Все записи
13:49  /  1.02.19

662просмотра

Десять лет прошло – куда дальше?

+T -
Поделиться:

Написал для ИА «Реалист» небольшую колонку к 10-летию Патриаршей интронизации

10-летие интронизации Патриарха Кирилла – дата значительная. Но неужели использовать ее можно лишь для того, чтобы возливать гектолитры елея и без конца говорить о головокружительных успехах?

Да, сделано очень много правильных вещей. Разукрупнены епархии, насчитывавшие много сотен приходов (кроме Московской). Введено обязательное научение вере перед крещением. Пробита стена, отделявшая школы и вузы от знаний о Православии. Появились мультимедийные форматы общения духовенства с самыми разными людьми – и церковное начальство такому общению не мешает (за исключением некоторых епархий). Худо-бедно научились не поддаваться либеральной медийной дрессировке.

Однако новых проблем возникает все больше. На Украине провалилась «миротворческая» линия (по сути ставшая непротивлением явному злу). Вечные недруги истинного Православия – Фанар, греко-католики, сектанты и мировые элиты – воспользовались итогами «майдана» и начали откровенное наступление на каноническую Церковь страны. По-настоящему сопротивляться этому людей даже не призвали, одобрили «европейский выбор», начали обниматься с Порошенко – и повторилась история начала ХХ века, когда православную страну уступили немногочисленным богоборцам. Ничто гарантированно не сдерживает повторения этого сценария в Молдове и Беларуси.

Очень медленно преодолевается табу на системное, результативное обсуждение и разрешение таких проблем, как финансовый кризис в Церкви, покупка должностей и вымогательство, бесправие духовенства и приходских общин, нравственные преступления иерархов и клириков, сомнительность разводов и «повторных браков», вероучительные компромиссы, несовместимые с учением Библии и множества святых – например, теория об «общем Боге» с нехристианами, провозглашение «разных путей к Богу» вне Христа, отказ от именования «инославных христиан» еретиками, от честной критики их воззрений и духовных практик. Дискуссия по этим вопросам активно и каждодневно ведется в интернете, сторонники привычной с советских времен «официальной» линии не могут дать убедительного ответа на критику, однако принятие решений блокируется. Возникает лишь точечная реакция – например, когда случаи вымогательства, склонения к однополому сексу, пьяного вождения или активного участия в «экуменическом богослужении» попадают на запись, а потом в интернет. Однако без системного рассмотрения проблем скандалы будут повторяться снова и снова. Многие документы по непростым темам, анонсированные Межсоборным присутствием – будь то современная культура, глобализация экономики или межрелигиозные отношения – фактически отправлены в корзину. Как же, ведь мы рискуем поссориться с банкирами-спонсорами, мусульманами, лоббистами «современного искусства»… Долгие годы нет ясного, убедительного ответа на вопрос о «екатеринбургских останках» - при том, что все ключевые экспертизы должны были завершиться, а активные верующие люди свое мнение – резко отрицательное - давно обозначили.

Налицо потребность в перенастройке системы общецерковного управления, которая должна исключать единоличное принятие или ветирование принципиальных решений, значимых для многих, одним лицом. Даже если это Патриарх. А в коллегиальные органы хорошо бы включить как можно больше людей с ясно сформированными убеждениями, склонных не угадывать начальственные настроения, а выступать со своей позицией, даже отличающейся от мнения большинства или того же начальства.

Происходящие сегодня торжества, на которые съехались иерархи Русской и других Поместных Церквей из разных стран, дают прекрасную возможность обсудить многие вопросы и вынести давно ожидаемые решения. Например, окончательно и авторитетно осудить Фанар как раскольническую и еретическую организацию. О необходимости этого говорят многие авторитетные, грамотные пастыри и миряне. Убежден: Фанар перестал быть православной церковью. Без констатации этого простые люди никогда не смогут понять, почему эта структура вероломно вторглась в Украину под влиянием западных элит и почему идти за ней ни в коем случае нельзя.

Нужно вообще поставить ребром вопрос: считаем ли мы Православие локальной «этнической верой» - или готовы идти с миссией ко всем народам, в первую очередь к западным? Для этого сегодня не нужно много людей и денег – нужно умение точечно действовать в информационном и общественном поле, в том числе говоря о социальных и политических проблемах Запада, начиная с миграции и заканчивая лживостью демократий. Все у нас для этого есть – не хватает воли. Стреножена и православная общественность - судя по всему, из-за того, что она начала «ссориться» с богатыми и влиятельными людьми. Но Церковь должна ориентироваться прежде всего не на власть и не на элиты, но на народ. А главное - на Бога, на Его истину. Именно в этом случае она всегда побеждала – а не испытывала горечь поражения, как в первой половине ХХ века.

http://realtribune.ru/news/people/1573