Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:03  /  16.02.13

971просмотр

Вам добавили и вас добавили

+T -
Поделиться:

 

22 февраля  в театральном центре на Страстном пройдет  спектакль Надежды Илюхиной по пьесе Ю.Муравицкого "Вас добавили в Друзья". Я его видела, друзья собираются, но спрашивают мое мнение, а может быть кто-то из Снобовцев тоже  раздумывает идти или нет. Поэтому формализую впечатления.

О чем пьеса? О новых "сетевых" проблемах, возникших в новом формате общения? Нет, о старых бедах "потерянных" поколений. Если жизненные обстоятельства не заставляют сражаться за жизнь, то во все времена, а не здесь и сейчас, начинается сражение за смерть. Одноклассники скучают, погоня за успехом или закончилась или не начиналась, цели - нет, делать - нечего. Герой прекрасно формулирует это состояние вечером своего "последнего" дня, закончив приготовления к самоубийству: "Какой хороший был день, как приятно, когда в жизни появляется цель". В отличии от героев предыдущих эпох формировавших культ "самоубийства" как жизненной цели, герой пьесы Ю.Муравицкого готовится стать еще и убийцей. Его мечта - собрать на даче друзей, которым, по его мнению, незачем жить и отравить их или сжечь живьем вместе с собой. При этом ни автор ни режиссер ни актер не замечают ничего чудовищного в этом решении. На этот аспект в спектакле вообще внимания не обращают, что сразу делает финал предельно предсказуемым - никто не пострадает и пьянка на дне рождения окажется прологом к веселой свадьбе с теми же участниками.

Социальные сети - реальность ? Да! Новая? С точки зрения культуры - да. Требует художественного осмысления, отражения и анализа - пожалуй, уже да, пора. Как любое художественное произведение пьеса Юрия Муравицкого "Одноклассники" может показать и объяснить сущность объективно существующей реальности языком искусства. Интересная задача, актуальная цель и полная неудача в достижении. Нет в пьесе виртуальной реальности - есть социальные сети как одно из средств коммуникации, не более, а даже менее популярное чем архаичный телефон. Герои не живут, не общаются, не взаимодействуют в СЕТИ, а только коммуницируют в ней, но реже, чем с помощью телефона или личного контакта. Единственные символы, который режиссер Надежда Илюхина предложила в качестве "образа" СЕТИ - выгороженное веревочками пространство куба ограничивающее движение героев по сцене и бумажные самолетики - как материализовавшиеся электронные письма. Герои пьесы, не очень тридцатилетии сегодня ( по некоторым бытовым подробностям их лучше отнести к более старшим поколениям) активно общаются всю пьесу Off - line !!!! Звонят друг другу по телефону, назначают встречи в кафе и даже заходят друг к другу в гости. Ни новый сетевой язык ( в качестве которого автор предложил старинный матерный язык), ни культура лайков, ни феномен сочетания анонимности с полной обнаженностью всем "добавленным" в друзья^  автор не смог включить в пространство пьесы, а режиссер не смогла "добавить" в постановке.

Но, не смотря на выше изложенное, спектакль получился. Заслуга в этом - актерского состава. Не могу утверждать, но сложилось впечатление, что на сцене были не профессионалы, а очень талантливые любители. Каждый исполнитель настолько искренне полюбил своего героя, что зрители также испытали сильные, искренние эмоции  и принимали пьесу очень тепло. Особенно яркий образ удался у Владимира Шабасона, по совместительству продюсера спектакля. Его Серега - достоин сцены МХАТА или Табакерки, что нынче в сущности одно и тоже. Сходите на спектакль не ради актуальной темы, а ради сопереживания таким современным, но страдающим от вечных проблем пользователям социальной сети "Одноклассники"