Все записи
10:21  /  17.10.15

40271просмотр

«Теряя всякое чувство меры»

+T -
Поделиться:

 

Красноречивый диптих из двух цитат, между которыми больше восьмидесяти лет.

Дмитрий Шостакович, из письма И. Соллертинскому, 10 августа 1932 года: «Сегодня я имел огромное счастье посетить заключительное заседание съезда стахановцев. Видел в президиуме товарища Сталина, т. т. Молотова, Кагановича, Ворошилова, Орджоникидзе, Калинина, Коссиора, Микояна, Постышева, Чубаря, Андреева и Жданова. Слушал выступление товарищей Сталина, Ворошилова и Шверника. Речью Ворошилова я был пленен, но после прослушания Сталина я совершенно потерял всякое чувство меры и кричал со всем залом "Ура!" и без конца аплодировал. Его историческую речь ты прочтешь в газетах, так что излагать тебе ее не буду. Конечно, сегодняшний день является самым счастливым днем всей моей жизни: я видел и слышал Сталина».

Александр Калягин, «Новые известия», 9 октября 2015 года: «Когда пошел к трибуне Владимир Владимирович, вопросов больше не осталось, он и есть главное действующее лицо. Все, что он скажет, определит все дальнейшие сюжетные ходы. Путинскую речь можно сравнить с монологом, написанным блистательным драматургом. <...> На фразе: «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?» – я не удержался и зааплодировал. <...> Аплодировал я не единожды, моментов для восторга было много. И я в очередной раз подумал, как же здорово, что нашей страной руководит человек, которым мы можем гордиться. Если честно, это впервые в моей жизни».

Шостакович, как известно, подобными стилизациями забавлял своего адресата и забавлялся сам. В данном случае (Гегелю вопреки) в письме Шостаковича – фарс, который в калягинских «моментах для восторга» повторяется как трагедия. Маленькая. Но удаленькая. Трагедия покорного слуги, деятеля культуры из советского крепостного театра; вроде выдавливали из себя раба, выдавливали, как завещал блистательный драматург, а раб возьми и одним махом вдавись обратно. «Я дома здесь, я здесь пришел не в гости». Прискорбней наблюдать только женские истерические припадки имени Ульяны Скойбеды: «Открыв рот и прижимая к себе ребенка, я говорила: «Смотри, сын, смотри: это ты будешь помнить всю свою жизнь...» – конец цитаты; нет, это было не про северное сияние или Сикстинскую капеллу, это Скойбеда в прошлом году Путина по телевизору увидела. Рот с тех пор у неё не закрывается, а телевизор мироточит. Лишь бы мальчику кошмары не снились. Поколение деток, прижатых к груди во время путинских выступлений, когда-нибудь отомстит полнейшим инфантилизмом и импотенцией (последнее понимай широко, товарищ, хотя может получиться и узко).

Комментировать Всего 9 комментариев

Это противно, но не ужасно. Настоящий кошмар воинствующей пошлости начнется, когда они массово начнут "прозревать".

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Волченко

Вообще хотелось бы культуру отделить от власти. Как церковь от государства. Что тоже невозможно))

Невозможно.

И, видимо, этого никогда и не было.

Достаточно вспомнить хоть Микеланджело - с его шедеврами, по большей части заказанными светскими и религиозными властями...

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

по большей части заказанными светскими и религиозными властями.

Что значит "по большей части"?! Да ни один нормальный художник в те времена не работал "для себя"! ВСЕ делалось для заказчика.

:)

А то и значит: вот Лоренцо Медичи, например, был представителем светских властей, а все папы, которые успели попользоваться талантом, были властями религиозными... 

А кем были все остальные заказчики работ Микеланджело? :)

Я планирую написать о генуэзском кладбище... Знаешь, сколько там работ известных скульпторов? И их заказчиками были юристы, учёные, предприниматели, банкиры, врачи, аристократы...

Вряд ли большинство из них попадает под определение "властей".

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Исторический опыт подсказывает, что начнут. Но лет через сто. И не они.