Все записи
00:46  /  25.09.12

1100просмотров

Привет тебе, Венеция!

+T -
Поделиться:

 

Запоздалый визит на 13-е архитектурное биеннале

За три минуты до отбытия поезда, мы вбежали в вагон. Впереди почти три часа обратной дороги из Венеции на воде в миланскую Порта Венецию – достаточно, чтоб разобраться в впечатлениях от увиденного.

Поражают не только масштабы самой выставки (которую мы еле осилили за два дня), но и разноплановость участников и их понимание заданной темы – Common Ground, что можно перевести и как «общее дело, интересы» и как «общий язык, взаимопонимание».

Помимо порой миниатюрного по размерам и огромного по количеству собрания «бумажной архитектуры» студентов, соседствующих с громкими именами и традиционных клише практичных немцев, японцев с их минимализмом, скандинавов с их неиссякаемым вдохновением природой и любовью к дереву, я открыла для себя несколько очень интересных тем и интерпретаций уже популярных либо набирающих популярность идей.

Среди проектов/стран хочется отметить следующие (в хронологическом порядке просмотра):

Gateway – исследование архитектора Нормана Фостера (Norman Foster), художника Чарльза Сандисона (Charles Sandison) и режиссёра Карлоса Каскаса (Carlos Cascas) взаимосвязи между историей архитектуры и общественным пространтсвом города. В то время как по всему периметру темного помещения Арсенала появляются и сменяют друг друга фотографии, сделанные в различных уголках планеты и сгруппированные единым понятием (например, «религия», «митинги», «диктаторы», «природные катаклизмы», «культура» и т.д.), на полу проецируется видео инсталляция белой пыли, из которой собираются имена архитекторов и их чертежы. Посетители, непосредственно находящиеся внутри инсталляции, оказываются втянутыми в процесс наблюдения за этими метаморфозами и сменой декораций порядка и беспорядка на старинных стенах.

Mirage Architecture Project – довольно смелое и оригинальное предложение строительства плавучих музеев в Антарктиде от Александра Пономарёва, Алексея Козыря, Ильи Бабака и Сергея Шестакова. Качественная графика видеопрезентации призывала верить в то, что эти идеи реализуемы, найди они поддержку какого-нибудь эксцентричного шейха.

Инсталляции итальянского дизайнера и архитектора Mario Nanni, играющего со светом, тенью и отражением очень сложно хорошо сфотографировать телефоном, пусть даже и предпоследним «яблоком».

The Banality of Good – Six decades of new towns, architects, money and politics голландского Crimson Architectural Historians. Триптихи с их намёком на элементы убранства церквей изображают артефакты и историю определённого города, объединённые тремя словами, наиболее точно характеризующими цели, преследуемые государством при строительстве нового города. Английский Stevanage (1946), ганский Tema (1957), бразильский Alphaville-Tamboré (1973), голландский Almere (1976) и арабский  King Abdullah Economic City (2006) – детища послевоенного поиска "государства всеобщего благосостояния", вдохновлённые универсальной моделью современной урбанизации с её иерархической структурой и кластеризацией (Garden City Diagram, Ebenezer Howard). Однако, со временем архитектура для миллионов потеряла свою популярность. На смену вездесущности и банальности пришли эксклюзивность и поиск красивой картинки: архитекторы перешли от «строительства домов для бедных к созданию приютов для богатых», что можно проследить на триптихах и сопровождающих текстах-пояснениях. Голландцы задумываются, а стоит ли гнаться за видом с открытки и не лучше ли вернуться к банальному, но полезному.

Chapel of Silence от Финляндии. Простые линии из дерева и минимализм – вот, что нужно в самом центре шумной столицы для медитации и отрешения от всего земного. Могу только представить, как же там должно приятно пахнуть лесом!   

