Все записи
15:59  /  16.05.14

2292просмотра

Потрясая копьем. Британцы привезли в Москву "Гамлета"

+T -
Поделиться:

 

Ходила позавчера на "Гамлета", которого привезла на Чеховский театральный фестиваль труппа "Шекспировского "Глобуса".

Когда королева явилась с известием, что Офелия, бедняжка, утонула, парень рядом со мной охнул от неожиданности и сказал "О Господи!".

Рассуждать о "Гамлете" смешно, на эту тему написаны тома и диссертации, но все же хочется сказать пару слов о самом спектакле. 

Постановка Доминика Дромгула и Била Бакхерста - это простая ироничная трактовка, удобная в транспортировке, я бы сказала, в которой актеры кажутся фишками, высыпанными из коробочки, точно не они играют, а ими постановщики играют перед зрителями: так делают дети, назначая одну игрушку принцессой, а другую принцем. 

Чернокожая рослая девушка изображает то Горацио, то норвежского офицера, Лаэрт (в исполнении Тома Лоуренса, учился в RADA на одном курсе с Беном Уиншоу. В той постановке "Гамлета", где главную роль играл самый популярный Доктор Кто всех времен и народов Дэвид Теннант, Том Лоуренс играл Горацио - привнеся в эту роль то человеческое тепло, которого мне не хватило в версии, показанной в Москве) в следующей сцене изображает Розенкранца - или Гильденстерна, их все путают, даже король, - а улыбчивая крепкая Офелия сама себя хоронит.

Свет в зале не стали гасить, спектакль идет попросту, без спецэффектов. Декорации представляют собой сундуки и занавеску, натянутую между двумя штангами. Хотя тут самое время признаться, что я люблю спецэффекты. Игру со светом, декорации, воздействие на все чувствительные точки человека, сидящего в зале. Потому что театр - это всегда условность, и чтобы волшебство сработало и зрителя засосало внутрь представления нужна общая работа - и труппы, и зрителей.

Вспомнила, как лет пятнадцать назад на таком же фестивале представили своего "Гамлета" французы - так вот они привезли с собой живую лошадь, и призрак являлся сыну конным в лучах мертвенного света, и очень чувствовалось, сколько смелости надо было набраться маленькому изящному Гамлету, чтобы пойти за мертвецом и начать с ним разговор. Мне часто кажется, что когда и свет простой, и декорации никакие, слишком много работы приходится на долю того, кто смотрит на сцену из зала. (Впрочем, может, я просто ленивый зритель, надеющийся, что большую часть работы по засасыванию в игру за меня сделает режиссер).

Злодей Клавдий, пожилой британский джентльмен с прекрасными манерами и осанкой, представляет собой тип прагматичного политика, которого полностью одобрил бы Макиавелли, - он добился всего, чего хотел, дипломатично, одним письмом соседнему королю, устранил угрозу новой войны, и теперь хочет наконец ("могу я хоть раз в жизни спокойно?!" (с)) воспользоваться плодами своего преступления. Его искренняя любовь к королеве вызывает такую же искреннюю симпатию. 

Гамлет же словно нарочно раздражает: грызет ногти, которым только что хватался за череп Йорика - где твои манеры, принц? - потом ругается над могилой Офелии с братом умершей, что в трактовке "Глобуса" выглядит совершенно неприлично. Потом-то он, конечно, извиняется, но Лаэрт, при всем своем мягком благородстве, простить произошедшее не в силах. 

"Средневековый зритель знал, что если в первой сцене появляется призрак, призывающий к страшной мести, добром дело не кончится, - говорит историк театра в передаче BBC "Открывая Шекспира". - Гамлет мертв уже с первого акта, и это знает он сам и всегда знали зрители". К последнему акту пьесы Гамлет успевает стать убийцей похуже Клавдия, и зрителю приходится напоминать себе, "кто начал первым", чтобы сочувствие к запутавшемуся в несчастьях принцу не угасло. И эти его обгрызенные ногти, и вертлявость, и нерешительность! Да он и вправду не в себе! 

А потом мертвые встают с дощатого пола, берут гитару с гармошкой и заканчивают спектакль веселой песенкой. Жизнь продолжается.

В этом году исполняется 450 лет со дня рождения Шекспира. К этой дате приурочено много культурных мероприятий, в частности, Год культуры Британия - Россия, в рамках которого Чеховским фестивалем подготовлена программа, включающая гастроли ведущих английских театров в России. Увидеть спектакли из этой программы можно будет в Пскове, Тюмени, Воронеже, Казани и других городах. Давать представления у нас разные британские труппы будут с мая по декабрь. "Глобус" пока отправился гастролировать по Прибалтике, оставив в Москве вместо себя Королевский Шекспировский театр (из Стратфорда-на-Эйвоне, родного города Шекспира) и Шотландский балет, но вернется в октябре-ноябре, чтобы несколько раз показать в театре им. Моссовета "Сон в летнюю ночь"