Все записи
10:16  /  20.03.21

179просмотров

Медик vs Философ, Раб vs Суверен, Благоразумец vs Безумец

+T -
Поделиться:

"Лишь тот достоин счастья и свободы,Кто каждый день идёт за них на бой" И.В.Гёте "Фауст"

За прошедшие пару недель заметил я, что несколько товарищей, которых я периодически почитывал в лентах соц сетей (а читаю я очень немногих), вдруг переобулись и вместо хотя бы неявной поддержки дискурса Без-умия, примкнули к дискурсу «Благоразумия». И затянули песню о т.н. «социальной ответственности». Остается лишь развести руками и пропеть строку из композиции группы «Quinn»: «another one bites the dust…»

Возможно, товарищи решили, аки старательные китайцы, заработать высокий «социальный индекс», дабы занять теплое место под солнцем… Бывает. Постараюсь призвать всех неравнодушных к судьбам человека и человечества – к самой настоящей социальной ответственности. Но! Сделать это с позиций не сомнительного для меня «Благоразумия», а целительного Безумия.Итак. Название этого эссе - «Медик vs Философ, Раб vs Суверен, Благоразумец vs Безумец». Нынче мир, похоже, крепче крепкого накрыло волной тотальной веры в существование неких «норм и патологий» - оно и понятно, трудно не критически мыслящему человеку устоять перед, казалось бы, объективными инструментами корпораций медицины, юриспруденции и иже с ними, будь то градусник, тонометр, томограф, измеритель сатурации, свод законов и правил и т.п. – всего того, что почти успешно втиснуло сам неуловимый Дух в оковы материалистического верования. Некритическому уму невдомек, что все эти «объективные» инструменты служат мощной идеологии, призванной утвердить незыблемый постулат, будто главнейшей ценностью является различного рода (физическое, психическое, социальное и т.п.) так называемое здоровье и жизнь как таковая. Обывателю сей тезис очень по нраву. И обыватель не дает себе труда заглянуть чуть дальше, дабы увидеть, что для самих корпораций медицины, юриспруденции и иже с ними – основной ценностью таки является так называемая патология, ибо для них это хлеб насущный (с маслом, икоркой и шампанским на яхте).

Далее: невдомек обывателю, что существует (пока еще – хотя и стремительно уменьшается, практически исчезая) категория людей, которых он презрительно называет «маргиналами», отбившимися от мейнстрима «общечеловеческих ценностей 21 века» (кои я уже обозначил выше). Философ, влюблённый, реформатор, подвижник, герой, мистик, бунтарь, бродяга, авантюрист, юродивый – люди, которые, по моему глубокому убеждению, подобно Атлантам еще как-то держат этот мир на своих плечах – да-да, именно они – «из них ослабни кто-то – и небо упадет». Почему? – Потому что это те люди, которые не считают жизнь и здоровье высшими ценностями, причем, не только теоретически, - они готовы поставить и то и другое на кон, когда речь идет о других ценностях: для кого-то это честь и достоинство, для кого-то истина, для кого-то любовь, для кого-то – подвиг… Как это не покажется парадоксальным, даже те, кто готов идти на смертельный риск во имя славы, денег, власти, секса и даже ради бахвальства – тоже из когорты этих Атлантов. В фундаментальной работе Гегеля (актуальной по сей день) «Феноменология Духа», человек, способный к риску, готовый поставить на кон жизнь – это Господин (независимо от сословия и социального статуса) – дабы не нагнетать эмоции, я буду использовать другое его название – Суверен.Тот же, кто боится и страшится за жизнь и здоровье (зачастую манкируя свой страх страхом «за других») у Гегеля справедливо назван Рабом (тоже независимо от социального положения, денег на счету и т.п.).

Нынешнее время парадоксально тем, что случилась гегемония Раба, которую подпитывают корпорации медицины, юриспруденции и иже с ними. Причем – гегемония фашистского типа. Т.н. меры «социальной ответственности», и следующие за ними способы выявления и изолирования инаких (не только в отношении модной ныне болезни – она послужила спусковым крючком для медико-юридической фашистизации общества, ради, якобы безопасности его членов – пропихнуть это на волне нагнетания паники, тревоги и опасений – оказалось проще простого) ведут к поголовному прокрустову ложу для всех, уклониться от которого даже для профессионалов неприкаянности становится уже невероятно сложно. А далее при такой тенденции… Подмена понятий коснулась и пресловутой «социальной ответственности», опять же по причине того, что напуганный обыватель дальше своего носа видеть не хочет. Почему?Все-таки, важно отметить, что неспособность большинства людей рисковать по большому счету – явление нормальное во все времена. Но ранее прослойка Суверенов осознавалась как крайне важное явление для существования всего общества в целом. Так как только Суверен, только предельный риск – способны поддерживать градус в экзистенциальном реакторе Духа. Если этот реактор остановится, то пц настанет всем поголовно!

А дело явно движется именно к этому сценарию, заботами «социально-ответственных граждан». Поэтому – вопрос о том, является ли жизнь и здоровье Раба хоть какой-то ценностью в отсутствие Суверена лишен смысла, а значит – риск нужен всем! Я не раз уже писал об этом и говорил, много об этом пишут и говорят немногочисленные коллеги по маргинальному цеху, однако, в ответ можно услышать довод, который, опять же, на первый взгляд, может показаться убедительным, но, увы, лишь на первый – типа «отойди подальше от добропорядочных граждан и рискуй себе сколько вздумается». Это еще самый трезвый довод – подавляющее большинство набрасывается на Суверена, посмевшего пошатнуть их представление о ценностях жизни и смерти с проклятиями, дабы как-то уравновесить возникший когнитивный диссонанс и просушить штаны. Но, вернемся к доводу «отойди подальше и рискуй». Во-первых: уже крайне сложно рискнуть – зафиксируют, ибо технический прогресс на службе корпораций не дремлет – глазом не успеешь моргнуть. Опять же, при всестороннем содействии и одобрении «социально-ответственных граждан». Во-вторых, сейчас проявить рискованное поведение возможно лишь бросив вызов фашиствующим корпорациям. И, вольно-невольно - втянув в зону риска хотя бы некоторое количество добропорядочных Рабов. Как же так? И благо ли это?

Однозначно благо. Так как только в этом случае исчезающий как вид Суверен может пополняться – Раб не есть категория статическая – Суверены и вырастают из Рабов, они не рождаются сразу таковыми, поэтому Рабу необходимо дать шанс, и вариант такого шанса – переживание гибельного экстазиса, балансирование на краю. Упрежу вопрос – балансировал ли я сам на краю? Да, и не раз. И лишь несколько лет тому назад был стопроцентным Рабом, но именно пройдя через предельные переживания в некоторых контекстах жизни могу ответственно сказать, что нахожусь в процессе перехода от Раба к Суверену. А потому и пишу все это. Потому и призываю к настоящей Социальной Ответственности, к той только, которая, может быть, еще даст людям шанс Жить.И не забывайте, что декларируя высшие ценности «безопасность, здоровье и жизнь», - корпорации кормятся как раз, благодаря их противоположностям. А вы им в этом содействуете…

Добрых мыслей, благих начинаний!