Все записи
08:23  /  28.05.18

58просмотров

Секрет Бонда

+T -
Поделиться:

В этот день 110 лет назад родился Ян Флеминг. Писатель, которого знает весь мир. Только в Советском Союзе Бонда не было. Специально для соцлагеря болгарским писателем Андреем Гуляшки был изготовлен суррогат по имени Аввакум Захов, один из романов о нем назывался «Аввакум Захов против 07». Только на излете советской власти на книжных развалах появилась книжонка в тонкой обложке под названием «Казино Руаяль». На обложке были изображены красавец в смокинге с пистолетом, полуголая красотка и автомобиль невиданной нами доселе красоты. Но одновременно в видеосалонах стали крутить фильмы про Бонда, так что вряд ли у романа нашлось много читателей. «Кино лучше, чем книга», - говорили те, кто удосужился ее прочитать, простые люди, конечно - интеллектуалы Флемингом брезговали.

Вчера дошла до меня очередь, и я прочел первый роман о человеке, которого звали Бонд. Джеймс Бонд. Тираж этого романа разошелся в 1953 году за две недели, издательству пришлось выпустить три тиража, чтобы справиться со спросом. И это было только начало. Со временем тиражи бондианы превысили выпуск книг самых знаменитых авторов детективов.

А ведь Ян Флеминг взялся за роман ни с того ни с сего и написал его всего за месяц. «Отбивая на машинке по две тысячи слов в течение трех часов каждое утро, я создал «Казино Рояль» за рекордный срок. Но пока я не закончил книгу, я ничего не правил в ней и не переписывал. Если бы я оглянулся и посмотрел на то, что сделал днем ранее, я точно впал бы в отчаяние». От себя добавлю - было от чего впасть в отчаяние.

«Завязывая узкий черный галстук, он на секунду застыл перед зеркалом. Спокойный и чуть ироничный взгляд серо-голубых глаз, короткая непослушная прядь черных волос, запятой закручивающаяся над правой бровью». Это – Бонд. А это – «девушка Бонда», впоследствии оказавшаяся двойным агентом. «При каждом движении волосы рассыпались у нее по лицу, но она не обращала на это никакого внимания. …Средней длины серое шелковое платье с широким черным ремнем было скроено так, чтобы подчеркнуть восхитительную форму груди». А это то, что было между ними. «Полоска лунного света проникала сквозь неплотно прикрытые ставни и тянулась к посеребренному луной неясному силуэту тела посередине широкой кровати… Их любви не суждено было вновь стать такой, какой она была. Последующие дни были наполнены фальшью и недосказанностью с примесью слез и вспышками животной страсти».

В чем тут секрет? Расскажу о своем разговоре с Александрой Марининой сорокалетней давности. Тогда моя собеседница еще не была Марининой, романов не писала, но была усердной читательницей детективов, я-то их не жаловал. Обычный читатель детективов, сказала  она мне, мало где был и мало что видел, и лишь вместе с их героями может побывать там, где не будет никогда, и это привлекает его не меньше острого сюжета. Если это так, то приключения Бонда в полной мере соответствуют читательскому вкусу. Следуя за ним, мы оказываемся в самых живописных уголках планеты, видим то же, что открывается богатым и знаменитым. Именно там он привык убивать своих врагов. В прочитанной мною книге все происходит на Лазурном берегу, а смертельная схватка идет с агентами СМЕРШ (к моменту описываемых событий уже давно не существовавшей).

Между прочим, первый роман о Бонде понравился Сомерсету Моэму, Флеминг подарил ему экземпляр книги. Моэм в письме автору отметил способность Флеминга «доводить напряжение действия до максимально возможного предела», правда, разрешения использовать отзыв для рекламных целей не дал.

Вообще в книге Бонд не очень похож на своего кино-двойника. Во-первых, на ее страницах он оказывается «мальчиком для битья», в прямом смысле, его там то бьют, то пытают. А, во-вторых, там описана, да еще с сантиментами, всего одна его любовная победа. Кто-то подсчитал, что во всех книгах о Джеймсе Бонде упоминается только о четырех женщинах, с которыми спит британский агент, тогда как первые двадцать фильмов рассказывают о 58 завоеваниях Бонда.

И вот еще что я нагуглил после того, как закрыл последнюю страницу главного шпионского романа прошлого века. Всем известно, что Флеминг служил в разведке. Но, как оказалось,  в молодости он был журналистом, и в 1933 году его послали в командировку в Москву в качестве корреспондента агентства Reuters. Флеминг должен был освещать ход судебного процесса над шестью английскими инженерами, сотрудниками «Метро-Викерс». Их приговорили к разным срокам, но после того, как британское правительство под давлением консерваторов наложило эмбарго на все товары, импортируемые из Советской России, посадили на пароход и отправили домой, в Англию.

По словам его биографа Эндрю Лайсетта, Флеминг сразу понял, что присутствующим показывают срежиссированный суд над «иностранными вредителями». Пишут, будто бы ему удалось обойти конкурентов-репортеров с помощью такого трюка: он выбрасывал текст своего репортажа в окно Дома Союзов, где проходил процесс; под окном ждал нанятый мальчишка, который тут же бежал со свертком к телеграфистам. Не знаю уж, могли ли быть в особо охраняемом объекте открытые окна, может, он и присочинил.

Из Москвы, где он жил в «Национале», Флеминг вернулся больной, жалуясь на количество съеденной икры. Еще он пытался добиться интервью со Сталиным, но ему этого так и не удалось. И знаете что, мне почему-то кажется, великому вождю не удалось бы охмурить Флеминга, хотя он одной левой сделал Фейхтвангера.

Авторы детективов смотрят на жизнь проще и более трезво, нежели большие писатели, может, оттого у них и читателей больше.