Все записи
10:41  /  13.05.13

15911просмотров

Мой любимый Шпигель

+T -
Поделиться:

 

В праздничные майские дни ТВ непрерывно показывает советские (а также постсоветские и даже антисоветские) фильмы о войне. Попадаются чудноватые экземпляры. Не экземпляры, а какая-то просто экзема от кинематографа. На это раз попался мне на глаза «Один шанс из тысячи», шестьдесят восьмого года, про фашистов/антифашистов, разведчиков/подпольщиков и прочих шпионов/диверсантов в пейзаже Черноморского побережья; почти вестерн, с гонками на велосипедах, Солоницыным в главной роли и Тарковским в качестве художественного руководителя и одного из сценаристов. Я его уже видела, но бросила смотреть минут за пять до финала; в этот раз, честно сказать, тоже бросила, потому что меня снова посетило неприятное чувство, что сейчас пожертвуют кем-то из наших — и я невольно начала делать ставки, кто же падет смертью храбрых. Так до сих пор и не знаю, выжил ли герой Солоницына. Создатели, похоже, экспериментировали; если бы пошли дальше, добрели бы до Тарантино (не в смысле кровищи, а в смысле исторического абсурда), но они остановились где-то в районе «Спортлото-82»: в некоторых сценах было такое музыкальное оформление, которое обычно добавляло комизма гайдаевским погоням. Чтобы благодарный читатель лучше понимал контекст, добавлю, что Тарковским уже был снят «Андрей Рублев» — с тем же Солоницыным. А в фильмографии Солоницына следующим после «Одного шанса из тысячи» военным фильмом стала «Проверка на дорогах» Германа.

Это была преамбула. На тему дивного разнообразия советского кино.

В «Одном шансе из тысячи» меня очаровал один полукомический фашист, душка и лапочка, хотя и противный, как положено фашисту. Актера я помнила — Шпигель Григорий Ойзерович, из моих любимцев. Он много снимался в ролях второго плана и очень много — в эпизодах. Одних только немцев Шпигель играл по меньшей мере раз пять-шесть. Во время войны пьянствовал в «Антоше Рыбкине», после войны мучил краснодонцев в «Молодой гвардии», а в 1958-м дослужился до начальника Гестапо в «На дальних берегах». И это не все его немцы. Его немцы, кстати, были разными, как были разными все его персонажи — шпионы, недотепы, аристократы, комические дурачки. Григорий Шпигель был из тех актеров, которых все обязательно хоть где-то да видели, но не помнят фамилии. Из общеизвестного он снимался, например, в «12 стульях» (и у Гайдая, и у Захарова), «Бриллиантовой руке», «Женитьбе Бальзаминова», «Идиоте», а совсем молодым — в «Сказании о земле Сибирской», «Воздушном извозчике», «Иване Грозном». Сложновато, не имея нюха как у собаки и глаза как у орла, узнать тенора Светловидова из сорок третьего года в стамбульском контрабандисте конца шестидесятых. Однако я вот думаю: если найдется такой неофит, который вообще не знает нашего кино, но который решит вдруг задаться целью изучить творческую биографию Григория Шпигеля, то при известной пытливости он может ненароком ознакомиться с огромным куском истории советского кинематографа, дойдя от Эйзенштейна, Пырьева, Трауберга, Барнета — через Герасимова, Швейцера, Германа — до Гайдая и Рязанова; не всякий, между прочим, кумир миллионов дает такую возможность. Шпигель естественно встраивался в любую кинореальность, с которой ему приходилось иметь дело.

Об условно-общеизвестном писать не слишком интересно, куда занятнее некультовое кино. Один из любопытнейших старых советских фильмов — «Закон жизни» Александра Столпера и Бориса Иванова. Это фильм сорокового года. Вскоре начнется война, Столпер снимет «Парня из нашего города» (в нем Шпигель будет играть немецкого офицера) и «Жди меня», которые посмотрят все, а «Закон жизни» будет не очень-то уместен. Он был, собственно, неуместен сразу: «Правда» немедленно разразилась статьей «Фальшивый фильм» (им был недоволен сам Иосиф Виссарионович), — и впоследствии он тоже не пришелся ко двору; фильм так никогда и не пустили в прокат. Ничего удивительного. Это было кино в своем роде уникальное: достаточно сказать, что воплощением зла был секретарь обкома комсомола — фамилия персонажа была, как сейчас помню, Огнерубов, — который спаивал комсомольцев, а также обрюхатил одну комсомолку, потребовал аборта, устранился, а потом стал ухлестывать за ее младшей сестрой. Огнерубов был классический демагог, много и красиво болтал и приписывал Марксу собственные соображения («Если любишь девушку — преследуй ее своей любовью». Карл Маркс). Мой любимый Шпигель играл в «Законе жизни» хорошенького комсомольского пупса Черемушкина. Несмотря на характерность и комизм, роль была объемная, и с развитием, и с кульминацией.

