Все записи
00:33  /  2.04.21

430просмотров

О науке и о моем к ней отношении. Часть 2 (из 3)

+T -
Поделиться:
И вот в сентябре 1991-го я поступил на Факультет психологии СПбГУ. Кстати, если смотреть с материальной точки зрения - это были уже сложные годы после «перестройки», в стране царила безработица - если бы я остался на кафедре у Шефа, имевшего сильную коммерческую жилку и нашедшего надежных инвесторов, если бы подключился к решению небольших, но практических задач для малых предприятий и кооперативов, где вращались большие деньги, я бы там, потихонечку работая, катаясь как сыр в масле, постепенно защитил бы года через два кандидатскую диссертацию, потом – еще лет через 5-7 докторскую, и давно был бы заведующим кафедрой или даже выше пошел бы. Зарплата была прекрасная, можно было потихонечку писать «добротную диссертацию» и увлекаться параллельно психологией.

Но за месяц до поступления на Психфак (а это как раз случилось после Путча ГКЧП) - я находился на первой российской школе по йоге и духовному развитию. Там были мощные и интересные фигуры, и я решил окончательно жизнь связать с психологией, йогой и медитацией. Я еще не видел себя в какой-то эзотерической школе, но, по крайней мере, прочитал уже многое из Кастанеды и Гурджиева, кроме психологической литературы, много чего практиковал, переживал разные удивительные состояния. И вдруг в сентябре появляется инициатива мэрии Санкт-Петербурга о создании кафедры социальной психологии (второй - первая была для получения первого высшего образования, а эта - для переподготовки в течение года). А так как я уже прочитал всю классику - Рубинштейна, Ананьева, Выготского и прошел массу треннингов - зарубежных и наших, первых тогда появившихся крутых специалистов, и уже начал даже практиковать, и консультировать кого-то по знакомству... И вдруг - такая возмоность - перейти на факультет психологии, причем бесплатно, так как это оплачено Мэрией.

А со мной в феврале 1992 случилось (именно так можно сказать) создание Магического Театра и тогда это тоже была интуитивная «подгонка» - эклектика, и мой диплом опять прогремел. И там у меня тоже был хороший научный руководитель и поддержка многих замечательных мастеров - в то время преподавателей факультета. Там учились взрослые люди, и мне даже разрешили вести экспериментальную группу с третьего месяца обучения, и вот я пришел к идее Магического Театра, прочитав «Степного волка» Германа Гессе - и меня озарило. Но тогда МТ не имел еще методологической и философской базы, это было сочетание эклектических техник, в обрамлении моего куража. На кураже все и выехало, я сделал на теме МТ описание и экспериментальную проверки метода и написал диплом. Не считаю, что это была серьезная научная работа, но я его блестяще защитил и покинул стены Университета, - ушел в частную практику и поиски заработка.

Но что интересно! Чтобы поступить на Психфак мне надо было принести туда трудовую книжку, а это значит - уволиться из ЛИТМО - по всем законам (тогда еще советским - только-только Ленинград переименовали в Петербург, а законы были прежними и нельзя было сочетать два рабочих места). А это значит - отказаться от зарплаты! Шеф слезно умолял меня остаться, обещая возможности и суля перспективы. И даже к зарплате 240 рублей в месяц добавить премию 700 рублей раз в три-четыре месяца. А в Университете стипендия была 25 рублей! Но я так сильно горел новым увлечением, что очень легко расстался с большой зарплатой и вышел в неопределенность…И нисколько не жалею, что я прошел хотя бы часть пути в научной школе, ведь вскоре научные школы развалились с появлением коммерциализации – я видел, как мой отец, который был ведущим специалистом по радиолокации и космическому приборостроению, тогда остался не у дел – он тогда серьезно заболел. Его работа была связана с обороной страны, которую тогда почти прекратили финансировать, а для него это было крушением труда всей его жизни. Хотя он и остался профессором, его спасло то, что у него появилось увлечение - дача. До середины 90-х он горел своей работой - и вдруг оказался никому не нужен. Заслуженный деятель науки получал гроши, потому что финансирование темы практически остановилось.

