Все записи
22:58  /  31.05.18

6906просмотров

Дух и буквы

+T -
Поделиться:

Художник Юрий Пименов любил писать дождь, девушек, стекло, Москву и много чего ещё (см. пост "Время и стекло"). Особой любовью он любил кино, театр и всяческую печатную и рукописную продукцию. Любил буквы, буковки, литеры, знаки и символы. И я его люблю за эту любовь. Если вглядеться-вчитаться в некоторые его картины с должным вниманием, можно обнаружить много интересного. Желательно, конечно, иметь специальный глаз-алмаз. А у меня их даже два.

Для начала - простой случай: первые модницы нового квартала бегут, возможно, в кино. Возможно, на фильм, о котором сообщает плакатик:

Что же это за кино у них там идёт? Элементарно: крутят один из главных оттепельных фильмов - "Летят журавли" Михаила Калатозова. Вот эта самая афиша:

Татьяна Самойлова в "Журавлях":

Есть, конечно, более сложные случаи - как на следующей картине. Она написана в последний год войны. Известное театральное московское место. Согбенную фигурку на афишке я не могу идентифицировать. Как назло, загадочная афишка с фигуркой коварно перекрывает другие афишки, от которых достались мне на рассмотрение только буквы "-иер" и "-ным -но":

Насчёт "-иера" могу предположить, что это объявление о концерте Якова Владимировича Флиера, прекрасного пианиста; в сорок пятом году он был в большом порядке. А "-ным -но" извещает - это я тоже предполагаю - о спектакле "Давным-давно". Пьеса была написана А. Гладковым перед войной, и во время войны её активно ставили для поднятия боевого духа (в шестидесятые Рязанов снимет по ней фильм "Гусарская баллада").

Одной из первых театральных Шурочек Азаровых стала Любовь Добржанская. Дело было в сорок втором, в Свердловске, куда эвакуировался Театр Красной Армии. Решительный был корнетик:

Если вы не узнали Добржанскую - напомню: в кино она многим стала матерью. Мировая мама, как говорила бывшая невеста Жени Лукашина:

Картина Пименова "Мокрые афиши" тоже свидетельствует о культурной жизни. 22 октября состоятся очередные бега, Москонцерт приглашает послушать чьи-то песни, также можно посетить выставку А. П. Остроумовой-Лебедевой (тут двух мнений быть не может), а театр им. Маяковского зовёт на спектакль "Таланты и поклонники" по Островскому:

Анна Петровна Остроумова-Лебедева была замечательной художницей. Почти всё своё творчество она посвятила Петербургу, Петрограду, Ленинграду:

А что касается "Талантов и поклонников" - афишу к этом спектаклю создал Пименов (он вообще нарисовал довольно много афиш):

К тому же Пименов работал над самим спектаклем (вместе с друзьями-учениками) как художник. В семьдесят первом сняли телевизионную версию, которая, конечно, не вполне соответствовала сценической: спектакль и телеспектакль - это разные вещи, да и актёрский состав изменился. Но работу Пименова как художника постарались перенести и на плёнку. Заметьте - стены не пустуют, и ошмётки афиш не могут не радовать благодарного зрителя, хотя на них ничего толком и не прочтёшь. Впрочем, ясно, что в этой провинции когда-то шла трагедия Лессинга "Эмилия Галотти" (жутковатое произведение):

Также я в этом телеспектакле разглядела афиши, извещающие о "Фофочке" (кажется, это был водевиль) и "Бесприданнице" (Островского же, что забавно - получается, что персонажи "Талантов и поклонников" ставили "Бесприданницу").

На ещё одной "афишной" картине Пименова мокнет "Пышка" Михаила Ромма, немой фильм тридцать четвёртого года, в пятидесятые довольно аккуратно озвученный музыкой и одним закадровым голосом. И опять висит объява про бега. А слева - какое-то "ПЕТЕ..."; тут я могу предположить, что имеется в виду фильм "Петер" - трофейное музыкальное кино с переодевашками:

Могу, конечно, насчёт "Петера" ошибаться, но мордочка героини, как и платьице, вполне соответствуют. К тому же этот "Петер" был в СССР очень популярен. Кстати, симпатичный, трогательный фильм - можно сказать, детский (я его видела, как и всё остальное, о чём распространяюсь):

"Петер" некоторым зрителям запал в душу; в семидесятые режиссёр Александр Белинский снял чудный фильм-балет "Старое танго" по мотивам "Петера". В балете счастливый финал изменили на печальный. А танцевала там - и замечательно танцевала - Екатерина Васильева. В смешном мужском костюмчике.

Что до "Пышки" - афиша опять-таки сделана самим Юрием Пименовым:

Галина Сергеева была самой пышной, самой пышущей Пышкой. Жаль, что вкус к немому кино давно утрачен. А ведь в "Пышке" этой - и Фаина Раневская, и Татьяна Окуневская... И Андрей Файт...