В павилионе США то ли из-за отсутсвия должного финансирования, то ли из-за стыда за всё проделанное внешней политикой страны, оформление можно было охарактеризовать «дёшево, но сердито». И тему выбрали с человеческим лицом. Однако меня поразило то буйство идей (более 120 spontaneous interventions - спонтанных интервенций), может быть не эстетически прекрасных либо демонстрирующих державную мощь, а скорее социально полезных, точечных, иногда очень простых по своей реализации и держащихся больше на энтузиазме, нежели толстом кошельке. Разглядывая плакаты, понимаешь, что this is the place to be, или, хотя бы to learn from. Своего рода реинкарнация американской мечты, но с социальным аспектом.

никакого хай-тека: тянешь за плакат, чтоб ознакомиться с описанием проекта и, по так хорошо знакомому ещё со школы принципу рычага, активируешь гирьки с затронутыми темами

один из проектов призывает жителей к активному участию планировки квартала

Россия впечатлила моих итальянских друзей как размахом проекта Сколково, так и высокотехнологичной презентацией данной идеи. Не берусь обсуждать первое, так как не знаю, как там в России обстоят дела, но хочу похвалить за организацию. У России раскрыть тему «общего дела» не совсем удалось, хотя мне, как посетителю понравился павилион.

Оформление и использование отведенного для России помещения (построенного в 1914 году в национальном стиле на манер Третьяковской галлереи тем самым Щусевым, что воздвиг мавзолей на Красной Площади) было очень грамотным. Разница между черно-белым интерьером и теремочным экстерьером показалась мне сравнением между своеобразным «взглядом в будущее» (больше прекрасное далёко, на мой взгляд) и тем, как многим до сих пор представляется Россия.  

 

футуристический интерьер теремочного павилиона

А еще мне понравилось то, что в стекле небольшого купола (который летом 2006 по воспоминаниям архитектора Бродского был весь в листве и не пропускал света), сверкало и плескалось отражение вод лагуны – еще один контраст, но на этот раз природы с матрицевским хай-теком.

Организаторы iSkolkovo не поскупились на айпады (всем посетителям хватило, в то время как у чехов со словаками, засевших в павилионе Чехословакия и лишь поэтому согласившихся, видимо, стать опять единой страной, планшетов было всего восемь, и то не джобсовских), считывающих баркоды со стен и открывающие ту или иную презентацию.

изучаем...

Жаль, что каталог биеннале не отразил оформления и подачи информации российского павилиона. На странице, отведенной России не было ничего особенного, в то время как после выхода из павилиона голова кружилась от иллюминации и спецэффектов, что японские макеты показались по-детски трогательными и невероятно хрупкими (Золотой Лев, увезённый командой Тойо Ито, говорит о том, что в цене всё же социальные проекты), а Франция – вообще пресной и сырой, как дюжина их любимых устриц. Германия получила мой снисходительный кивок головой лишь за предложение концепции R3 – Reduce, Reuse, Recycle (замечательная идея, но я всё ещё ходила немного рассеянной и мне сложно было сконцентрироваться, а концепция павилиона хорошо описана здесь). И лишь на удивление Канада c темой Migrating Landscapes была интересной, хотя снаружи никогда бы не подумалось: молодым архитекторам было предложено создать архитектурные формы, предназначенные для социо-культурного диалога, исходя из их собсвенного опыта переездов (im/migration) и сопровождающее каждую работу видеообращение. Самым лучшим видео и не потому, что оно было самым коротким, а скорее всего потому, что затронула очень важную для меня тему переездов с одного места на другое, было двухминутное Carry On Belonging.

фрагмент видео Carry On Belonging канадского павилиона

Вот уж и не думала, что выставка по архитектуре может быть столь захватывающей и необычной. Так что, если у Вас есть время, деньги и Шенген и если Вам интересно, приезжайте! А еще сходите в Magazzini del Sale, в который я всё никак не попаду, хоть и обещала самой себе!

 

Комментировать Всего 3 комментария

биеннале - женского рода. придирка к редакции

Интересный репортаж. А вы постоянно живете в Милане?

Спасибо, Мария. Пока да, уже пятый год. Вы, я вижу, в моей "зоне досягаемости".