В конце февраля 1992-го, участь на Психфаке, я попал в очень серьезную уже эзотерическую школу (не буду далее использовать это слово – сейчас оно полностью обесценено, пусть будет - в методологическую школу). Работа с собой, через себя, с законами функционирования человека. Параллельно с Магическим Театром. И там уже все было очень серьезно, кроме того, что это уже сложно назвать научной деятельностью, увы, академическая наука изучает строго повторяющиеся явления, а мы занимались единичными – уникальными - это уже к мистике, эзотерике (в настоящем смысле этого слова). Это было очень глубокое и длительное (10 лет) погружение в волшебный мир уникальных явлений, через взаимодействие учителя с учениками, создание ситуаций на грани жизни, освоение сложнейшей методологии, выстраивание практики и тд. Параллельно у меня появилась частная практика, я проводил Магические театры, и постигал методологию человекоразмерных систем…

В школе было всего три Мастера и около 20 методистов и стажеров, и много новичков. С Учителем был знаком далеко не каждый, он и сейчас не из тех, чьи имена на слуху - человек, которого мало кто знает, но который очень много чего может. Да и по сей день его имя мало кому известно, но это был настоящий Мастер Традиции, и его Учитель жил в Алма-Ате, - он ездил к нему постоянно много лет, получил Передачу, начал вести группу в Питере в 80-х, а я попал туда тогда, когда были уже достаточно большие группы. Мне эти ребята понравились, потому что они в отличие от «харе кришны и иже с ними» были крепкими ребятами, играли в футбол, парились в бане, вели здоровый образ жизни, правильно питались и тд. Физические нагрузки были в большом почете, я тогда перемещался по городу бегом с рюкзачком, плюс футбол и силовые тренировки, боевые искусства и все это было включено в методологию – для выстраивания определенных энергопотоков и распределения энергетики центров и систем организма, включения определенных состояний и т.п.

В летних лагерях нас гоняли как спецназ, ну и сам Учитель был очень, с одной стороны аскетичным человеком, с другой стороны - горящий взгляд, смотришь в его глаза - и растворяешься в вихре гамм и красок мироздания… Глубочайшие мистические переживания и опыт… Кроме практик, он ставил меня в сложнейшие ситуации, уже после того, как были пройдены азы новичковой группы. Я, кстати, был сразу удостоен разговора с Учителем, а многие новички никогда его не видели и думали, что это школа психической саморегуляции - не знали, что это эзотерическая школа, в которой есть реализованный Мастер. Большинство об этом узнавало через год-два. Я же был сразу представлен Учителю методистами, пришедшими на мой Магический театр – один из первых.И как-то я стал с ним общаться, получать консультации, задания. Он подошел ко мне очень нестандартно, сказал - мол ты действительно крут, поэтому подготовь программу Магического театра, но в обрамлении телесно-ориентированных психотехник, карнавально-музыкальных (прямо как у Германа Гессе в книге) вместе с моими методистами.

Мне эта идея понравилась, ведь идти в новичковую группу я не собирался. Но в процессе подготовки этой программы, когда я увидел то, как они это делают - тут я понял, что вообще ничего не понимаю в том, что такое человек... И когда мы провели 4 таких совместных семинара, я понял, что Учитель сделал, поставив меня в эту ситуацию. И тогда я сам попросился в новичковую группу. Я начал с нуля, с изучения простейших вещей: как сгибаются пальцы, как правильно дышать, всевозможные сочетания дыхания, движения, голоса и тд. С тем же задором и рвением, что и в физике, и в МТ. Особенно меня вдохновляло, как и на кафедре, где я общался непосредственно с Шефом, так и здесь я общался непосредственно с Учителем. Через несколько лет я стал методистом, вел группы и писал тексты. В частности, я был специалистом по точным формулировкам. У меня была задача демистифицировать мистику, в частности, перейти от выхолощенных названий, типа «чакры», «тонкие тела» к понятию Объемно-Пространственной Модели, гораздо более трезвой, потому что это не некие тонкие тела, летающие вокруг физического, а определенные пространства организма, описывающие более сложные многосвязные процессы. Также как и чакры - это не место в физическом теле, это некая совокупность качеств, отражающихся во всех сферах человеческой жизни, которые активизируются или, наоборот, тормозятся. Принцип Доминанты как основной принцип методологии… Вообще - все девять методологических принципов пересекаются друг с другом и дают 81 комбинацию (в свою очередь, при расширении еще на 9 – уже 729 вариаций и т.п. – сколько хватит внимания), каждая из которых является инструментом построения какой-то технологии или практики под здесь-и-сейчас стоящие задачи.

