Все записи
21:59  /  17.11.12

13965просмотров

Злокачественное образование.

+T -
Поделиться:

 

 

В сфере обучения взрослых я тружусь относительно недавно, и в основном в качестве наблюдателя. И мои наблюдения приводят меня к неутешительным выводам: классическая образовательная система не работает. Из школы люди выносят только ненависть к классической литературе, музыке и истории. Само слово "учиться" вызывает крапивницу. Между тем, потребность в непрерывном образовании растет, и не очень понятно, кому нужен огромный пласт бестолковых школьных знаний. Разве что участникам телевикторин и любителям кроссвордов.

Принято считать, что школа - основа и фундамент нашей жизни. Мне же кажется, что за редкими исключениями, это могила, в которой личность ребенка могут закопать живьем, лишив навсегда возможности мыслить, иметь мнение, принимать решения и видеть причинно-следственные связи. Некоторым удается выбраться, большинство остается в ней навсегда. Сверху эта могила покрыта тонкой присыпкой из "знаний, необходимых любому человеку в современном обществе". Считается, что эти знания в детях, как соли тяжелых металов, накапливаются и никуда не исчезают.

Если бы это было правдой, родители бы не стремились воткнуть своих детей в институты сразу после школы. "Подумаешь, пусть годик отдохнет, потом поступит," - "Ты что! Через год он вообще все забудет!" И это правда, забывают. Их родители учились еще в те времена, когда поток информации не был сбивающим с ног. Когда школьная программа вбивалась в голову и сохранялась там немного дольше. Но такова природа мозга. Знания, которые мы не используем, почти полностью исчезают из памяти через несколько лет. И родители это понимают.

Гораздо ближе к правде утверждение, что "хоть что-то, да останется в голове". Стоит ли это "что-нибудь" десяти лет в стенах школы, искривленных позвоночников, севшего зрения, и самое главное - ненависти к учебе? Это все равно, что сыпать на решето муку в течение 10 лет ради того, чтобы "хоть что-то да осталось на стенках".

Я училась в очень слабой школе. Скажу больше. С 5 по 11-й класс я училась в сельской школе, откуда без дополнительной подготовки можно поступить только в ПТУ. Но я готовилась и поступила в вуз. Закончила его и ни дня не работала по специальности. Была клерком, перебирала бумажки и нажимала на кнопки. Так было до того момента, пока я не пришла на работу, которую я полюбила. И за два года выросла на ней так, как не вырастала за всю свою жизнь. Я учусь, читаю литературу, жадно восполняю пробелы и езжу на сертификации и стажировки. Мне безумно жаль тех лет, когда я ненавидела каждый час за партой. Тогда в меня вкладывались знания, которые сейчас бы мне очень пригодились. Я просто не знала, куда их можно будет применить. Ждала звонка, как сейчас я жду возможности чему-то еще научиться.

И сейчас я наблюдаю, с каким усердием люди в 35-40 лет вдруг начинают учиться. Знания в этом возрасте усваиваются гораздо хуже. Память не так хороша. Времени на книжки почти нет, но есть самое главное - осознание того, зачем все-таки нужны все эти знания. И возможность их немедленно применить. Я почему-то уверена, что со временем общество непременно придет к системе, в которой лекции и семинары будут занимать не более 20% времени. Остальное время люди будут работать. И образовательный процесс перестанет занимать 15 непрерывных лет жизни, а будет растянут на всю жизнь. Но это не значит, что ты, как сейчас, не станешь нормально работать, пока не окончишь все ступени классического образования.

Первые же годы в школе должны быть посвящены не информации, а способам ее извлечения. И принципам работы общества, природы, законов. И максимально направлены на сохранение в детях первобытного любопытства к миру. Посмотрите на дошкольников. Дети пяти-шести лет замучают вас вопросами прежде чем вы успеете ответить на десятую их часть. И на первоклашек, грустно выглядывающих из-под парты, по ту сторону которой, казалось бы, дают те самые знания, о которых они всего два года назад мечтали.

Мне очень радостно видеть людей, которые получают второе-третье высшее, чтобы наконец обрести профессию, которую они по-настоящему любили всю жизнь, и которую всю жизнь по каким-то причинам боялись. Они действительно учатся, используя для этого каждую минуту времени. И грустно понимать, что таких людей все-таки меньшинство. Людей, которые вдруг разрешили себе полюбить учиться. 