закон жизни

Еще одно очень любопытное явление — «Седьмой спутник» 1967 года, режиссерский недодебют Алексея Германа (в фильме было два режиссера, Аронов и Герман, и Герман был ведомым). Фильм снят по одноименной повести Бориса Лавренёва. Как и в «Сорок первом», тоже экранизированном, под знаменем революции Лавренёв вплотную приближается к врагам советской власти, рассматривает их с нескрываемой симпатией и в конце авторской волей и в соответствии с исторической неизбежностью пускает в расход. «На розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз». «Недоговоренный слог слизнули желтые язычки залпа».

В «Седьмом спутнике» пролетариат под впечатлением от убийства Урицкого и покушения на Ленина берет недобитую буржуазию за горло красным террором («Не око за око, а тысячу глаз за одинъ, тысячу жизней буржуазiи за жизнь вождя. ДА ЗДРАВСТВУЕТЪ КРАСНЫЙ ТЕРРОРЪ!»). Это позволило показать значительное количество арестованных деятелей старого режима, ожидающих расстрела или скромно рассчитывающих на неприятности поменьше. Шпигель играет персонажа «из бывших» по фамилии Шпигель (фамилии Шпигель у Лавренёва не было, там большинство недобитых были безымянными; стало быть, это позабавились авторы фильма). Вот этот Шпигель-Шпигель:

Настоятельно советую посмотреть фильм «Седьмой спутник» всем, кто его не видел. Во-первых, это просто хороший фильм. Во-вторых, там несколько приятных актерских мелочей. Юматов играет уголовника (уголовников в лучших традициях подселили к арестованной буржуазии), молодой Ромашин — белого офицера, молодой Баталов — красного комиссара (тоже в лучших традициях — интеллигентный, в очочках, почти застенчивый). А молодой Басилашвили (его нет в титрах) — обломок аристократии с единственной репликой: «Боже мой, а ведь все могло быть так прекрасно... Республика, парламент...» На что другой арестант ему отвечает: «В России парламент? Ну вы чудак. В России любая диктатура лучше, даже эта. По крайней мере — крепкая рука». А Шпигель-Шпигель восклицает: «Престиж России сброшен в такую пропасть, что я мучительно краснею, когда думаю об этом!» И так далее. Местами просто на редкость современное кино, диалоги можно выдавать за комментарии блогеров сайта «Сноб».

Возвращаюсь, однако, обратно — к моей личной глубокой симпатии, тому лапочке-фашисту из велосипедного вестерна «Один шанс из тысячи». В «Одном шансе из тысячи» Григорий Шпигель снимался впритык к «Седьмому спутнику», но между персонажами, заметьте, даже внешне было мало общего. В том фашисте (Ширах его звали) что-то было такое... цепляющее, не побоюсь этого выражения, тонкие струны души. Что-то приятно знакомое, почти милое. Как будто родом из детства. Ломала я голову, ломала — кого ж мне этот гад напоминает? — и доломала. Озарило-таки. Фашист Ширах был вылитый Весельчак У из мультфильма «Тайна третьей планеты». Вылитый! Он и выглядел похоже, и похоже разговаривал. Оказалось, это не совпадение: Григорий Шпигель, игравший фашиста Шираха в «Одном шансе из тысячи», лет так через двенадцать после этого озвучил Весельчака У в «Тайне третьей планеты». Странно, что я не сообразила раньше. У Шпигеля ведь всегда был очень особенный голос, которым он замечательно пользовался, часто включая самые высокие регистры. Но я только нынче поняла, что это голос Весельчака У. Тут, конечно, улыбочки и черная форма СС подкинули дровишек, чтобы мозг наконец сложил два и два:

Для полной наглядности я соорудила для вас мини-ролик с голосами Весельчака У и Шираха (напоминаю, что между этими персонажами пролегает больше десяти лет):

Ничего нет приятнее, чем считать, что знаешь слишком много, — и вдруг обнаружить, что пребываешь во тьме невежества. От меня как-то ускользнуло, что Шпигель озвучивал мультфильмы с сорок шестого года (мультипликация, впрочем, никогда меня по-настоящему не занимала). Шпигель озвучивал свинок, котиков, врачей и учительниц, толстощекого Одуванчика, мультипликационного Чичикова, агента Ноль-Ноль-Икс в «Приключениях капитана Врунгеля», Джинна в «Приключениях барона Мюнхгаузена» (помните — «Какой-такой павлин-мавлин? Не видишь — мы кюшаем!», «Будет, будет... Шашлык из тебя будет!»). Вот некоторые его мультипликационные персонажи:

А еще оказалось, что Григорий Шпигель умер в восемьдесят первом; его последним мультяшным героем был как раз Весельчак У, а последней работой в кино — две небольшие роли (суфлера и одного из актеров) в рязановском «О бедном гусаре замолвите слово».