Если в большинстве тренингов берут одну технику и переносят из треннинга в треннинг, что-то меняя - и это называют творчеством!, то там можно было что угодно создать из элементарных «кирпичиков» - звуков, движений пальцев, взгляда, направления света, ориентацию на определенное направление, дыхания, концентрации и деконцентрации внимания, сочетание практик, ввода практик в повседневную жизнь, ввода медитаций в осознование сперва простейших действий: ходьбу, еду, затем в более сложные и дажее, вплоть до непрерывного осознавания себя в моменте. Достижение максимальной полноты присутствия, стремление к этому в каждой практике, в каждый момент жизни.Практически везде в психологической и около-эзотерической литературе описывается ступенчатый путь, а путь Сферы - это попытка через каждое действие дотянуться до Сферы, до Запредельного. Жить в неустойчивом равновесии. Это высочайший накал.

Я писал тексты, выпустил свою первую книгу – «Осознание. Мастерство.Психотерапия» в 1996 году, писал тексты для сборников по отдельным практикам, а в 1998 году Учитель меня сподвиг на написание знаковой книги «Хроники российской саньясы» - я отправился на поиски людей, которые были к тому времени мало кому известны или забыты, но это были люди-легенды, им в основном было от 45 до 65 лет. Сейчас им уже где-то за 70, а кого-то уже и нет. Сам процесс написания этой книги был еще одним витком моего становления, затем было посвящение в Мастера школы и тд. Сейчас я шучу, когда меня называют «Мастер», что Мастером я был 20 лет назад. Я тогда все еще был тщеславным, жаждал стать просветленным, стать Мастером Традиции, получить Передачу. Но постепенно, знакомясь с другими людьми, этот путь – стремление к некому «просветлению» - перестал быть для меня путем сердца, произошло отдаление, захотелось вернуться к Магическому театру, который я почти забросил. Возникли конфликты с другими мастерами, это неизбежно, и в конце 2000-го года, после 9 лет очень плотного и насыщенного периода учебы, я вновь ушел в самостоятельное плавание, и мне снова пришлось возвращаться в мир психологии, и на волне этого ухода я опять же, решил, что буду вновь продвигать науку. 

Я стал работать над тем, чтобы в Магичестий театр привносить, с одной стороны, методологию, которую я узнал, и которой овладел в школе, а, с другой стороны, создавать технологический и философский фундамент МТ. Я пустился в изучение философии, потратил на это более 10 лет, создав философскую базу, начиная от неоплатонизма и герметической философии до диалектики Гегеля, Ницшеанской философии, Хайдеггера, Лакана и философии постмодернизма, естественно в сочетании с Юнгианской индивидуационной практикой и архетипической психологией Джеймса Хилмана. Состыковать все это, казалось бы, невозможно, то есть, опять возникла угроза некой «подгонки под правильную формулу» - эклектика… Как можно сочетать шизоанализ Делёза и психоанализ Лакана, глубинную психологию Юнга, герметизм, Арканы Таро, да еще и архетипическую психологию Дж.Хилмана вместе с методами актерской системы Михаила Чехова, Ежи Гротовского и Антонена Арто пришить?

Но оказалось, что если брать Методологию школы, и в различных сочетаниях комбинировать принципы Доминанты, Стратегий, Диагностики, Многофакторности, Индивидуально-Группового Взаимодействия, Трансформации, Объемно-Пространственной Модели, Объективизации, Центра-Периферии - то их сочетание – это уже не эклектика, это какая-то «другая наука».Было написано несколько сотен статей, из них всего несколько вошло в научные журналы, остальные в формат академической науки не вписывались и вошли в 22 опубликованных книги и размещены на разных сайтах. Я тоже стал легендарным человеком, но научный дух, разгоревшийся на этапе занятия квантовой механикой и лазерной физикой с учеными старого поколения - он никуда не ушел. Моей большой мечтой было перейти от работы над психотерапевтическими задачами – человеку, воплощающему в жизнь Гермеса, однообразие надоедает - раз за разом вскрывать чьи-то детско-родительские отношения, неврозы становится скучно, хотя и получается это быстро и эффективно. Но нужно двигаться к более масштабным задачам, что неоднократно и случалось, но полностью перейти на этот уровень пока еще не удалось.