Комментировать Всего 17 комментариев

А вот я вынес из школы и пронес сквозь жизнь слово "геосинклиналь". Это из физической географии. Слово это сказала нам учительница, ее звали Диана (Павловна) и она гоняла на мотоцикле. Уж не знаю чем так потрясла ее воображение эта геосинклиналь, но сотни ее учеников вышли в большой мир с этим словом в своих рыбьих мозгах.

Возможно, это единственное, что она вынесла из институтского курса, столь же никчемного. Как я потом понял, она эту "геосинклиналь" понимала совершенно превратно. Так что даже при огромном желании научиться (геосинклинали), эта роскошь была нам в школе недоступна в принципе.

странно, что не брахисинклиналь. У него такая забавная форма.

Собственно, в этом и проблема наверное. Не в том, что в Тёмкинской средней школе было предложено детям слишком много информации, которая была ими не востребована. А в том, что никто там толком не знал про геосинклиналь,  и про синекдоху, и про пи-орбитали, путались в ответах, и в общем-то информации там было как раз слишком мало для такой жадной и остервенелой особы как автор этого текста. Да и в МЭСИ похожая история, ну кто там преподает, помилуйте. А сейчас дорвалась до кормушки.

Информации давалось много, особенно в МЭСИ, но для чего ее запоминать, было решительно непонятно. Даже для того, чтобы сдавать экзамены в обоих учебных раведениях, было достаточно просто приходить на экзамены и уметь разговаривать.

Ну и давалась она в таком виде, что проглотить и переварить ее было достаточно сложно. Впрочем, в МЭСИ я знавала людей, у которых получалось там учиться.

Помню, когда, я прочитал книгу Саймона Сингха "Великая теорема Ферма", то понял, что о математике я узнал больше, чем за весь школьный курс.

Рецепт был прост - прежде всех пифагоровых штанов, на нескольких страницах, велось интересное повествование о том, что такое математика, зачем она нужна - идеальная модель мироздания и т.д. и т.п. Вещи элементарные, но в школе, чаще всего, все заканчивается сухими формулировками.

Только в России профессор ВУЗа может прочитать лекцию, состоящую из одних только формул, - сказал как-то один иностранец, присутствовавший на лекции своего российского коллеги.

Человек - функция - принцип советского воспитания. Зачем учить человека задумываться о том, что происходит за пределами его колбы с химической формулой? Стадом проще управлять.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков, Виктория Кузнецова

про лекции - да, увы. У нас преподаватель, которого интересно слушать - это волшебный юникорн, про которого легенды рассказывают в каждом вузе.

Алиса, мои респекты. Три или четыре блога Ваших прочел - пишете хорошо, увлекательно и  профессионально. Вряд ли комментировал. Да и к чему - виден хороший журналистский задел. С профессиональной долей пустоты - как в этом блоге. Профессиональной - потому, что легко читается и практически не вызывает возражений, а значит, и желания комментировать. И потому - что все - не о том, смешно даже пытаться обсуждать такого сорта постановку вопроса без вопросов. Алиса, но последнее предложение лучше не  воспринимать. Я не из людей, ожидающих чуда и хотел - в меру способностей - сделать Вам заслуженный комплимент. Единственная претензия (у меня лично) - фамилия. Я бы сменил или взял псевдоним. Хотя кто знает - фамилия запоминающаяся.

Вот тут тоже комментировали уже :)

Бог его знает. Мне самой моя фамилия мало нравится, только сейчас начала с ней мириться и как-то показывать людям. Пока в псевдониме острой потребности нет, а раз уж пиарюсь тут, пусть моя фамилия людям запоминается. Авось - пригодится когда. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Как раз вчера разговорилась с институтской преподавательницей юриспруденции (из Гентсокго университета). Она очень сокрушалась, что невозможно научить студентов думать... Ну а когда заходит разговор о том, что закон отражает этику, которая, в свою очередь, отражает мораль, они просто входят в ступор. И, кстати, искренне поверить не могут, что в Европе тоже в средние века за воровство кисти рук отрубали - такая мораль в обществе была. (То есть историю в школе тоже не учили...).

А еще она как-то вогнала их в ступор тем, что в перерыв, когда каждый уткнулся в свой гаджет, и в аудитории продолжала царить тишина, она  спросила, а что вы с соседями по парте не пообщаетесь.

