Притча о сеятеле у Луки кажется излишне подробной - целых четыре класса верующих. На самом деле, даже пять - и вспоминается "big five", деление психологических характеристик на пять классов (воля, ум, сердце, аналитические способности и творческие). 

Пятый герой притчи - точнее, первый - это сеятель. Дух Святой действует в мире прежде всего через людей. Хорошо рассуждать о грехах Церкви, плохо не понимать, что если все будут веровать "в глубине души", то на этом история и закончится. Как если бы все стали монахами и монахинями, то благочестивое общество вымерло бы в одном поколении. Верует тот, кто делится верой - делится не в социальных сетях, а в жизни. Социальные сети не отменяют, а увеличивают роль реальности. Они возможны только там, где земледелие достигло такой высокой степени развития, что большинство людей - горожане. 

Церковность и есть земледелие - ежедневное возделывание земли Неба в себе и выставление плодов этой земли на рынке человеческих контактов. Церковь справедливо не любят за скверное качество её картошки, но переходить на чипсы - не выход. Чипсы, между прочим, и есть всего лишь остроумно приготовленная, но всё же гнилая картошка.

Поэтика Библии избегала именовать Бога по имени. Поэтому в заповедях блаженства говорится безлично "утешатся" - что утешатся Богом, это подразумевается. Напротив, Библия именует зло сатаной даже там, где "сатана" лишь символ человека. Так что когда говорится о том, что сатана уносит зерна, упавшие рядом с дорогой - не о сатане это говорится, а о нас, грешных. Интеллектуальные способности реализуются именно там, где проходит граница с другими людьми. Мир - дорога около нашего дома. Не надо навсегда убегать в пустыню (там вообще ничего не растёт), а надо поставить заборчик - невысокий, символический, но всё же фильтр, чтобы через наш ум не протоптали тысячу тропинок в разных направлениях. Это - горизонтальное измерение Неба.

"Корень" - измерение вертикальное, как и "терние". Только корень - вертикаль вниз, а сорняк - вертикаль вверх. Растению нужна вода снизу, свет и тепло солнца сверху. Человеку нужны испытания и скудостью, и изобилием. Корень - это способность во время испытания бедностью, одиночеством, болезнью уходить внутрь себя, не рассчитывая даже на Бога, тем более, на людей, и благодаря этому сохранять надежду на Бога и любовь к людям. Крона - это способность во время испытания богатством, изобилием друзей, физическим и душевным здоровьем сохранять любовь к Богу и надежду на людей - таких отставших от меня, таких глуповатых, а всё же людей.

Последняя ипостась человека - творческие способности. На первый взгляд, самое возвышенное, полётное, эфемерное. На самом деле главное в творчестве - терпение. Перефразируя горькую шутку о России, "в творчестве надо жить долго". Речь не о протяжённости, а об однородности. Гений и злодейство несовместимы. Да что там - гений и грех несовместимы. Поэтому грешники так любят устраивать культ гениев. А на самом-то деле каждый - гений и каждый - грешник. Вопрос лишь в том, чтобы терпеть гениальность и не терпеть греховности. Греховность, конечно, приятственнее, но грех - точка, и точки греха не складываются в линию, даже если грехи идут один за другим впритык, а гениальность - линия, состоящая не их точек, а из цельного духа. 

"Плод в терпении" - вот то в притче, что чуть ниже Иисус называет "словом Божиим" (ст. 21). Терпение - и наше "что", и наше "как". Нетерпеливый человек - тот, который затыкает себе уши, думая, что он уже всё слышал (ст. 18). Терпеливый человек - тот, который, хоть и не растворяется в толпе, но гостеприимно ставит свечу на подоконник в своей комнате и беседует с приходящими (ст. 16). Жизнь - не спешит, жизнь - жительствует. Спешит смерть, потому что у нее всегда нехватка времени, а Бог - это вечность, у которой времени в избытке.

Перепост