В 2009 году я пришел на ту же кафедру, где я работал в начале 90х, но многих, в том числе и Альтшулера там давно уже не было – вместе с ближайшими учениками он переехал в Америку. Но я заинтересовал Магическим Театром одного знакомого - он учился на курс младше, а в ту пору как раз работал над защитой докторской диссертации, и у него что-то не клеилось. А у меня уже было видение, что научные задачи - это как в алхимии - индивидуационные задачи, и можно с ними работать методом Магического театра и архетипических технологий, что собственно мы и сделали. С этим человеком мы проработали 3 месяца в режиме 3 раза в неделю - он был на нашу команду очень зол, потому что мы всего его вывернули наизнанку. Но нужный прибор был создан и формула получена. Затем мы работали на кафедре теплофизики и решали еще несколько задач.Но у МТ была репутация все-таки чего-то такого мистического, не научного. Повторюсь, я все время стремился демистифицировать мистику. Хотя в ранних работах с 2000 по 2008 год я допускал очень много эклектики, сочетаний разных несочетаемых, на первый взгляд, языков – когда я перечитываю сейчас работы тех лет - понимаю, что любой нормальный человек от науки скажет, что это лженаучная ересь.

Дальше был у меня в жизни такой авантюристический ход: я много раз заходил на кафедру социальной психологии СПбГУ, с намерением заняться диссертацией. Мне предлагали скучнейшие темы, я понимал, что надо убить 2 года жизни на совершенно никому не нужные темы, прописные вещи, умещая их в строгие форматы и дополняя списками не интересной мне литературы. Многие на это шли. Я откладывал. Наиболее интересное предложение пришло от профессора Козлова из Ярославля, который помог защититься многим “пограничникам”, тем кто занимался холотропным дыханием, трансперсональной психологией, контактной импровизацией и тд. Мне Козлов предложил исследовать что-то, связанное с Мифодрамой. Это хорошая штука, она описана даже в научной литературе. И хотя К.Г.Юнг не признается академической наукой, но можно в определенном ракурсе рассматривать его с точки зрения культурологического исследования и это как-то подшить к диссертации. Но, опять-таки, 2 года жизни, учитывая, что все это надо сверстать, оформить и т.п.

Если сейчас предложить мне написать нечто подобное, я просто так не возьмусь, потому что это время, но, при необходимости - я напишу полностью соответствующую всем критерием статью или книгу даже, если будет нужно. То есть - я легко могу внедриться в научную среду и ей соответствовать. Я не являюсь «лжеученым», я – еретик! Моя деятельность совершенно в академическую науку не умещается, я и не мыслю этими категориями. Считаю науку одной из версий описания мира, причем, служащей, как и любая религия, господствующему классу и его задачам, в том числе – эксплуатации человека и отчуждению его уже не только от результатов своего труда, но на сегодняшний день – научный «прогресс» - отчуждает человека уже от самого себя. И весь научно-технический прогресс — это весьма неоднозначная штука, нем более то, что делается сейчас в науке.И я серьезно подмочил свою репутацию, во-первых, тем, что писал достаточно провокативного содержания тексты. Например, известная, к сожалению, книга «Боги и эпохи» — это была возможность напечататься мне и моим друзьям-соратникам тиражом 15000 экземпляров, что в 2007 году было уже сложно с теми текстами, что мы писали.

