Работая консультантом в крупнейшем аукционном доме мира, я повидал немало! Так помню, в Сотбис Нью-Йорк продавали советскую испытательную космическую капсулу, в ней манекен летал в космос до Гагарина - по сути, кусок ржавого железа - российский олигарх выкупил ее за 2 с половиной миллиона долларов. В кулуарах я подслушивал разговоры российских дипломатов: "Ну кто купил? - Кто провинился, тот и купил!" - так комментировали нежелательную покупку люди в погонах под пиджаками. Архив Тарковского, конечно не коллекция Растроповича, но когда я вижу, как все происходит, начинает сводить скулы от несправедливости. Разумеется, ни у Союза кинематографистов, ни у Фонда Тарковского таких денег не будет (£80,000-100,000), но что-то мне подсказывает, что даже если об этом узнает тот, кто отдает приказы провинившимся олигархам, то он не сочтет этот материал достаточно духоподъемным дня нации. ((

А между тем выставленный на торги 28 ноября в Лондоне архив Тарковского крайне важен, он включает в себя манускрипты некоторых глав книги «Запечатленное Время» - собственность соавтора книги и хранительницы архива Ольги Сурковой. В состав архива входят рукописи, манускрипты, письма, режиссерские сценарии картин Тарковского, материалы судебного дела Сурковой, доказывающего ее право на собственность, блокноты, черновики, неопубликованные аудиозаписи интервью с Тарковским и другими кинематографистами, альбомы с фотографиями Тарковского и руки Тарковского, негативы, черновик письма Брежневу и многое другое - содержимое нескольких тысяч страниц, 1967-1986

Это самый важный архив Тарковского, который когда-либо выставлялся на торги. Наряду с Феллини, Бергманом, Висконти, Куросавой, Тарковский – считается гением современного кино, наиболее значимый российский режиссер, который внес неизгладимый вклад в советский и мировой кинематограф.

Уникальность архива ознаменована появлением рукописей Тарковского на аукционе впервые. Тарковский— великий человек, создавший свою собственную сюрреалистическую кино-вселенную, культовый режиссер, не только русского, но и мирового кинематографа, умерший в возрасте 54 лет, иммигрировавший из СССР в Европу, так никогда и не возвращался на родину по политическим причинам. Фильмы Тарковского изменили ход истории кино и стоят в одном ряду с фильмами Феллини, Кубрика, Бергмана, Висконти, Годара, Куросавы. Так Бергман сказал о режиссере: «Тарковский для меня – величайший режиссер, он тот, кто изобрел новый язык кино». Архив также уникален, поскольку содержит помимо рукописей и финального текста книги, распечатку книги с правками Тарковского. Мы можем видеть, как формировалась мысль Тарковского в процессе работы над книгой: от рукописного текста до текста конечного, включая, правки на распечатках. «Запечатленное Время» является одним из главных текстов всех кинематографистов 20ого века наряду с «Хитчкок/Трюффо» и «Тысячеликий герой».

В архив Тарковского входят 12 писем на 17 страницах Евгению Даниловичу – отцу Ольги Сурковой, в которых речь идет о творчестве режиссера; рукописи отдельных глав книги, насчитывающие  более 100 страниц текста; 7 блокнотов с дневниковыми записями и материалами к книге; распечатанный текст книги целиком с правками Тарковского; 4 альбома с фотографиями и негативами, на которых Тарковский запечатлен с Кшиштофом Заннусси, Отаром Иоселиани, Янковским, Ростроповичем, Любимовым и другими. Отдельного внимания заслуживают режиссерские сценарии фильмов «Зеркало», «Солярис», «Сталкер».

Среди представленных документов есть черновик письма Тарковского Брежневу, который помогает понять решение режиссера покинуть Советский Союз:

«Вот уже три с половиной года эта картина не получает разрешения на выход на наши экраны… “Андрей Рублев” не был и не мог быть использован в целях какой бы то ни было антисоветской пропаганды… Я не имею никакой возможности реализации своих замыслов. Мне объяснили, что это вопрос находится в тесной связи с судьбой “Андрея Рублева”… Между тем,  не имея работы, я не имею средств к существованию, хотя у меня есть жена и ребенок. Мне особенно неловко говорить об этом, но положение мое так долго не меняется, что больше молчать я не могу…»

В архиве находятся фотографии из семейного альбома Тарковского, на которых режиссер запечатлен в непривычной для зрителя домашней обстановке, обстановке путешествий (Большой Каньон, Стоунхендж) и окружении друзей. Некоторые из фотографий определенно сняты самим Тарковским в том стиле, в каком мы привыкли видеть его произведения – поэтично-реалистичном. В коллекции также есть негативы фотографий, некоторые из них, судя по всему, так и не были напечатаны и тем более изданы. Жанр семейного альбома всегда характеризуется отсутствием позерства, на фотографиях мы видим живого человека, заполненного внутренним монологом.

Интервью с Тарковским на магнитных лентах (аудиокассетах) и расшифровки их представляют так же огромный интерес, так как все они посвящены проблемам и вопросам искусства.

Среди прочих документов в архиве находятся так же 4 режиссерских разработки (так называемых режиссерских сценария) фильмов «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало», - самый популярный из фильмов Тарковского. Такое издание – огромная редкость, поскольку количество копий данной книги, исчезающее мало – сценарий служил утилитарным целям во время съемок, но представляет большой интерес для исследователей творчества режиссера сегодня.

Я был счастлив и горд прикоснуться к реликвиям и написать пресс-релиз. Россия выгоняла и продолжает выгонять своих гениев, так что собирайте теперь по крошкам то, что от них осталось! Господа олигархи, на вас вся надежда, так как государству давно уже ничего не нужно, а у вас есть шанс сделать доброе дело и вернуть сокровища на родину!