировать Всего 6 комментариев
Спасибо!

Написано так, что сразу захотелось посмотреть!

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Это не так просто! Билеты заранее покупали, но перед началом продавались с рук. Следите за афишей и идите смело. Многие по два раза смотрят, я тоже подумываю повторить :))

Наталья, я пропустила Эло, но видела маленькую смерть и вслед за антрактом 2 других постановки. Владение телом мне казалось мгновенным и прекрасным, и мне было очень приятно, что бессоница длиться мгновение. Часто наслаждение так хочет распылиться, что превращается в сплошную скуку, и надменный "женский" поворот мужской головы заставляет только помнить о логике и предсказуемости жизни. Прекрасное должно дрожать, удивлять, но не быть предсказуемым - в этом цель искусства как части эстетики. Развеять скуку - да, но не трепетание.  

Согласна, что техника танца завораживает, классические балетные "слова" соединенные в постмодернистские тексты танца. Отличный пример взаимопроникновения жанров: художественная гимнастика и видеоинсталяции. И может быть я не так сильно как Вы скучала, потому что меня проняло до трепета.

Трепет - это только дело практики. Когда-то я трепетала от испанских элементов в балете, но нужно видеть балет постоянно, чтобы он заставил Вас скучать. Именно скуки я дожидаюсь от себя сейчас, спустя 3 года после того как была поглащена этой страстью, и только трепет я желаю чувствовать, наблюдая очередную постановку. Когда вперые видела Килиана в том же месте, мне казалось, что между моими ребрами извергается весь мир, и я понимаю Ваши чувства.

Спасибо, за сочувствие. Вы подали мне отличную идею, дабы сохранить трепет, надо реже ходить на балет :))