Читателей интересующихся генетикой,  евгеникой, клонированием  и генномодифицированными продуктами – просьба не терять время на дальнейшее чтение. Текст не про биологию, а про балет. А вот балетоманам надо взять себя в руки и постараться испытать к автору зависть не черную, а хотя бы серую. Я вернулась с вечера одноактных балетов в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В программе четыре балета и все они создают образы не относящиеся к человеку.

«Первая вспышка» на музыку Я. Сибелиуса – прекрасный образ того, что произошло на генно-молекулярном уровне после той самой вспышки, с которой начался мир. Наверное похожие движения и процессы наблюдают естествоиспытатели в микроскоп, исследую живые клетки. Хореограф Йорма Эло использовал пластику балета для моделирования процессов в которых есть жизнь, но нет (еще нет) человека. Люди танцуют не про людей            , а про хромосомы живых организмов, которые может и не станут Homo sapiens.

Три следующих произведения высокого балетного искусства создал хореограф Иржи Килиан. Балет «Бессонница» построен на том, что танцующий артист всего лишь инструмент создающий тень. Тень – солирует, ее танец ярче и изящнее того, что делает, как бы за кулисами танцовщик. Танец с пластикой героев видеоигр. Живой человек создает тень, которая танцует, имитируя движения живого человека. Вы не запутались? Описывать сложно, а смотреть – сплошное наслаждение. Никакой семантики, никаких отношений, граций виртуальных созданий без тела, мысли, боли.

«Маленькая смерть» балет не про живое, которое умирает. Маленькая смерть это орудие смерти -  шпага. В начале танцовщики исполняют партию с «предметом» - шпагой, потом металлическую шпагу заменяют танцовщицы.

В финале балета на сцене появляется не смерть в платье, а платья смерти и танцуют так весело, что зал хохочет. Не часто на балетных спектаклях раздастся столь дружный смех зала.

Последний балет это шесть танцев, которые танцуют под музыку Моцарта «Шесть немецких танцев». В этом постановке автор ближе всего «вернулся» к человеку, сделав героями – марионетки. Для кукольной пластики найдены изумительные новые яркие решения, отсутствие человека и его проблем, конфликтов, комплексов, чувств делает балет радостным, зрелищным и удивительно приятным.

Как же мы устали от себя и от других размышляла я, вынося ощущение глубоко эстетического наслаждения с балетного спектакля про хромосомы