сейчас как раз надо учить думать в школах. Понимать принципы. А детей пытаются заставлять зубрить. Естественно им это не надо: они любую информацию при необходимости в интернете найдут.

А в школе еще и отбивают желание высказывать свое мнение. Ждут "правильный ответ", а не размышления.

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

Лена, ролики прекрасные, спасибо!

Когда-нибудь вырасту большая и умная и буду так же вещать со сцены :)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Мой сын учится в 11-м классе. Расскажу свои наблюдения. Российская школа находится сейчас в такой Ж..., что вынести из нее какие-то ценные знания очень нелегко. Проблемы всем известны: в педагоги давно не идут стоящие личности (за редким исключением), а старые кадры понемногу вымирают, программы выхолощены до полного абсурда. Но самое главное: детей не учат учиться! Их учат конкретным знаниям и навыкам, а не методологии самообразования, не анализу полученной информации (получить ее сейчас - несколько секунд).

И еще одна большая проблема: отсутствие индивидуализации образования. Конечно, когда в погоне за экономической эффективностью школ (вдумайтесь, какой бред!) в классы набивают по 25 человек, в две смены, а учитель получает 15-20 т.р., то кто будет присматриваться к особенностям Васи или Маши. Отбарабанил свое - и досвидос! Вот и выходят из школы ребята, не понимающие своих способностей и склонностей, не имеющих профессиональной принадлежности, не представляющих собственной индивидуальной траектории образования и карьеры.

Речь идет не о сельских школах или депрессивных территориях. Это все происходит в самых развитых городах страны. Ребята, это просто геноцид!

Наиболее благополучно обстоит дело у тех счастливых детей, родители которых имеют время, деньги, желание и внимание для развития своих детей. Которые выстраивают целую систему дополнительного образования, направляют ребенка к осознанному выбору наиболее интересных ему наук, ищут лучших репетиторов, самые интересные курсы, самые некондовые школы творчества и/или спорта. В больших городах старшеклассники все более массово не посещают школу, потому что нечего там время зря терять. Экстернат (полный или частичный) и развитие по "своим" предметам - вот оптимальный вариант для определившихся с профессией старшеклассников.

Про безобразные учебники лучше даже не начинать. Я понимаю, что каждому поколению преподавателей охота урвать свое бабло на издении новых учебников, но не за счет качества же! Ну переписали историю и литературу, ладно. Но математика-то уже 200 лет назад создана! Ну физика-то школьного объема точно не меняется! Слава Богу, остались старые книги, и в Интернете много хороших лекций. Продвинутые школьники активно этим пользуются.

Самое главное предназначение: научить учиться, приучить самостоятельно искать ответы на вопросы, привить любовь к саморазвитию, потребность к постоянному росту, - нынешняя российская школа не выполняет совершенно.

Я знаю, есть хорошие школы, есть выдающиеся директора школ и прекрасные педколлективы. Но это такая капля в море... Друзья, завтра мы станем старыми, а сегодняшние школьники будут управлять нашей страной. Вот ужас-то где...

Эту реплику поддерживают: Александр Борисов, Алиса Мясищева

мне почему-то кажется, что все-таки тех немногих, кто научился учиться сам или при помощи родителей, хватит, чтобы управлять страной, строить бизнесы и империи. Так что за нас я не беспокоюсь как-то.

А вот за детей - да. И это правда, что в преподаватели идут кто попало. Очень редко идут потому что детей любят. Обычно это либо инфантильные девочки, боящиеся жизни, поэтому стремящиеся всю жизнь прожить в школе, либо откровенно глупые выпускницы, которых никуда больше не взяли. Уж школьную программу по одному-двум предметам можно кое-как освоить. А кто по-настоящему талантливый и способный пойдет у нас в школу? В вузах еще работают люди из бизнеса и науки, для души и чтобы знаниями поделиться. А школе надо всю жизнь отдавать. И получать 20 т.р. и кнопки на стуле.

Те немногие, которые учились как следует, сейчас массово бегут из России. А те, кто остается, вряд пойдут управлять такой страной, где слово "умный" является ругательным: "Ты что, самый умный что ли?" Где наука завалена окончательно, а защищающие президента рабочие на танках становятся высокими чиновниками. Если таких людей будет мало (а их с каждым поколениием становится меньше), то им не перебороть массово штампуемую современной школой серость.