В сфере обучения взрослых я тружусь относительно недавно, и в основном в качестве наблюдателя. И мои наблюдения приводят меня к неутешительным выводам: классическая образовательная система не работает. Из школы люди выносят только ненависть к классической литературе, музыке и истории. Само слово "учиться" вызывает крапивницу. Между тем, потребность в непрерывном образовании растет, и не очень понятно, кому нужен огромный пласт бестолковых школьных знаний. Разве что участникам телевикторин и любителям кроссвордов.

Принято считать, что школа - основа и фундамент нашей жизни. Мне же кажется, что за редкими исключениями, это могила, в которой личность ребенка могут закопать живьем, лишив навсегда возможности мыслить, иметь мнение, принимать решения и видеть причинно-следственные связи. Некоторым удается выбраться, большинство остается в ней навсегда. Сверху эта могила покрыта тонкой присыпкой из "знаний, необходимых любому человеку в современном обществе". Считается, что эти знания в детях, как соли тяжелых металов, накапливаются и никуда не исчезают.

Если бы это было правдой, родители бы не стремились воткнуть своих детей в институты сразу после школы. "Подумаешь, пусть годик отдохнет, потом поступит," - "Ты что! Через год он вообще все забудет!" И это правда, забывают. Их родители учились еще в те времена, когда поток информации не был сбивающим с ног. Когда школьная программа вбивалась в голову и сохранялась там немного дольше. Но такова природа мозга. Знания, которые мы не используем, почти полностью исчезают из памяти через несколько лет. И родители это понимают.

Гораздо ближе к правде утверждение, что "хоть что-то, да останется в голове". Стоит ли это "что-нибудь" десяти лет в стенах школы, искривленных позвоночников, севшего зрения, и самое главное - ненависти к учебе? Это все равно, что сыпать на решето муку в течение 10 лет ради того, чтобы "хоть что-то да осталось на стенках".

Я училась в очень слабой школе. Скажу больше. С 5 по 11-й класс я училась в сельской школе, откуда без дополнительной подготовки можно поступить только в ПТУ. Но я готовилась и поступила в вуз. Закончила его и ни дня не работала по специальности. Была клерком, перебирала бумажки и нажимала на кнопки. Так было до того момента, пока я не пришла на работу, которую я полюбила. И за два года выросла на ней так, как не вырастала за всю свою жизнь. Я учусь, читаю литературу, жадно восполняю пробелы и езжу на сертификации и стажировки. Мне безумно жаль тех лет, когда я ненавидела каждый час за партой. Тогда в меня вкладывались знания, которые сейчас бы мне очень пригодились. Я просто не знала, куда их можно будет применить. Ждала звонка, как сейчас я жду возможности чему-то еще научиться.

И сейчас я наблюдаю, с каким усердием люди в 35-40 лет вдруг начинают учиться. Знания в этом возрасте усваиваются гораздо хуже. Память не так хороша. Времени на книжки почти нет, но есть самое главное - осознание того, зачем все-таки нужны все эти знания. И возможность их немедленно применить. Я почему-то уверена, что со временем общество непременно придет к системе, в которой лекции и семинары будут занимать не более 20% времени. Остальное время люди будут работать. И образовательный процесс перестанет занимать 15 непрерывных лет жизни, а будет растянут на всю жизнь. Но это не значит, что ты, как сейчас, не станешь нормально работать, пока не окончишь все ступени классического образования.

Первые же годы в школе должны быть посвящены не информации, а способам ее извлечения. И принципам работы общества, природы, законов. И максимально направлены на сохранение в детях первобытного любопытства к миру. Посмотрите на дошкольников. Дети пяти-шести лет замучают вас вопросами прежде чем вы успеете ответить на десятую их часть. И на первоклашек, грустно выглядывающих из-под парты, по ту сторону которой, казалось бы, дают те самые знания, о которых они всего два года назад мечтали.

Мне очень радостно видеть людей, которые получают второе-третье высшее, чтобы наконец обрести профессию, которую они по-настоящему любили всю жизнь, и которую всю жизнь по каким-то причинам боялись. Они действительно учатся, используя для этого каждую минуту времени. И грустно понимать, что таких людей все-таки меньшинство. Людей, которые вдруг разрешили себе полюбить учиться.