Когда культурная жизнь соединяется с уголовщиной, это пугает и озадачивает. Нет, я не о пострадавшем в Третьяковке Иване Г. - это как раз банально. Нынешней весной случилось кое-что более странное. Кто-то, возможно, эту новость пропустил; так я сейчас расскажу.
Дело было в конце апреля, в Иваново. Иваново - город невест, что само по себе страшно, но в рассматриваемом случае роли не играет. Роль играл школьник-подросток, и играл он роль Отелло. На традиционных "Шекспировских чтениях".
Все помнят, что Отелло убил Дездемону, предварительно выдав мемасик "молилась ли ты на ночь"; а вот молилась или не молилась - это для большинства уже тёмное место (или белое пятно), как и то, что женоубийца в финале покончил с собой.
Для расставания с жизнью Отелло использовал холодное оружие. Изображающий Отелло школьник был вынужден, понятное дело, поступить аналогично - и ко всеобщему изумлению и ужасу он зарезался по-настоящему. К счастью, выжил (вызвали "скорую" и т.д.). Нехило замахнулись на Шекспира, однако.
Оказалось, что бутафорский кинжал заменила на настоящий учительница, которая занималась этим представлением. Она принесла кинжал из дома. Оставим за скобками вопрос, откуда у учительницы дома кинжал (откуда у учительницы дома кинжал? - скобка закрывается); но зачем, чёрт возьми, она это сделала?
В новостях говорится - "по неизвестной причине". Ждала я, ждала, когда же выяснится причина, но так и не дождалась. Пришлось думать самой. Устроилась поудобнее, вообразила себя Бенедиктом Камбербэтчем - и пошло-поехало.
Версий, конечно, может быть много: дурость, умственное расстройство, злой умысел, недопонимание (учительница предупредила, но мальчик не услышал, - тут, правда, всё равно непонятно, зачем нарушать технику театральной безопасности).
Вариант фантастический: учительница подложила настоящий кинжал из экстремальной любви к искусству. Вдохновилась, например, фильмом "Бёрдмен", в котором герой, играя в пьесе, решил по-настоящему покончить с собой на театральных подмостках (рука дрогнула, он отстрелил себе нос, но всё равно вышло эффектно) - и публика была в восторге, и критика была счастлива. Но это, пожалуй, для Иваново слишком круто.
Другой вариант, основанный непосредственно на пьесе, мне нравится больше - просто как сюжет для небольшого детективного рассказа.
Если финал "Отелло" в Иваново играли без купюр, на сцене должны были фигурировать два клинка. Два! Это важно. Напоминаю, как было дело у Шекспира. После того, как Отелло задушил жену, нескончаемым потоком пошли люди с известиями о её абсолютной невиновности. У Отелло был меч (в каких-то переводах, может, и кинжал); внимание, это оружие номер раз. Отелло разоружили, и больше он того меча не видел. Там ещё по ходу дела случилась небольшая резня, но это побочные трупы и полутрупы. Когда Отелло оставили одного, он сообразил, что у него ещё кое-какое оружье имеется (примечайте: возникло оружие номер два-с). Отелло позвал дядю, сторожившего за дверью, в свидетели, похвастался своим клёвым испанским мечом, поговорил с трупом Дездемоны - ты, мол, такая холодная, бледная, - дошёл до демонов и серы, тут опять все пришли, Отелло попытался убить связанного Яго, облажался, ещё поговорил о том о сём, уточнил детали заговора, передал привет сенату, нарисовал свой психологический портрет, наконец-то зарезался и торжественно упал на Дездемону (которая, бедолага, чёрт знает сколько времени лежала-коченела) - если бы он опять промахнулся, свалился бы на безвинно убиенную супругу Яго, которая возле Дездемоны пристроилась.
Возможно, в Иваново с театральными кинжалами была напряжёнка, и учительница принесла второй кинжал, чтобы он сыграл роль того, который у Отелло был отобран, - но в предпремьерном волнении кинжалы перепутали: бутафорский унесли со сцены, настоящий оставили.
Пока это единственная версия (у меня), которая позволяет считать всё происходящее сколько-нибудь логичным, а учительницу - сколько-нибудь нормальной. И главное - это красиво, в шекспировском духе. Интересно, как оно было на самом деле.
И не могу не заметить: не зря, не зря Лео наш Толстой так не любил Вильяма нашего Шекспира. Эта драматургия чревата последствиями. Не замахивайтесь - от греха подальше.
В обычной школе, а не в профессиональном театра "финал "Отелло" в Иваново играли без купюр" - этой версии, Наталья, провинциальная Англия будет аплодировать:). У меня на этих днях встреча с моим английским другом, жена которого шекспировед, профессор Пенсильванского университета. Преподнесу и ей этот факт. Пускай Запад утрётся! Мальчика же жалко: училка ленивыя скорей всего. Я в своё время вырезал кинжал из картона, когда на домашней сцене ставил для сына Шекспира...
Эту реплику поддерживают: