Все записи
22:09  /  6.03.19

479просмотров

Челосвиногаджет

+T -
Поделиться:

«Личность, труд, власть, совесть: новые этические вызовы». На эту тему сегодня порассуждал при закрытии конференции «Человек и научно-технический прогресс в социально-экономической парадигме будущего» в Финансовом университете. Вызовы, на мой взгляд, такие.

1. Человек может перестать быть человеком. Тот, кто повсеместно и ежеминутно «просвечен», фактически оказывается лишен свободы, которую заменяют страх и раболепство перед Большим братом. Гибридный «челосвиногаджет» с органами животного и мозгом, управляемым машиной, может оказаться еще менее свободным/автономным/самоидентичным. Тот, кто «бережет себя», кто себя не расходует, - рано или поздно придет к мысли, что жизнь бесцельна. Логичный вывод из убеждений такого индивидуума – это «полезность» самоуничтожения человечества в духе Дэвида Бенатара.

2. Труд может превратиться в дело презренное и низкое, в «удел маргиналов». Рассуждения о «нищебродах» в ресторанах – важный симптом этого. Доминанта спекулятивных процессов заменяет труд удачей - или оборотистой хитростью. Вне зависимости от труда одни будут наслаждаться сверхбогатством – благодаря происхождению или фортуне – а другие окажутся рабами распределительной кормушки «безусловного базового дохода». Офисный планктон сменится диванным, чуждым труду и получающим «по потребностям», жестко регламентированным со стороны хозяина кормушки.

3. Совесть, которую некоторые ошибочно считают «голосом Бога в человека», уже трансформирована и будет трансформироваться дальше. Она изначально повреждена последствиями Адамова падения, «удобопреклонна ко греху». А когда ее с детства форматируют по лекалам, искривляющим или вовсе заслоняющим вечные нравственные ценности, - это, увы, имеет «успех». К вечным грехам добавляются «обновленные». Сначала «позитивное право», закрепляющее принцип человеческого своеволия, затем ставшие теперь «привычными» половые извращения, потом педо-, зоо- и технофилия, культ одиночества, каннибализм, убийство ради развлечения, привычка к политкорректной и толерантной лжи, а в итоге тотальный отказ от автономии личности перед лицом господствующего и тщательно модерируемого «общественного мнения» - не в этом ли направлении движется «прогресс совести»?

4. Власть уходит от государств и сосредоточивается, причем подчас уже формально, в руках финансовых структур, информационных сообществ, центров формирования смыслов. Последний фактор – источник не только вызова, но и задачи. Создание «параллельных» центров формулирования политики, «виртуальных государств», неформальных теневых правительств и парламентов – это то, что по силам многим интеллектуальным сообществам. Не отрицая действующие законы и институты власти, они способны показать, что могут думать и действовать лучше них.