Умер он рано, в шестьдесят шесть лет. О том, каким был Григорий Шпигель в жизни, можно судить по воспоминаниям Лидии Смирновой из ее книги «Моя любовь»: Не могу забыть свою дружбу с Гришей Шпигелем. Какой он был хороший актер и человек! Он всегда играл отрицательные роли, чаще всего в музыкальных картинах. Его все очень любили, он был интеллигентным, порядочным. Для меня он был как близкая подруга.

Теги: синема

Читайте также

Комментировать Всего 42 комментария

Очень интересно! Спасибо! 

А будет такой же прекрасный материал о Штерне, Цайте, Фокусе и Малерблатте?

А вы сами напишите. Это же исключительно ваша тема.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Неужто за ваши писания кто-то приплачивает? Даже за стишки? Невозможно в это поверить.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Сергей Кондрашов, Liliana Loss

Нет. У Сирокова, в смысле Узкова.

Замечательный    текст,   впрочем,   как  и  все   натальины)  А  Шпигеля   я  не  помню,  видела  ли  когда-нибудь...  Уподобляясь   Тихомирову,  попрошу   написать    про    Патрика   Суэйзи     -  такой  прекрасный   артист   с  такой   не  простой  судьбой...

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин

Видели, конечно - если смотрели "Бриллиантовую руку" или "12 стульев". Ну или "Идиота". Или "Приваловские миллионы". Или "Мичмана Панина". Или "Сказку о потерянном времени". В общем, масса вариантов)

Не надо уподобляться Тихомирову!)

Ничего  не  смотрела  -  провал  в   кинематографическом  образовании.

"Не надо уподобляться Тихомирову!)"

-   Не  буду.

Пора Кисе и Осе собирать деньги на Провал.  "Чтобы не слишком провалился."  :-)

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Да-да, я это и имела в виду)))

Ничего нет приятнее, чем считать, что знаешь слишком много, — и вдруг обнаружить, что пребываешь во тьме невежества.

А ещё, Наталья, приятно читать умных авторов... Например, Вас.

Спасибо, дорогой Сергей!

Это бальзам на моё израненное сердце)

Берегите себя! Если Вас способен поранить бедняжка "Тихомиров", то это тревожный признак.

"Тихомиров" - ни в коем случае)

Что же за мерзавец покусился на Ваше сердце?

Ну что за люди, право - вот ничего у них святого... :)

Соболезную, и желаю наделать сумок из шкурки...  :)

Да, хороший был актер. А уж голос - в жизни не забудем.

Наталья, огромное спасибо за интереснейший текст. Восхищен тем, какую  основательную исследовательскую работу Вы провели.

До сих пор ничего не знал об актере Шпигеле. А как только увидел кадры из фильмов и мультфильмов, конечно, вспомнил и его образ, и его голос.

СПАСИБО! Побольше бы таких текстов на Снобе.

Эту реплику поддерживают: Андрей Шухов

Спасибо, Сергей! Большой работы-то я, конечно, не проводила - разве что насчёт мультфильмов покопалась. Ну и кадры поискала) И ролик сделала)

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Ничего нет приятнее, чем считать, что знаешь слишком много, — и вдруг обнаружить, что пребываешь во тьме невежества.

Вот удивительно. Не открой я страницу, жил бы дальше и не знал бы ничего.

Фильмы бы все эти посмотрел. И не знал бы все-равно.

А вот прочел - и выплыла для меня из небытия история человека.

Очень странное чувство у меня возникает, когда берет и появляется что-то в прошлом.

Почему-то вспомнил слова из концовки фильма "Высоты свободы" Барри Левинсона (в моём корявом переводе):

"Если бы я знал, что всему приходит конец, я бы постарался запомнить получше".

В общем, спасибо!

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Да было за что:)

Потреблять хорошие вещи с благодарностью могу.

Вот бы еще создавать научиться...:)

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Всё стараюсь в это верить:) Спасибо)

Я чудовищным образом пропустил "бы" в "Да было за что:)".

Нескромно вышло..:)

А я поняла, что вы "бы" пропустили, - слишком уж неожиданная нескромность))))

Иногда, будучи неуверенным в себе, я начинаю держаться с невероятным апломбом:)

Сдаётся мне, что вы на себя наговариваете))

Вот подумал, подумал. Все-таки, иногда так поступаю:)

Но здесь, конечно, я опечатался. Не буду кокетничать:)

Завязывайте с самоанализом, не то додумаетесь до того, что всё-таки иногда кокетничаете)))

Новости наших партнеров