Все записи
09:04  /  13.04.19

126просмотров

Гоголь в Москве

+T -
Поделиться:

Мы знаем Гоголя, как одного из главных авторов русской литературы, классика с неоспоримым авторитетом. С другой стороны, Гоголь – часть массовой культуры, герой подростковых хорроров, русский ответ традиции «страшного рассказа» Эдгара По и Мэри Шелли. Кем же он является для нас сегодня? В чём загадка его творческого метода и что станет с открытиями писателя в будущем? 

С 12 апреля Музей Москвы приглашает на выставку «Гоголь в Москве». Мы воссоздали двоякий мир писателя: гротескный и реалистичный, пугающий и светлый, запутанный и ясный, визуализировали авторский язык и попытались понять,  какое место наша столица занимает в творческом мире Гоголя. 

В экспозиции – уникальные экспонаты из фонда нашего музея. Среди них есть настоящие музейные раритеты – первое издание «Мертвых душ», предметы и документы из коллекций Российской  Государственной библиотеки и Музея Анатолия Зверева. 

В Москве Гоголь работал над «Тарасом Бульбой» и первым томом своей бессмертной поэмы в прозе. Здесь познакомился с  выдающимися художниками, музыкантами и поэтами.  

О гоголевском круге общения расскажет мультимедийная инсталляция, в которой зрители увидят автора глазами трёх его товарищей: актера Михаила Щепкина, писателя Сергея Аксакова и историка Михаила Погодина.  

Как куратор выставки, хочу отдельно поблагодарить одного из её партнёров – Российскую Государственную библиотеку, которая предоставила оригинал дневника «Всякая всячина». Писатель записывал в нём все  бытовые детали своей жизни, от денежных расходов до народных рецептов, сведений астрономических, математических, музыкальных, делал потрясающие зарисовки архитектуры, пейзажей, костюмов, психологических портретов,  вписывал наброски текстов. 

Второй раздел экспозиции – влияние образа Гоголя на творчество современных художниковофорт Марка Шагала, произведения Анатолия Зверева, проект-мистификация  «Гоголь.Рим. Из Третьего в Первый» Елены Смородовой и Сергея Сонина. Мультипликатор Аркадий Насонов анимировал старинное изображение профиля автора. Дмитрий Цветков создал портрет Гоголя на основе его посмертной маски, он теперь хранится в коллекции нашего музея. Художник и коллекционер старинных костюмов Александр Петлюра создал мистическую инсталляцию-посвящение Гоголю. 

Параллельная программа выставки –  два мероприятия в Лектории: презентация журнала «Фольклор и антропология города» и дискуссия с участием редакторов замечательного проекта «Полка»  Льва Оборина и Вари Бабицкой. 

Фигура Гоголя уникальна тем, что его интерпретировали с  самых разных позиций. В нём искали мистика, юмориста, сказочника, обличителя, духовидца, консерватора и пророка. Но уже почти два века нам по-прежнему трудно договориться, кем является Гоголь для нас. Оптики прочтения произведений и факты биографии вливаются одно в другое, становясь неразличимыми – и вот Гоголь сам становится героем своих трагических произведений.  

23 апреля редакторы проекта «Полка» Лев Оборин и Варвара Бабицкая предлагают поговорить о трёх важных категориях в гоголевском творчестве: милом, пошлом и страшном, — и проследить их взаимосвязь, ответить на вопросы: 

Как трогательные обычаи старосветских помещиков связывают их с потусторонним миром? Почему нежничанье супругов Маниловых вызывает у Гоголя ироническую усмешку? В одной ли вселенной живут чёрт из «Ночи перед Рождеством» и упыри из «Вия»? Чем страшна немая сцена в «Ревизоре»? Почему провалились «Выбранные места из переписки с друзьями»? 

11 апреля на презентации журнала «Фольклор и антропология города» мы вместе с Марией Галиной и Галиной Юзефович поговорили о «мифах из подворотни» и городских легендах. Узнали, как работает с ними современная литература. Дарья Радченко и Александра Архипова – антропологи и редакторы журнала расскажут, для чего горожане создают воображаемое метро и как слухи и подъездные байки влияют на нашу повседневную жизнь.