Дальше - просто для красоты. Единственное, что я могу тут прочитать - "БЕГА". Бега, товарищи, вечные бега!

Окраинные новые районы - это, конечно, сумбур вместо музыки, а не Большой театр, но зато можно не сомневаться, что всё начертанное - чистая правда. Были там эти вечера танцев, были концерты, было вторсырьё и приёмный пункт №18.

Итого: Юрий Пименов - художник, которому можно доверять. И можно иногда проверять; не Пименова, конечно, а собственную сообразительность.

Комментировать Всего 11 комментариев
художник, которому можно доверять

Оно-то конечно:)... Одного не могу понять: как в таких шпилечках, что на героинях картин, можно передвигаться по "окраинным новым районам"? Особенно, что на первой картине... особенно - по трубам. Эквилибристки, однако! 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Привычка. Из "боевой юности" помню периодическую неловкость: заходим или заплываем в какую-нибудь деревню хлеба купить - штормовки не первой чистоты и опрятности, рюкзаки, кирза или литые черные резиновые сапоги 42 размера с двумя носками. Воскресенье, дороги - разъезженная грязь пополам с навозом, и вот по обочине их пробираются ярко одетые девушки (в клуб? В кино? Просто погулять?), обязательно парами или тройками, - и в туфлях на каблуках! 

Истинная правда, на каблучках бегали и по трубам, и по доскам, и по грязи...

Пименов в серии "Новые кварталы" - сугубый реалист) Его даже упрекали за "репортажность".

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Любимов, Алия Гайса

Я сама в юности жила в таких кварталах (называлось оно "проспект Энергетиков и проспект Энтузиастов") и на стене нашей квартиры у меня висели вырезанные из "Огонька" - врубелевская "сирень" и вот напротив нее Пименов, кажется картина называлась "Свадьба на будущей улице" - там молодожены и гости идут опять же по трубам кажется. :)

Страшно подумать, сколько лет назад это было...

О времена, о нравы! До чего же я отстала от жизни, но теперь нагнала:) Половину из неё проходила на каблуках - в силу профессии, штоле?.. И только год назад открыла для себя кроссовки. Всё, Катерина, как отрезало! Все "каблуки" - самый крутые, брендовые, которым сносу нет! - отдала младшей дочери, а сама перешла исключительно на кеды и кроссы - даже под коктейльные платья. Как же здорово - я вам передать не могу! Свобода... видимо, она приходит на плоской подошве:)  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Любимов

Интересно! Я думал, Пименов сделал эту афишу намного позже, уже для озвученного.  А оказалось - то же 1934. Гл. художником картины был мой дед, но плакатов он почему-то не рисовал. Кстати, этот плакат стоит в доме главных героев культового американского триллера "Семь" Дэвида Финчера. "  

 "Однажды Ромма, тогда еще ассистента режиссера, вызвал директор и предложил сделку. Если Ромм напишет подходящий под его требования сценарий, то молодому кинематографисту дадут снять собственный фильм. Правда, условия были очень жесткими: на написание картины отводилось 2 недели, в ней разрешалось задействовать не больше десяти «дешевых актеров», не больше пяти простых декораций и запланировать ни одной сцены с массовкой. Смета должна была уложиться в 150 тысяч, а картина предполагалась немой.

Ромм, которому тогда было чуть больше 30-ти, решил рискнуть. Он экранизировал «Пышку» Ги де Мопассана, хотя сам никогда не бывал во Франции. Во время съемок в целях экономии в павильоне, где проходили съемки, отсутствовал пол, и было очень холодно. Кстати, одну из ролей в ленте сыграла «дешевая актриса» Фаина Раневская — для нее это был первый кинематографический опыт." Мой дед тоже все время "снимал" Францию (Зори Парижа и Гаврош), и так никогда ее и не увидел...

Вова, в который раз убеждаюсь: до чего же ты аристократ! И почему я об этом забыла, когда мы с тобой выпивали?.. Эх, надо было на брудершафт!

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Даже мой дед не был аристократом, Аня! Он был типичный разночинец. А уж отец - вообще босяк. Только бабушка вела себя, как графиня, и была похожа на старую Ахматову. 

Кароч, движок Сноба опять глючит: отвечала непосредственно тебе, а получилось самой Н.Белюшиной. Попыталась исправить - вышло сплошное непотребство... пришлось удалить вовсе.

Я что хотела сказать - к вопросу о твоей бабушке-графине:) Ты ведь тоже ведёшь себя, как приличный человек, - пошто вводишь в заблуждение?! И как после этого к тебе на концерты летать - ведь я-то думала, ты постмодернист:))) 

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Я не постмодернист, я просто опосля. А что веду себя, как приличный - так просто пугать не хотел. 

The last but not the least))) Я тебя поняла, дружище!

Anna Bistroff Комментарий удален автором

Новости наших партнеров