Все записи
14:31  /  13.03.17

75877просмотров

Сарафаны и легкие платья из ситца

+T -
Поделиться:

...а также купальные костюмы и нижнее белье. 

В Москве весна, что традиционно сулит лето. По этому случаю, для укрепления надежд, покажу московское лето, канувшее в Лету: лето шестьдесят четвертого года, старательно зафиксированное приезжим американцем, профессором Хаммондом. Снимки раскопал мой приятель Стас Серапинас, проживающий в архивах. 

Первая и вторая серии, демонстрировавшиеся ранее, дадут более полное представление о широте американского охвата. Хаммонд снимал очень много.

Сегодня начнем с купального сезона.

У Стаса отдыхающих больше, если кому-то показалось маловато. Я же перейду к одетым москвичам и гостям столицы. Метод Хаммонда был прост и гениален: он делал много-много снимков с одной точки, снимая всех, идущих мимо или навстречу. Иногда это похоже на кадры из кинофильма. Интересно, что ему, кажется, никто не препятствовал (все-таки иностранец, бесцеремонно фотографирующий советских граждан, подозрителен), но год был шестьдесят четвертый, а не, скажем, пятьдесят третий.

И снова у Стаса фотографий больше; Хаммонд снял даже похороны, вот какой этнограф.

Бонус: эпизоды культурной жизни американца

Давид Ойстрах:

Рихтер:

Соловьёв-Седой:

Андрей Миронов в «Клопе» Театра сатиры:

И напоследок — из области советского балета и советского буфета:

Комментировать Всего 48 комментариев

Спасибо, Наталья. Миронов просто потрясает...

Наташа, а вы сами что-нибудь вспоминаете из того, что показали? На меня даже запахи нахлынули: потные небритые подмышки - и амбре, перебивающее свежий ветерок на пляже

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Евгений Горелик

Из того, что показала - нет, конечно, я родилась существенно позже шестьдесят четвёртого года. К тому же на снимках Москва; я родилась не в Москве, а в башкирской провинции.

Но мне тоже есть что вспомнить) Когда я была мелкая, мы ходили "на озеро" (это были восьмидесятые годы), и там меня пугали не только небритые подмышки (и мужские, и женские). Дамы наши не брили нигде ничего, у многих были ужасно волосатые ноги, и у всех кудри выбивались из трусов. И даже без учёта волосатости -очень неприглядные тела.

О том, как буйно люди отдыхали, я уж молчу)

У меня такое чувство, что все это можно вспомнить, даже не имея этих впечатлений в памяти - просто достать из подсознания. И, конечно, кудри! Что вы вьетесь, мне уж вами не играть и т.д.

Так-то оно так, но я бы предпочла не иметь этих впечатлений в памяти)

А вот на балтийских пляжах такого не было даже в советские времена.

Не повезло балтийским пляжам))

Ой, а бутерброды-то - и с семушкой, и с икорочкой, да с колбаской варёной, да с колбаской сыро-копчёной! А конфетки всякие разные! Пирожные - трубочки! И что это там в бутылках виднеется - коньячок?! Как же все-таки хочется туда вернуться - хотя бы на часок(( 

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман

Коньячок, по-моему, и сейчас не проблема, как и колбаска, и конфетки)

Не надо никуда возвращаться, сейчас и сёмги выбор больше, и коньяк лучше. Вот только вкусовые рецепторы у нас, к сожалению. уже не так чувствительны.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Александр Хаминский

сентиментальной я становлюсь - вот в чем дело((

через 60 лет мы так же будем нелепы...

у женщин неудобная обувь. Почти у каждой.Никто не улыбается. Он специально просил сделать хмурые лица? А эти трусы...они кажется с заплаткой... Интересно, чем мы будем вызывать недоумение потомков.

Обувь в основном нормальная, низкий устойчивый каблук. Хорошо разношенная (т.к. обуви у женщин было мало) и потому удобная. Нынешним дамам, следящим за модой, ходить больнее, поскольку гуру стиля утверждают, что всякая уважающая себя девушка должна приноровиться и к высоким каблукам, и к любой новой тенденции.

"Он специально просил сделать хмурые лица?" - конечно. Советские люди, как известно, постоянно улыбались незнакомым людям, демонстрируя шикарные белые зубы. Так этот американец с фотоаппаратом как встанет у подземного перехода, так весь день, бывало, выкрикивает: "Товарисчи, стелайте хмурие литца, пошалуста! Пичаль, пичаль, болшая пичаль!"

Вы и сейчас вызываете у меня недоумение. Можете считать меня потомком.

А вообще, думаю, любое ретро выглядит и смешным, и милым, и нелепым; пропорции зависят от того, насколько ярким был стиль ушедшего времени.

Эту реплику поддерживают: Александр Хаминский

так вы и есть - следующее поколение.Но я видела ноги своей матери, бегающей в таких туфельках на завод в 7 утра. Поверьте- жуткое зрелище. Сейчас в спортивной обуви все- включая меня.на улице- во всяком случае.

Да, в метро сейчас тоже все хумрые- но нет - не хмурые - просто смотрят в гаджеты.

а почему недоумеваете?

В жуткое зрелище верю, конечно. Но те туфельки, надо думать, не предназначались для того, чтобы в них каждое утро бегать на завод.

Тяжёлый труд красоты в принципе не добавляет. Ни рукам, ни ногам. Даже если ходить в тапочках.

"Сейчас в спортивной обуви все" - у меня нет никакой спортивной обуви.

Почему недоумеваю - да вот как-то... по всему.

а вы на женщин посмотрите...Разве похоже,что они идут на праздник? "Тётки", - как бы сейчас их обозвали...Видимо не было выбора.

А вот про это фото что вы скажете? Смешное- милое?Стиль этого времени явно очень ярок- эпоха большого стиля...37год...

Бог их знает, куда они идут. Вот эта красотка, возможно, идёт на праздник, хотя вида не показывает:

Эти две тоже явно не на завод:

Похоже, что многие прогулялись по Красной площади, некоторые посетили ГУМ, судя по свёрткам, или ЦУМ. Что касается "тёток", грузных женщин средних лет, так их и сейчас в России полно.

Про вашу фотографию скажу, что "большой стиль" тут не очень-то представлен, т.к. никто не разоделся. Милое - одинаковые стрижки и косые проборы девочек (нет, пардон, боковые). И милая матроска с отложным воротником.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Это Ваша мама ? Та, чьи воспоминания Вы публикуете? Расскажите про людей на снимке - тогда они  с нами заговорят

в центре - моя бабушка- пелагея- на ручках федюшенька- он умер сразу после фотографирования - от голода.Сама фотография сделана для калинина- бабушка хлопотала об освобождениии деда. Деда, правда, отпустили -и бабушка- ей было 40 лет - умерла. Немцев в Истре они встречали уже без матери- с дедом- с вернувшимся дедом. Дом их сгорел при обстреле - они прятались в землянке. (деревня Манихино). И при наступлении наших- пошли прям под обстрелом в москву.(Тушино- тогда москвой не было.)В тушино они остались.Моя мать - страшая - в матроске-перед войной она уже писала диплом в инститтуе,который был эвакуирован- а она осталась.И она в Тушино пошла сразу работать инженером на военный завод.Потом уже после войны защищала диплом.Три сестры- варя(слева), дуня(справа) и женя-побритая наголо стоит внизу)- пошли работать в госпиталь. Женя закончила строительный.Три мальчика слева- одеты в пальто- потому что у них штанов не было. Один сидел- тот что сверху- валентин- спился.коля- работал на том же заводе- гонял на мотоцикле и катал меня в детстве на запорожце с розовой байковой обивкой внутри.про володю, кот слева от бабушки и держится за сами знаете что, - ничего не знаю- он уехал в орел.

Спасибо за рассказ, дорогая! Вот это и есть"большой стиль" - во всех смыслах большой. "милые стрижки", которые заметила наш специалист по стилям - это, как я понимаю, чтобы легче было избежать вшей и не погибнуть от тифа. Не улыбаются они не от "русского" характера , а от голода. Ещё я заметила, что у Вашей бабушки очень крупные руки - это от постоянного мужского труда - как это Белюшина не заметила отсутствия маникюра?)) Бедная женщина умерла не пожив - изматывающий труд, восемь детей, голод, страх. Вечная ей память! Ей, и миллионам таких же, как она, русских женщин, которые не улыбались. 

"милые стрижки", которые заметила наш специалист по стилям

Ожидаемый наезд. Вы так очаровательно спекулируете.

Меня спрашивали о стиле, - мол, смешное тут или милое ретро, - а не о том, что я думаю о трагических судьбах изображённых людей (да и биографии к фото не прилагались, если вы заметили).

В одном советском фильме девушка показывает матери фото молодого человека; мать говорит - "ах, видный мужчина!", а дочь: "между прочим, он первостатейный подлец"; матери совестно; дочь показывает фото другого, мать совсем теряется и боится что-то сказать.

Я никогда не высказываюсь о чьих-то родственниках, чтобы потом не услышать что-нибудь вроде "конопатый, говоришь? а его фашисты расстреляли".

"Чтобы избежать вшей", стриглись наголо. А такие причёски действительно были распространены, годов так с двадцатых. Я их помню и по фотографиям из фотоальбомов моей семьи, и по кино. В суровое время за короткими волосами проще было ухаживать, чем за косами, но это была и мода; не всё во внешнем облике диктовалось голодом, холодом и вшами.

Только что заметила: сначала вы "лайкнули" мой комментарий, а уж после рассказа Маргариты раскритиковали. То есть сначала "специалист по стилям" ваши чувства замечанием о причёсках не задел, и ни тиф вам на ум не пришёл, ни "миллионы русских женщин". И это при том, что, как вы утверждаете ниже, "большинству читателей, как и мне, была и без дополнительных биографических сведений понятна судьба этих людей". 

Меня спрашивали о стиле, - мол, смешное тут или милое ретро,

Маргарита "спрашивала" с явным ироническим подтекстом. Я попросила Ее добавить рассказ специально для Вас, Наташа. Мне показалось, что Вы не почувствовали этой иронии.

Думаю большинству читателей, как и мне, была и без дополнительных биографических сведений понятна судьба этих людей.

Я проигнорировала "подтекст", да, потому что ирония показалась мне нелепой, и просто ответила на вопрос. Вообще мне непонятны выходы Маргариты за пределы логики. В посте речь о шестидесятых. В связи с шестидесятыми показывать фото тридцать седьмого года и иронически спрашивать "а что про это фото скажете? смешное-милое?" - как-то странновато. То, что в тридцать седьмом многим было плохо, ежу понятно. 

Да и никогда не было всем хорошо. Я же не стала в ответ на ваш комментарий, цитирую, "Ой, а бутерброды-то - и с семушкой, и с икорочкой, да с колбаской варёной, да с колбаской сыро-копчёной! А конфетки всякие разные! Пирожные - трубочки! И что это там в бутылках виднеется - коньячок?!" впадать в пафос и рассказывать о том, что пока кто-то кушал в буфетах коньячки и конфетки всякие разные, моя крестьянская родня впахивала в колхозах и о существовании икорочки только догадывалась.

Если уж говорить про логику, Наташа, то -коли мне не изменяет память - продуктовый набор на фотографии был вполне стандартным для театральных буфетов. Моссовета, Большого, Малого и пр. В 60-70-х никто не запрещал "крестьянской родне" приехать на каникулы в Ленинград и походить по театрам-музеям. Было бы желание. В этом смысле классовый Ваш выпад не по делу))

В процессе дискуссии участников часто заносит не совсем туда, мы уходим от предмета, следуем за личными ассоциациями. Не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, это обогащает. 

"В этом смысле классовый Ваш выпад не по делу" - так я о том и говорю, что с моей стороны НЕ БЫЛО подобного выпада. Ну соображайте уже. Вы там реально добрались до коньячка, что ли? И о нестандартности продуктового набора для театральных буфетов я ни слова не говорила, - это вы на него начали молиться, как на восьмое чудо света.

Но если уж вы мне что-то пытаетесь доказать  - получите.

"В 60-70-х никто не запрещал крестьянской родне приедет кто на каникулы в Ленинград и походить по театрам-музеям. Было бы желание" - вы там ещё и курнули чего-то забористого. При чём тут семидесятые? Какое ещё "приедет кто на каникулы в Ленинград"? Кстати, а когда у крестьян каникулы? Вы вообще представляете, что с ними творили при Хрущёве? Им личный скот запрещали держать. И не разрешали торговать на рынках. Они не имели доходов, позволяющих хоть как-то выпендриться. Поезда-самолёты, театры-музеи, ресторан "Седьмое небо", гостиница "Националь", пляжи Анапы, золотые пески Болгарии - все ждали колхозников, но у тех "не было желания", ага; ленивые, нелюбопытные люди. Из моей крестьянской родни никто, никогда, ни в какие времена не приехал из своих уральских деревень "походить по театрам-музяем" - ни в Москву, ни в Ленинград. Они посещали райцентр. Резиновые сапоги там покупали и всё такое.

"В процессе дискуссии участников часто заносит не совсем туда, мы уходим от предмета, следуем за личными ассоциациями. Не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, это обогащает" - когда кого-то заносит, лично меня это не обогащает. И я бы предпочла, чтобы Маргарита, следуя за какими-то там ассоциациями, выложила бы фотографию тридцать седьмого года в ответ на ваши стенания об икорочке и конфетках, и иронически спросила бы: "как вы думаете, а что ели эти люди?" - а дальше вы бы взаимно обогащались, заносимые не туда в своих полубезумных диалогах. 

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

В Ваш комический дар приводит меня в восторг, милая Наташа! И оказывается мы с Вами ещё и землячки - Свердловск, Первоуральск - родные места. Так вот в Свердловске в те времена был роскошный оперный театр. Я там провела все отрочество на приставных стульчиках в оркестровой яме. И буфет в антракте был точно как на фотографии! Потому и тоска меня охватила безумная. А возила меня туда бабушка-пенсионерка из Первоуральска. Накопит маленько, и на недельку в Свердловск в оперу. Скота у неё правда не было. Она работала сельским фельдшером, когда вышла из заключения как жена врага народа. Так вот я и говорю - было бы желание((

Ошибки прикольные, но не мои - это смартфон борется за чистоту языка))

Отличненькое доказательство: мол, моя бабушка, не колхозница, ездила из Первоуральска в Свердловск, поэтому любой колхозник мог из любой жопы поехать в Москву и прекрасно провести время. 

Колхозники были приписаны к колхозам, как крепостные. Чтобы получить паспорт, надо было изловчиться. А за беспаспортные шатания штрафовали. И номера типа "накопит маленько, и на недельку в оперу" не прокатывали (кстати, не знаю, как в Свердловский оперный театр, а в Большой точно никого не пускали на недельку). Выдавать колхозникам паспорта в том же нормальном порядке, что и городским людям, начали только в середине семидесятых.

Мы не совсем землячки: чтобы добраться до Свердловска (я один раз добралась), сначала я ехала до Уфы, оттуда в Свердловск летела самолётом. 

Вы можете, конечно, ещё что-нибудь сообщить эксклюзивного, типа "один библиотекарь ездил из Саратова в Бобруйск, правда у него не было коровы", но не удивляйтесь, если я вас навсегда пошлю к какой-то бабушке. У абсурда тоже должны быть пределы. 

Ладно, Наташ, не нужно меня никуда посылать ))) у каждого своя жизнь, свои воспоминания, которые другому могут показаться абсурдными. Рада, что Вы вернулись и кое для кого запахло жареным))

Мне не кажутся абсурдными чьи-то воспоминания. Мне кажется абсурдной манера что-то доказывать воспоминаниями, которые вообще не имеют отношения к предмету разговора.

Спасибо на добром слове, но я уже не рада.

На российских улицах до сих пор такие лица.

Я хоть и не американец, но тоже люблю заниматься этой ерундой: в Лондоне как-то полчаса, наверное, снимал людей на улицах. Осталось прожить лет пятьдесят, и навспоминаться досыта... Хотя... 106 лет... Боюсь, я тогда буду слишком занят другими делами.

Специально для комментария сделал вчера фото на юго-западе столицы:

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман, Елена Пальмер

Ну, хмуророжие - это наш отличительный признак.

Я - уж на что, казалось бы, развесёлый человек, и то - когда заходил, бывало, в кабинет к моему прошлому работодателю, тот пугался и спрашивал, что же у нас случилось ужасного и непоправимого...

Вообще, мы почему-то очень любим мрачные расцветки одежды: чёрное, всякое коричневое, серо-грязно-зелёно-буро-тёёёмно-синее - never goes out of style here...

Я недавно - в прекрасном настроении, - захожу к приятелю, а он первым делом спрашивает: "ты болеешь"? И думаю: что же у меня за рожа такая...))

Вот.

Если и есть на свете какой-то "национальный менталитет", то иметь мрачный вид - часть нашего...

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Вот самый измордованный:

Дамы несколько, как бы сказать, опухшие.

Я себя "измордованым" в 1965-м не чувствовал. Настроение у большинства моих знакомых было скорее радостное, оттепельное. В эти годы сняты самые светлые советские фильмы.

Вообще это было время самых больших надежд. И свободой повеяло (для многих - в буквальном смысле).

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман

Да, интересно почитать впечатления молодежи. Что касается меня, в 1965-м  я был студентом ВГИКА. И фотографии эти не вызывают у меня ни негативных эмоций, ни особой настальгии. Большинство людей на фотографиях кажутся мне милыми и симпатичными. Улыбались в России, которую знаю и помню я, всегда редко. Тем более, перед камерой иностранца. Как же можно улыбаться? И уж конечно по фотографиям прохожих нельзя судить о страданиях страны. Фейхтвангер писал, что нигде и никогда не видел на улицах столько счастливых лиц, как в Москве 1937-ого года. Думаю он не врал. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Aurelia Gheorghieva

Новости наших партнеров