Нас не хотели печатать ни в одном издательстве. Для издательств, специализирующихся по так называемой «эзотерике» наши тексты были чрезчур сложными, а для издательств, выпускающих научные труды – не подходили по их критериям. Но неожиданно нам предложили издаться в серии «ченнелинг» - мы, скрепя сердце, пошли на это. При этом, мы стали известны в определенном кругу, но абсолютно подмочили свою репутацию с точки зрения научности. Мы разместили там «беседы» с Гермесом Трисмегистом, Архангелом Михаилом, с рядом других архетипических образов – по заказу издательства. Это были архетипические технологии - то, что очень мощно развивалось дальше. Но многие плюются: «а, это тот Лебедько, который «Боги и эпохи» написал — это же даже не эзотерика, это ниже, настолько лженаука, что дальше уже некуда».

Следующий этап – 2009 год - мне предложили защитить диссертацию по совокупности работ. У меня к тому времени было опубликованы две серьезных книги: «Архетипическое исследование сновидений» и «Магический театр. Введение в метод». В достаточно серьезном психологическом издательстве «Бахрах-Н». И вот мне предложили на основе этих книг защитить диссертацию. Это был некий университет МУФО (Международный Университет Фундаментального Обучения»), и вот в 2010 году там возникла кафедра «Архетипических исследований». И 4 года эта кафедра работала – это было как НИИЧАВО у Стругацких. Большой коллектив моих учеников, исследования, статьи, на грани науки и безумия, сочетание несочетаемого, живое волшебство…Но, ректор МУФО достаточно быстро «прославился», и сейчас репутация у него такая, что лучше бы этого университета и не было)).

Хотя тогда - в 2009-м он собрал очень интересных людей вокруг себя. Это были старики за 70-80 лет, которые имели по 2-3 ВАКовских степени, например, доктор экономических наук и доктор физико-математических наук. Такие маститые люди, которых не устраивали рамки академической науки, им душно было, они хотели исследовать паранормальные явления, которые наука отвергала. Они входили в Ученый Совет когда я защищал диссертацию по совокупности работ. В то время мне это было очень важно, чтобы хотя бы на несколько создать лет чудесную кафедру. Я понимал, что эта авантюра долго не протянет.

И несколько волшебных лет того стоили У меня степень Ph.D - доктор философии в области психологии. Этого было достаточно, но ректор настоял, чтобы я еще защитился по нелепой степени «гранд доктора», чтобы не закрывать кафедру. Я на это пошел. И не жалею. Это были волшебные годы. Множество лабораторий по исследованиям социальных явлений, экономических, по развитию архетипических технологий, люди работали, писали статьи, проводили эксперименты, - более 50 человек. Одновременно начался выпуск специалистов. По сути, научная школа. Но - разоблачение махинаций ректора в газете «Фонтанка» - уже клеймо. Я к тому времени уже был в Википедии, Магический театр там был, но в 2013-м мы оттуда вылетели. Кафедра уже звучала нарицательно, по соц-сетям «доброжелатели» стали распространять анонимки о том, что Лебедько - мошенник. Так засчет репутации все-таки удались 4 года колоссального прорыва, когда большой коллектив слаженно работал под эгидой свободной кафедры, первой такой в мире. Конечно, вся эта кафедра была не научной в строгом смысле слова, маргинальной, но – так ли все это???

Среди разработок: применение архетипических технологий к решению задач на пересечении различных наук, к искусствоведению, литературоведению, педагогике, экономическим задачам, вопросам регионоведения и администрирования. К уникальным явлениям и событиям. Со всей ответственностью могу заявить, что это тоже наука, но новый тип науки, в котором исследуются не типичные и повторяющиеся, а уникальные явления. Ведь то, что сводится к повторению и типизации – выхолащивает саму Жизнь, поэтому и т.н. «научный прогресс» ведет ко все большей механизации и виртуализации человеческого…

Продолжение следует.

Комментировать Всего 3 комментария

С чего бы это Карл Юнг не признается академической наукой?

Эту реплику поддерживают: Владислав Лебедько

У Юнга репутация мистика. На западе наука его вполне воспринимает. А в России - далеко не все, и не всё. М.б. сейчас уже что-то поменялось, но в 2008 я пытался в СПбГУ взять тему, хоть как-то связанную с Юнгом и Ко для диссертации - увы, предлагали все что угодно, кроме этого. 

А, так это советская академическая наука...

Там кого только не...

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко